воскресенье, 10 декабря 2017 г.

Аргентина: какая боль...

У каждой страны, считающей за честь иметь свой подводный флот и имеющей его, исходя из своих географических особенностей и экономических возможностей, есть свой «Курск».

Для непосвященных – это такой День национальной трагедии, до которого жили-были несколько десятков человек, служили во благо своего Отечества, делали своё дело, смеялись, переживали, рвали жилы и нервы, думали, что никто, кроме них, что вот закончится этот выход в море, а там детей надо к дедам отвезти на лето, да и самим уж в отпуск собираться, а потом...

Потом - ничего, пустота, слёзы близких, траурные речи начальников, лицемерие СМИ, поминальные тосты и весь остальной атрибут положенных скорбных, но уже таких бессмысленных мероприятий, которые всегда заканчиваются таким знакомым, но до боли обидным забвением.

Такие дни есть у США, Израиля, Франции, Англии, России.

Теперь и у Аргентины есть такой День.

Вспоминать о нём будут ежегодно 15 ноября, начиная с 10 часов 51 минуты местного времени. 

Именно эти «10.51» останутся в памяти родных экипажа подводной лодки навсегда, «10.51», которые разделили их жизни на «До» и «После».

Почему именно «10.51»?

Потому, что именно в это время гидрофоны гидроакустических станций НА10 на Азорских островах и НА04 на островах Крозет зафиксировали два взрыва, источник которых находился в районе последнего контакта с аргентинской подводной лодкой San Juan.


Судя по сонограмме, первопричиной первого «всплеска» является именно взрыв, характер которого точно ещё предстоит определить специалистам, а второго – возможно, «схлопывание» переборок корпуса лодки, когда она проваливается на закритические глубины

 
В понедельник, 13 ноября 2017 года (при сочетания этих дней и дат бывалый военно-морской люд в некоторых странах даже и не помышляет о выходах в море) подводная лодка ВМС Аргентины San Juan вышла из военно-морской базы Usuaia для того, чтобы осуществить переход в военно-морскую базу Mar del Plata. Переход проходил в штатном режиме, единственное, что его немного омрачало, это неудовлетворительные погодные условия (шторм 7-8 баллов) в районе перехода, что, в прочем, для подводной лодки не особенно критично.


В штатном – до «07.30» среды, когда капитан сообщил в донесении о неполадках системы электроснабжения, которая скорее всего была вызвана неисправностью в отсеке аккумуляторных батарей.

В штатном – до тех самых «10.51» среды, когда произошла трагедия и после которых командованием ВМС Аргентины было принято решение на проведение широкомасштабной поисково-спасательной операции с международным участием.

Специалисты рассматривают две основные версии случившегося: взрыв водородной смеси в аккумуляторном отсеке и столкновение с подводной миной ВМС Аргентины (Великобритания мин не ставила!) времен англо-аргентинской войны за Фолклендские острова. Но, независимо от обстоятельств, самостоятельно Аргентина пока не может проводит поисково-спасательные операции такого масштаба.

На просьбу Правительства Аргентины в поисках пропавшей пл отреагировали 11 стран, включая США, Великобританию, Бразилию, Чили, Уругвай, Норвегию, Россию.


По состоянию на 25 ноября к поискам были привлечены:

- от Аргентины: эсминцы "Саранди", "Ла Аргентина", корветы "Розалез", "Драммонд", "Робинсон", "Спиро",  судно комплексного снабжения "Патагония", транспорт "Байя Сан Блас" с вертолетом AS550, два противолодочных самолета  S-2E Tracker, гидрографические суда "Аустрал" и "Пуэрто Деседо», самолеты С-130 "Геркулес» и Beechkraft Super King", сторожевые корабли "Доктор Мануэль Мантилья", "Танго";

- от Бразилии: один самолет P-3 Orion, один самолёт С-295, фрегат "Радемакер", ледокол "Альмиранте Максимиано", плавбаза подлодок "Фелинто Перри";

- от Чили: самолет С-295, исследовательское судно "Кабо де Хорнос";

- от Колумбии: самолет СN-235;

- от Норвегии: судно "Сканди Патагония" с подводными управляемыми аппаратами, водолазным колоколом и гидроакустическим комплексом, судно "Софи Сьем" с поисковым оборудованием;

- от России: ГИСУ "Янтарь" с оборудованием для глубоководных работ, специалисты-глубоководники и операторы телеуправляемого необитаемого подводного аппарата "Пантера Плюс" с самим аппаратом от экспедиционного аварийно-спасательного отряда ВМФ;

- от Великобритании: самолет С-130 «Геркулес», патрульный корабль "Клайд", исследовательское судно "Протектор", группа специалистов глубоководников  с поисковым оборудованием на борту (переброшены в Аргентину 22 ноября);

- от США: два самолета P-8A "Посейдон", самолет NP-3B "Орион" от НАСА (после четырех дней работ покинул район проведения операции),  барокамеры, автономные подводные аппараты и группа специалистов Undersea Rescue Command из-под Сан-Диего;

- от Уругвая: самолет Beechkraft Super King и поисковое судно "Вангардия".

Распределение поисковых районов между спасателями в районе аварийной ПЛ

Справедливости ради надо отметить, что район трагедии располагается на широтах печально известных «ревущих сороковых», где шторм в 4 баллов и высота волны в 3 метра считается местным штилем и очень хорошими погодными условиями. Из-за этих самых погодных условий первые 4-5 суток работ эффективность поисковых мероприятий корабельной группировки сил и их специального оборудования была минимальной (максимально использовались возможности только базовой патрульной авиации ВМС США и летающей лаборатории НАСА на базе самолета Р-3В Орион.


К примеру, сейчас в районе поиска погода выглядит так:


Карта глубин в месте трагедии тоже ни о чем хорошем не говорит (белая точка в черном круге – место трагедии).


Хорошо (если можно в этой ситуации употребить это слово), если аварийная пл легла на глубины в 200-300 метров, откуда теоретически можно кого-то (дай то бог, конечно!) достать живым, а если произошло сваливание в подводный каньон глубиной более трёх километров, то тогда надежд не остаётся.
 
Отдельно надо остановится на составе сил, направленных в район трагедии Россией.

Не будем вновь перечислять, кто кому звонил, кто кого просил, и кто принимал решение направлять помощь – это хорошо освещалось в СМИ, да и не так уж это и важно. Важно то, что направили – значит не всё так уж окончательно плохо с добродетелью у власти.

Гидрографическое судно специального назначения Главного управления глубоководных исследований Министерства обороны России «Янтарь» завершало выполнение задач специального выхода в районе Индийского океана - ЮАР – западной части южной Африки, когда поступило указание на переразвертывание к берегам Аргентины. 


По первоначальному плану после захода в один из портов ЮАР Янтарь должен был следовать в Анголу для пополнения запасов топлива и продовольствия и далее ложиться на курс возвращения домой, но для него нашлись дела, куда как более срочные и важные.

Примерная схема переразвертывания Янтаря представлена на рисунке.


На вооружении этого уникального корабельного комплекса состоят автономные пилотируемые глубоководные станции, способные работать на глубинах более 4000 метров.


Характеристики данных глубоководных станций и самого «Янтаря» позволяют утверждать, что в своей области применения у него соперников на море и в глубинах морских попросту нет.

Непосредственно в район поиска Янтарь должен подойти в течение 2-3-х ближайших суток.

Кроме Янтаря, в пятницу 25 ноября в Аргентину (аэродром Комодоро-Ривадавия) бортом военно-транспортной авиации Ан-124 (б/н 82010, позывной TTF9008) из-под Санкт-Петербурга были переброшены специалисты экспедиционного аварийно-спасательного отряда ВМФ во главе с капитаном 1 ранга  С. Башмаковым, а  также  необитаемый подводный аппарат "Пантера Плюс", способный выполнять работы на глубинах до 1000 метров.
 
Специалисты отряда и необходимое для работы оборудование были размещены на корвете Robinson Аргентинских ВМС и с 27 ноября вышли в море.

Будем надеяться, что именно специалисты Российского ВМФ, несмотря на то, что у США, Англии и Норвегии тоже серьёзные и подготовленные команды, внесут решающий вклад в поиске затонувшей аргентинской пл.

Впрочем, уже даже и в этом тексте началось некое кощунство по отношению к аргентинским морякам.

Главное, чтобы их нашли, главное, чтобы живыми, пусть и надежды на этот исход с каждым днём становятся всё призрачнее. А уж кто это сделает первым – Иван, Джон или Томас, так ли это уж важно?

Пусть Мир запомнит эти лица – смеющиеся и отважные, счастливые и уверенные!

 
Ведь жизнь продолжается, да хранит вас всех Бог!

Полный текст статьи: http://operline.ru/content/v-mire/argentina-kakaya-bol-.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий