понедельник, 31 декабря 2018 г.

Россия: новые вызовы и потери

Прошедший месяц ознаменовался нарастанием напряженности на главных проблемных полях российской внешней политики, касающихся в первую очередь отношений с США, Великобританией и Украиной. 
Во взаимоотношениях с США все большую остроту стал обретать вопрос о судьбе Договора о сокращении ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). 4 декабря госсекретарь США М.Помпео от имени вашингтонской администрации фактически поставил перед Россией ультиматум: в течение 60 дней выполнить свои обязательства по этому договору. В противном случае США перестанут исполнять его и введут новые санкции против РФ. Очевидно, что Кремль не может принять американские требования, поскольку и в мире, и в России это будет воспринято как проявление слабости, готовности подчиниться американскому давлению. В то же время фактическая ликвидация ДРСМД откроет путь к новой гонке вооружений и разрушению стратегической стабильности. Гонка вооружений для российской экономики в ее нынешнем состоянии чревата разрушительными последствиями. 
Понимая, что оба варианта имеют негативный характер для Кремля, в Москве решили компромиссное решение и предложили подключить к переговорам по ДРСМД Китай. Однако это предложение едва ли будет иметь продолжение как в виду отсутствия интереса у американцев к данной идее, так и неготовности КНР присоединяться к договору, к разработке которого она не имела отношения. 
Заметную роль в ухудшении российско-американских отношений в декабре продолжали играть события, разыгравшиеся 25 ноября у входа в Керченский пролив со стороны Черного моря, когда российские пограничники задержали три корабля ВМС Украины (два артиллерийских катера и буксир), следовавшие в порт Мариуполя в Азовском море. Экипажи кораблей из 24 человек были арестованы до 25 января по обвинению в нарушении российской государственной границы и вывезены в Москву в СИЗО Лефортово. В ответ Украина ввела военное положение в десяти регионах страны и запретила въезд в страну российским мужчинам в возрасте от 16 до 60 лет. 
1 декабря стало известно, что накануне Сенат США единогласно принял резолюцию, в которой осудил «агрессию РФ против Украины в Керченском проливе». По мнению сенаторов, Россия в одностороннем порядке пытается переписывать в свою пользу международные правила, испытывает терпение Запада и дестабилизирует ситуацию в регионе. Сенаторы также призвали российскую сторону выпустить якобы незаконно захваченных украинских моряков. 
В декабре позиция американских законодателей продолжала ужесточаться. Сначала сенатор-республиканец Дж.Барассо, один из соавторов внесенного в Конгресс законопроекта «О сотрудничестве в сфере энергетической безопасности», предусматривающего санкции против «Северного потока - 2», потребовал направить в Черное море американские корабли для контроля обстановки и предотвращения нападений российских военных, а также с целью обеспечить свободное судоходство в акватории моря. 
В последней декаде декабря к инициативе Дж.Барассо подключились еще около 40 законодателей, внесших резолюцию, требующую от президента проведения операции по освобождению Керченского пролива для беспрепятственной навигации. Белый дом, со своей стороны, дал понять, что готовит вместе с НАТО комплексный ответ на действия России в районе Керченского пролива. Во время заседания министров иностранных дел НАТО было продемонстрировано полное единство в оценке российских действий как противозаконных и неприемлемых. Впрочем, несмотря на уверения, что НАТО разработает коллективный ответ на действия России, дальше риторики дело не пошло, если не считать увеличения присутствия НАТО в Черном море. 
Россия ответила на эти меры усилением активности своих стратегических сил в Западном полушарии. Так, впервые с 2008 года РФ перебросила в Венесуэлу стратегические бомбардировщики Ту-160. В Венесуэлу также направлены транспортники Ан-124 «Руслан» (способные перебрасывать военную технику) и Ил-62 (транспортировка личного состава ВКС России). Частота полетов стратегической авиации России в последнем квартале текущего года заметно увеличилась, и перелет Ту-160 в Венесуэлу - уже седьмая акция за последние три месяца. 
Министр обороны С.Шойгу уже анонсировал, что это не единичная акция. По его словам, практика перелетов боевой авиации РФ на аэродромы Венесуэлы продолжится, а корабли ВМФ будут заходить в порты этой страны. Таким способом Россия демонстрирует поддержку Венесуэлы, которой также намерена оказать и экономическую помощь, включая поставки зерна и техническую поддержку ранее поставленных систем вооружения отечественного производства. 
В условиях уже идущего наращивания сил США в Европе полеты Ту-160, способных наносить ядерные удары с применением крылатых ракет по целям на территории США, предлагается считать прямым военным давлением на Штаты в ответ на периодически появляющиеся близ берегов России эсминцы американских ВМС с крылатыми ракетами большой дальности на борту. 
Впрочем, российская активность не произвела должного впечатления на США. Американский посол в Колумбии К.Уитакер назвал российские бомбардировщики, прибывшие в Венесуэлу, «музейными экспонатами». 
Продолжилось и санкционное давление на Россию. США ввели дополнительные санкции против 18 физических и 4 юридических лиц из РФ. Среди них есть А.Чепига и А.Мишкин, обвиненные Великобританией в попытке отравления С. и Ю. Скрипалей, а также связанное с Е.Пригожиным Федеральное агентство новостей. Кроме того, специальный представитель Госдепа США по Украине К.Волкер заявил, что в ближайшие два месяца США и страны Евросоюза могут принять дополнительные санкции против РФ в связи с ноябрьским инцидентом в Керченском проливе. А 22 декабря директор Национальной разведки США Д.Коутс обвинил Россию, Иран и Китай во вмешательстве в промежуточные выборы в Конгресс, состоявшиеся в ноябре нынешнего года. Если эти выводы подтвердятся, это будет означать введение новых санкций против РФ. 
Следует отметить, что американские санкции наносили ущерб и торгово-экономическим отношениям России с другими государствами. Так, в декабре Филиппины отказались закупать российские вертолеты, мотивируя это решение санкциями США. 
Добавил напряженности в и без того конфронтационные отношения с США начавшийся в Америке судебный процесс над М.Бутиной. На суде она частично признала свою вину и указала на то, что выполняла указания, которые давал ее куратор А.Торшин, вплоть до последнего времени работавший заместителем председателя Центробанка России. После этого признания А.Торшин немедленно подал в отставку и вскоре был уволен с занимаемого поста. Судя по всему, в Кремле решили пожертвовать этой фигурой, чтобы не допустить дальнейшей компрометации российской власти. М.Бутиной же грозит депортация в Россию. 
В то же время ситуация вокруг российско-американских отношений неожиданно обрела новый оборот после того, как президент США Д.Трамп 19 декабря приказал начать вывод американских войск из Сирии. Также предполагается резко сократить (до 7 тыс. военнослужащих) американское военное присутствие в Афганистане. Это решение не было согласовано с руководством Пентагона и вызвало шок, как в военном, так и политическом истеблишменте США, а также в правительственных кругах главного американского союзника на Ближнем Востоке – Израиля. Не случайно в отставку подал министр обороны США Дж.Мэттис, которого считали одним из наиболее влиятельных представителей жесткой линии в отношении России в нынешней американской администрации. Наблюдатели единодушно расценили это как крупную уступку Москве и Тегерану, для которых отныне будут сняты препятствия для установления контроля над Сирией. 
В то же время эксперты по-разному интерпретировали причины неожиданного решения президента США. Те из них, кто тяготеет к конспирологическим версиям, отмечают, что Д.Трамп пошел на этот шаг по указанию из Москвы, стремясь перехватить инициативу во внутриполитическом конфликте со своими противниками и опередив формирование новых комитетов Конгресса, освободиться от чиновников, занимающих наиболее жесткую позицию в отношении России или способных обнародовать нежелательную информацию о взаимоотношениях внутри вашингтонской администрации. В частности, Д.Трамп стал угрожать отставкой министру финансов Ст.Мнучину и главе ФРС Дж.Пауэллу. 
В этом контексте важно подчеркнуть, что в прошедшем месяце внутриполитическое давление на Д.Трампа продолжало возрастать. М.Коэн, бывший юрист Д.Трампа, признал свою вину и пошел на сделку со следствием, сообщив о контактах с помощницей Д.Пескова, пресс-секретаря В.Путина. Р.Мюллер уличил П.Манафорта, бывшего главу избирательного штаба Д.Трампа, в негласных регулярных контактах с юристами президента США, поставив под вопрос сделку политтехнолога со следствием. В офисе спецпрокурора заявили, что П.Манафорт неоднократно давал ложные показания, и это нельзя списать на провалы в памяти. 
Речь идет о получении 125 тыс. долларов компанией, подконтрольной экс-главе предвыборного штаба Д.Трампа, а также о его контактах с российско-украинским политическим консультантом К.Килимником и т.д. Судя по всему, П.Манафорта подталкивают к сенсационным признаниям, способным «утопить» Д.Трампа. По данным российской прессы, выявлены уже 16 человек из окружения Д.Трампа, которые в период избирательной кампании находились в более или менее регулярных контактах с российскими контрагентами, а все связи якобы контролировал лично Д.Трамп. Сенсационные детали незаконного финансирования кампании Д.Трампа Американской стрелковой ассоциацией могут оказаться связаны с делом М.Бутиной. 
По другой же версии, американский президент решился на вывод войск из Сирии и Афганистана, вовсе не исходя из каких-то мифических обязательств перед Кремлем. Во-первых, он уже начал подготовку к выборам 2020 года и поэтому ему нужны внешнеполитические победы (вывод войск из Сирии официально объясняется тем, что «Исламское Государство» разгромлено благодаря усилиям США). И, во-вторых, Д.Трамп выполняет свою предвыборную программу, важнейшим пунктом которой было снятие с США значительной доли ответственности за развитие ситуации в различных регионах мира и сокращение в этой связи расходов на американское присутствие в этих регионах. 
Впрочем, и выводы об однозначных преимуществах, которые получит Россия в Сирии после вывода оттуда американских войск, нельзя признать вполне убедительными. Не ясно, хватит ли у России ресурсов, чтобы не допустить возрождения исламского терроризма в этой стране. Также не совсем понятно, как в новой ситуации будут складываться отношения России с Ираном и Турцией, которые преследуют отличные от Москвы политические и военные цели в Сирии. Очевидно, что после сокращения американского воинского контингента в Афганистане могут усилиться проблемы с безопасностью на его границах с центрально-азиатскими государствами – Таджикистаном, Узбекистаном и Туркменистаном.  
Другой позитивной новостью для России, пришедшей из США, стало решение Минфина этой страны о снятии санкций с российских компаний, контролируемых О.Дерипаской, поскольку он сократил свое участие в акционерном капитале этих компаний, которое теперь составляет меньше 50 процентов. При этом, правда, управление активами пришлось передать на неопределенный срок иностранным «независимым» директорам, а сам О.Дерипаска останется под американскими санкциями и не сможет получать дивиденды. Но, несмотря на санкции, ему, как и главе ВТБ А.Костину, а также совладельцу «Реновы» В.Вексельбергу организаторы Всемирного экономического форума в Давосе разрешили принять участие в нем в январе будущего года. В результате российская делегация поедет в Давос, поскольку ранее она оговаривала свое участие снятием запрета на посещение форума с перечисленных бизнесменов. 
В связи с делом об отравлении С. и Ю. Скрипалей продолжали оставаться напряженными отношения России с Великобританией. Премьер-министр этой страны Т.Мэй одобрила подготовленный британскими спецслужбами список из шести российских бизнесменов, близких к Кремлю, в отношении которых предполагается ввести ограничения. В этот список вошли Р.Абрамович, А.Усманов, О.Дерипаска, И.Сечин, А. и Б. Ротенберги. 
Если такой список действительно станет инструментом политики, это может еще больше обострить вопрос о судьбах тех представителей российской элиты, которые имеют крупные активы на Западе. Предпочтут ли они остаться там, обменяв комфортную жизнь в западных странах на сдачу своих связей с Кремлем правительствам этих государств, или же вернутся на родину? Правительство Великобритании намерено передать этот список и властям других дружественных стран для принятия ими аналогичных мер. Британский медиарегулятор Ofcom принял решение о том, что российский телеканал Russia Today нарушает правила вещания в Великобритании. Против него в ближайшее время могут быть приняты ограничения и санкции. В качестве «зеркальной меры» российские власти тут же объявили о начале проверки вещания BBC World News на территории России. 
Напряженно складывались отношения России и с Европейским союзом. ЕС в очередной раз продлил санкции против РФ, принятые в связи с конфликтом на Украине. Европейский парламент потребовал от России возвращения Киеву украинских моряков, захваченных российскими пограничниками в ходе ноябрьского инцидента в Керченском проливе. В этой ситуации судьба проекта газопровода «Северный поток-2» по-прежнему выглядела туманной. Более того, по мнению некоторых наблюдателей, она может даже ухудшиться для России после того, как на съезде главной партии правительственной коалиции в Германии – ХДС новым лидером этой партии была избрана А.Крамп-Карренбауэр, придерживающаяся в отношении РФ более жесткой линии, чем канцлер А.Меркель. Однако вопреки этим негативным предположениям, в конце месяца в зарубежных СМИ появилась информация о том, что в Финляндии и Швеции началось строительство «Северного потока -2». 
Визит же в Москву премьер-министра Греции А.Ципраса, приведший к некоторой нормализации двухсторонних отношений, никак не влиял на российско-европейские расклады. Кстати, другой эксклюзивный партнер России в Европе – Австрия вновь продемонстрировала свою ненадежность после того, как в ходе международных соревнований на Кубок мира по биатлону австрийская полиция совершила рейд в место проживания российских спортсменов, пытаясь найти там запрещенные допинговые препараты. 
В прошедшем месяце продолжали обостряться отношения с Украиной, которая предприняла еще несколько шагов, направленных на разрыв каких бы то ни было связей с Россией. О таком разрыве, как о главной цели своей политики и заявил президент Украины П.Порошенко в ходе пресс-конференции 16 декабря. А 10 декабря П.Порошенко подписал закон о расторжении Договора о дружбе, партнерстве и сотрудничестве с Россией. В Верховной Раде зазвучали призывы объявить России войну. 
Но самое главное событие, которое может нанести ущерб двухсторонним отношениям, состоялось 15 декабря. Оно окажет долгосрочное влияние на церковную жизнь Украины, на формирование ее национально-государственной идентичности. В Киеве состоялся объединительный собор, на котором было провозглашено создание независимой от РПЦ Православной церкви Украины. Ее главой был избран митрополит Епифаний. В начале января будущего года ожидается, что Вселенский патриарх Константинопольский Варфоломей издаст томос, в соответствии с которым ПЦУ перейдет в подчинение Константинопольскому патриархату. На переходный период патриархат возьмет на себя исполнение внешних сношений ПЦУ. Президент П.Порошенко также издал указ, предписывающий обязательное переименование УПЦ МП таким образом, чтобы ее новое название четко указывало на ее «иностранный характер», как Русской церкви на Украине. Таким образом, все попытки Кремля и РПЦ воспрепятствовать процессу создания независимой украинской церкви потерпели неудачу. В этой связи в России все чаще говорили о возможном досрочном уходе «на покой» предстоятеля РПЦ, патриарха Кирилла.  
В условиях обострения ситуации вокруг Украины, вызванного инцидентом в Керченском проливе, Генеральная ассамблея ООН 18 и 20 декабря приняла две резолюции, предложенные Украиной, – против милитаризации Крыма и Азовского моря и о нарушениях прав человека в Крыму. Цель этих акций – поддерживать в мировом сообществе постоянный интерес к проблеме нарушения территориальной целостности Украины и усиливать изоляцию России на международной арене. В ответ российские власти расширили санкции против Украины, включив в санкционные списки некоторых представителей властной элиты, а также украинских компаний.
Украинские власти также заявили о готовности направить через Керченский пролив еще одну группу военных кораблей. Это создает для Москвы серьезную проблему. Отсутствие реакции на такой демарш будет означать, что Кремль подчинился международному давлению. Новая попытка задержания украинских судов грозит возникновением прямого вооруженного конфликта. Ни одна из таких перспектив не привлекает российское руководство. Так, министр иностранных дел РФ С.Лавров в интервью «Комсомольской правде» 17 декабря заявил, что Россия не будет воевать с Украиной. Эту же мысль, правда, уже не столь категорично, высказал и президент РФ В.Путин на своей ежегодной пресс-конференции 20 декабря. Он отметил, что Россия воевать не хочет, а войну провоцируют киевские власти. 
Вновь осложнились отношения с ближайшим союзником – Белоруссией. На саммите ЕАЭС в Санкт-Петербурге президент Белоруссии А.Лукашенко высказал публичные претензии В.Путину по поводу слишком высокой цены на газ, который получает его страна. В ответ на эти претензии российская сторона предложила официальному Минску ускорить интеграцию двух стран либо по более мягкому сценарию – через усиление сотрудничества с РФ в рамках ЕАЭС; либо по более интенсивному варианту - путем создания единой таможенной службы, общей валюты и парламента Союзного государства Белоруссии и России. А.Лукашенко в очередной раз отверг предложения по интеграции и снова заговорил об угрозе поглощения Белоруссии Россией. Но когда белорусская правительственная делегация прибыла в Москву, чтобы договориться о льготных ценах на газ, она не была принята никем из высокопоставленных представителей правительства России. А.Лукашенко распорядился о переводе Белоруссии на режим жесткой экономии. 
25 декабря в Москве состоялась новая встреча президентов России и Белоруссии, продолжавшаяся четыре часа. Одновременно прошли переговоры между правительственными делегациями двух стран. По их итогам было заявлено о сближении позиций по вопросам ценообразования на энергоносители для Белоруссии. Было также сообщено о создании совместной рабочей комиссии по спорным вопросам и по интеграции двух стран. Ближайшие месяцы покажут, насколько успешной является российская политика по отношению к Белоруссии, нацеленная на то, чтобы усилить контроль над внутренней и внешней политикой Минска. В этой связи многие наблюдатели подчеркивают узость маневра для А.Лукашенко, отмечая, что надежда опереться на помощь Запада в сложившейся ситуации минимальна.  Зато прогнозы о том, что в случае победы на декабрьских парламентских выборах в Армении избирательного блока «Мой шаг» премьер-министра Н.Пашиняна, эта страна будет отходить от союзнических отношений с Россией и развернется в сторону западных стран, оказались не вполне состоятельными. После этих выборов, на которых блок Н.Пашиняна одержал убедительную победу, во внешней политике Армении пока ничего не изменилось. Более того, Армения на Генассамблее ООН вместе с РФ голосовала против обеих украинских резолюций, в то время как, например, союзный России Казахстан воздержался при голосовании по вопросу милитаризации Крыма и Азовского моря. 
Непростым для российской внешней политики моментом было продолжение переговорного процесса с Японией по поводу заключения мирного договора. Из Токио стали поступать все более отчетливые сигналы о готовности подписать мирный договор на условиях совместной декларации 1956 года, предусматривавшей возможность передачи Токио двух островов из Южно-Курильской гряды – Шикотана и Хабомаи. Впрочем, говорить о достижении конкретного результата было бы преждевременным, поскольку передача даже этих двух островов может вызвать резко негативную реакцию внутри России. Попытка же Москвы обусловить передачу островов рядом требований, затрагивающих фундаментальные принципы безопасности послевоенной Японии, скорее всего, заставит Токио отказаться от подписания договора. 



Автор: (admin) Администратор Полный текст статьи: http://operline.ru/content/v-rossii/rossiya-novye-vyzovy-i-poteri.html