среда, 6 сентября 2017 г.

Сентябрьский аналитический политобзор

Ограничения, которые наступают в отношении российских партнёров европейских компаний, как раз идут в разрез с утверждениями о стремлении к сохранению энергетического суверенитета европейских стран. И, если т.н. «младоевропейцы» с некоторым даже восторгом воспринимают такую перспективу (особенно Польша, руководство которой стремится стать, наравне с Германией, основным представителем атлантических интересов в ЕС), то Франция и Германия прекрасно осознают перспективы глобальных изменений на европейском рынке.
Заинтересованность Польши и североевропейских стран, в принципе, объяснима: стремление «под зонтик» Пентагона имеет смысл, после того, как Брюссель всё более и более неохотно выделяет средства на поддержку слабеющих в нынешних условиях евроэкономик, так сказать, второго и третьего плана. Этим странам приходится «продавать» своё географическое положение для размещения военных элементов НАТО.
Технически Россия не имеет возможности препятствовать разворачиванию элементов НАТО-вской военной инфраструктуры ни в странах, входящих в альянс, ни в странах, туда не входящих, однако модернизация Вооруженных сил страны – гибридный ответ на такую агрессивную тактику США.
Неосторожное «санкционное» поведение США уже спровоцировало открытое недовольство в Европе. Ситуация усугубляется ещё и внутриамериканскими событиями, связанными с волнениями отдельных социальных категорий граждан, массовыми проявлениями радикализма и т.п. 
Следует учитывать ещё и «китайский фактор». Принято считать, что КНР, в конце концов, несмотря ни на что, будет поддерживать падающую экономическую систему, однако последние события подсказывают, что это не совсем верный прогноз. Лидер КНР впервые публично озвучил амбициозные планы самого Китая на качественное повышение уровня своего влияния на мировую экономику – и не только на региональном (Тихоокеанском) векторе. Речь идёт о постепенном смещении акцента с безусловной монополизации принятия всех экономических решений США в сторону участия в этом процессе КНР.
Китай использует политическое ослабление Штатов в собственных интересах: в своё время Пекин отказал Вашингтону в создании G2 на американских условиях и теперь будет настаивать на создании такого альянса на условиях китайских. 
На первом этапе КНР будет защищать КНДР и, возможно, Иран (своих партнёров, которые от него зависят), а вот затем постарается помочь, конечно, не безвозмездно, и России. Скорее всего, речь пойдёт об изменении формата работы Совбеза ООН.
При этом КНР, конечно, не примет предложения США об отказе от перспектив освоения европейского рынка. В результате США придётся вступить с Китаем в т.н. «торговые войны» в самой разнообразной форме. И здесь обоим их участникам понадобятся союзники, в том числе, и Россия.
Именно поэтому США отказались от масштабных торгово-инвестиционных альянсов в атлантическом и тихоокеанском регионах – такие альянсы слишком неповоротливы и накладывают на США множество обязательств даже в их собственной редакции. Видимо, было принято решение работать с каждой страной, интересной США адресно, и каждую принуждать к созданию «зон свободной торговли» на эксклюзивных условиях и, конечно, интересных Вашингтону, прежде всего.
Кстати, Великобритания здесь пытается выговорить для себя особенный статус, однако у неё не очень-то и получается. 
В свою очередь Китай даже раньше США перешёл от тактики участия в альянсах (ШОС, БРИКС) к такой же адресной работе с отдельными странами – Россией, Ираном, Туркменией, Казахстаном и т.д., а вот попытки вывести его на уровень взаимодействия с ЕврАзЭС всячески саботирует.
Очередные санкции со стороны США только стимулируют эти процессы, выводя из-под них ресурсную базу эффективного воздействия на союзников и оппонентов. Пример России, которая усиливается экономически и политически в результате этого воздействия, служит образцовым, модельным, для других стран. 
Ошибкой США, возможно, стало то, что они не учли пример Кубы, а Россия, простите, далеко не маленькое островное государство, со всех сторон окружённое морскими водами и без собственной масштабной ресурсной базы.
Более того, страны, которые, в принципе, не желают подчиняться диктату чужой воли, ни в политическом, ни в экономическом смыслах, находят крайне привлекательной российскую модель «экспорта безопасности»: вслед за Сирией к её помощи могут прибегнуть Ливия, Иран, Молдавия, Узбекистан и другие страны, нуждающиеся во внешней поддержке перед лицом угроз и вызовов. Тот же Китай такой услуги представить не может (или не хочет), занимая подчёркнуто нейтральную позицию практически во всех международных конфликтах. 
Тем не менее, посольство Китая прямо и непосредственно в Вашингтоне уже призвало Штаты «исправить ошибку» в связи с включением шести китайских компаний в санкционный список за связи с КНДР.
Раскол в истеблишменте США носит, как теперь выяснилось, глобальный характер. Если раньше была иллюзия того, что сторонники Хиллари Клинтон смирятся с победой Трампа, то теперь таких иллюзий не осталось. 
Из хороших новостей для США в целом - Трамп оказался не таким уж несгибаемым политиком, каким мог бы оказаться. Де-факто, он сейчас идёт на поводу своих оппонентов и делает всё, что они скажут, правда, с устными оговорками и попытками выглядеть маскулинно. Результатом такой «гибкости», будет то, что процедура импичмента против него может так и не быть запущена, несмотря на угрозы, и он тревожно досидит до конца своего президентского срока, который, конечно, станет для него первым и последним. Недавно российские военные обратили внимание публики на то, что проблема ИГИЛ (запрещённой в России организации) будет, в общем, решена в Сирии с установлением контроля над Дэйр эз Зором – последним оплотом этого псевдогосударства в регионе. Правда, тут же руководитель ГУ ГШ ВС РФ (ГРУ) был вынужден констатировать образование на территории региона 25-тысячного конгломерата, идущего на смену ИГИЛ.
Это, конечно, не отменит активности ИГИЛ в других странах – Ираке, Ливии, Афганистане, а также – в Европе, но ситуация там будет уже, что называется, модельной и достаточно будет обратиться за помощью к той же России для её разрешения. А в Сирии на данный момент актуальным становится способ мирного урегулирования сложных отношений между её официальным руководством и его оппонентами, держащими в руках оружие, благодаря США и их союзникам, или уже это оружие сложившим, в том числе, благодаря усилиям России.
Именно российские военные провели полевые переговоры с несколькими тысячами представителями оппозиции Б.Асаду и уговорили их присоединиться к мирному политическому процессу. И теперь, собственно, наступает самый важный период в разрешении конфликта: как заинтересованные стороны будут устанавливать границы собственных политических (и коммерческих) аппетитов? По сути, это ещё одна война, которую также нельзя проиграть. 
Конечно, в самом регионе знают, что Россия, не благодаря, а скорее, вопреки усилиям т.н. «Широкой коалиции» во главе с США, победила ИГИЛ, успешно разрешив военные задачи в сложнейших международных условиях, под давлением извне. Задачи были решены при содействии Ирана, Турции и лишь отчасти – США, которые присоединились к этому процессу устранения ИГИЛ с сирийской территории на самом последнем этапе. 
Однако есть вероятность того, что с помощью медиа-усилий Штаты постараются эту победу «украсть», приписывая основные заслуги в борьбе с ИГИЛ себе, в том числе и в Сирии.
Сотрудничество Сирии и России с США на данном этапе омрачается тем неадекватным, в общем, поведением, которое они продемонстрировали не так давно. Имеется в виду безумная атака «Томагавками» на сирийскую базу. Это внешнее «безумие», тем не менее, укладывается в общую модель устрашения своих оппонентов, которую США демонстрируют постоянно и не только по отношению к своим оппонентам, но и по отношению к своим союзникам.
Кстати, союзник США, Франция, в частности, уже налаживает политические контакты с официальным Дамаском, а Эммануэль Макрон инициировал живейшие контакты между французскими и сирийскими спецслужбами.
Зато минобороны США Джеймс Мэттис посетил военный парад в Киеве, а командующий армией США в Европе Бен Ходжес заявил буквально, что 1,5 тысячи российских военных в Приднестровье – это не «миротворцы», а группировка для поддержания нестабильности вокруг Украины. А ещё в марте 2017 года стало известно, что Североатлантический блок намерен открыть свое представительство в Кишиневе. Кстати, в Казахстане с участием стран НАТО и СНГ на учебном полигоне Илийский в Алма-Атинской области не так давно завершились международные миротворческие учения «Степной орел – 2017». Подобные маневры регулярно проходят в стране с 2003 года. Одна из главных особенностей учений состоит в том, что на них отсутствуют российские военнослужащие, а обучение и подготовка казахстанских солдат и офицеров в рамках миротворческого батальона «Казбат» проходят исключительно по стандартам Североатлантического альянса.
В крайне неприятную ситуацию попала Украина накануне визита Дж.Мэттиса (возможно, поэтому США так никак не начнут давно обещанные поставки летального оружия в страну). Вместо этого, Украине было ясно дано понять, что Вашингтон не приветствует возвращение Киеву «ядерного» статуса с военной точки зрения. 
В разговоре с российским пранкером, который представился главой СНБО Турчиновым, гендиректор ЮЖМАШа Сергей Войт рассказал, что, хотя ЮЖМАШ и не мог быть источником утечки двигателей или технологии их разработки, однако с КНДР сотрудничает другое предприятие — Конструкторское бюро «Южное», а там – полный бардак. Даже сотрудники администрации П.Порошенко вспомнили о «кольчужном скандале». Так, завотделом Главного департамента информационной политики администрации Владимир Горковенко написал в соцсетях: «История с двигателями с Южмаша напоминает провокацию вроде продажи Украиной Ираку комплексов радиотехнической разведки «Кольчуга».
Кстати, наблюдатели обратили внимание на исследование The Carnegie Endowment for International Peace «Сохранение оборонной промышленности Украины» от 30.07.2014 года:
«В разгар грандиозного сражения под Саур-Могилой в Донбассе эксперты Карнеги призвали Россию и США предотвратить утечку ракетных и ядерных технологий из попавших в тяжелое положение ракетных предприятий Украины, описывая ситуацию на близком к краху «Южмаше» следующим образом: 250 тысяч рабочих производят и экспортируют оружие на 300 предприятиях. Единой системы контроля не существует. Никто не знает в подробностях текущие процессы. Инженеры увольняются или не получают зарплату месяцами. Заказы почти потеряны. Экспорт падает стремительно. Директора привыкли к полной самостоятельности, которая является оборотной стороной общей слабости государства и десятилетней практикой выживания, когда ради сохранения коллективов и технологий оборонные заводы Украины пускались во все тяжкие, экспортируя значительную часть продукции на сером и черном рынках. Для этого предприняты попытки продавать технологии даже Бразилии, но безуспешно. Вывод: если в ближайшее время не дать инженерам работу, а предприятию — нового профиля экспорта, возможность утечки двигателей стратегических ракет и технологий их производства вырастет до критического уровня».
С одной стороны, конфликт России и США носит внешне ожесточённый характер, но, на самом деле, он является имитационным, причём, ровно до того момента пока Россия принимает в нём пассивное участие, выступая в роли объекта нападок и критики.
В случае перехода России в активную фазу противостояния, а эта перспектива уже «не за горами» (Штаты подталкивают развитие ситуации в этом направлении всё более интенсивно) речь может пойти о перезагрузке международных торгово-экономических отношений с участием значительного числа участников. И, может так случиться, что англо-саксонский состав этих участников, в конце концов, потеряет своё пока доминирующее влияние на мировые процессы.

Полный текст статьи: http://operline.ru/content/stati/sentyabrskiy-analiticheskiy-politobzor.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий