понедельник, 13 августа 2018 г.

Экономика: торговые войны и пессимизм

Значимые новости из США касались Китая и начинающейся торговой войны. Американские сенаторы выступили с предложением ввести торговые пошлины в отношении китайских товаров не на 10%, как ранее, а сразу на 25%, а Китай объявил о готовности ввести новые тарифы в отношении американских товаров на общую сумму в 60 млрд. долларов. Заранее известно, что на это Д.Трамп обещал ответить практически полным обложением китайского импорта в США. 

Сейчас пока Д.Трамп попросил своего торгового представителя Р.Лайтхайзера рассмотреть вопрос о том, чтобы тарифы в отношении китайских товаров на сумму в 200 млрд. были повышены не до 10%, а до 25%, как и предлагают сенаторы. Китай озвучил список из 5207 американских товаров, в отношении которых могут быть повышены тарифы. Повышение составит от 5% до 25%, при этом максимальная ставка предполагается для 2493 товарных позиций. 

Дополнительная нагрузка может лечь на покупателей малых и средних самолетов, сжиженного природного газа, соевых бобов, древесины и автомобильных запчастей. На данный момент США и Китай уже ввели тарифы на товары на сумму в 34 млрд. долларов с каждой стороны. Вместе с тем, возможности Китая в сравнении с США ограничены - Штаты в прошлом году импортировали китайских товаров на сумму в 505 млрд. долларов, тогда как Китай - лишь на 129 млрд. долларов. 

Торговый конфликт, начавшийся между Китаем и США, продолжает накаляться. Стало известно, что на волне вышеприведенных новостей из США Пекин принял болезненное для Вашингтона решение ограничить закупки американской нефти. В частности, по решению Пекина, государственная корпорация Sinopec отказалась от планов импортировать из США 300 тыс. баррелей в день до конца года и перестала размещать новые заказы на американскую нефть. Другие китайские импортеры также начали сокращение закупок. В то же время Китай демонстративно отказался сокращать импорт нефти из Ирана .
 
Пока в США перевес на стороне «ястребов» - министр торговли США У.Росс дал понять, что администрация продолжит усиливать давление на Пекин, пока тот не откажется от «несправедливых», по мнению Вашингтона, торговых практик. В предчувствии жесткого курса США юань дешевеет уже четвертый месяц подряд, обесценившись на 12% за два месяца, а на торгах 3 августа его курс вплотную приблизился к психологической отметке в 7 юаней за доллар. Deutsche Bank прогнозирует, что юань упадет до отметки 6,95 за доллар к концу текущего года, а в следующем обновит исторический минимум в 7,4 юаня за доллар. 

Со своей стороны Народный банк Китая (НБК) решил вмешаться в распродажу юаня административными инструментами и принял решение ужесточить регулирование для участников валютного рынка. С 6 августа трейдеры, торгующие форвардными контрактами на курс юаня к доллару, обязаны отчислять в резервы до 20% от объема занятых позиций. В результате спекуляции подорожают: в дополнение к гарантийному обеспечению, которое требует биржа, банкам придется резервировать дополнительные суммы, изымая их из оборота или капитала. Повышая стоимость спекуляций против юаня, НБК пытается выдавить с рынка трейдеров, занимающих короткие позиции, или, проще говоря, распродающих юань. Тем не менее, такая ситуация долго не продлится - она обрекает на незаслуженные риски тех, кто имел несчастье вложиться в юань, и отбивает охоту вкладываться в «непредсказуемую» китайскую экономику у тех инвесторов, которые намеревались это сделать. 

Китай в 2017 году якобы (китайская статистика довольно условна) справился с падением темпов роста, но торговая война с США уже начала обрушивать китайский рынок.

В связи с тупиковой ситуацией появились смутные слухи о возможных переменах в китайском руководстве, нынешний состав которого проводит слишком жесткий курс. Россия от действий Пекина вряд ли выиграет - китайцам выгоднее закупать нефть у Ирана, который зажат в санкционные тиски, а вот возможный спад темпов роста китайской экономики, и без того находящейся в опасной позиции,  поставит привязанную к Китаю «Роснефть» в тяжелую ситуацию. Кроме того, эскалация торговых войн, развязанных США и Китаем, негативно скажется на динамике российской экономики. 

Эксперты указывают, что замедление темпов роста мировой экономики приведет к снижению цен на нефть, и прогнозируют, что рост ВВП России в 2019 году может замедлиться из-за этого на 0,6 процентных пунктов по сравнению с базовым сценарием, в 2020 году - на 0,7. В денежном выражении российская экономика потеряет около триллиона рублей. Дешевеющий юань и попытки НБК ограничить его распродажу административно будут стимулировать инвесторов к выводу капиталов из различных развивающихся стран, в том числе и из России, чтобы переложиться в казначейские облигации США и другие долларовые активы, а монетарные власти России не смогут возвратиться к политике финансово-кредитной либерализации, понижения ключевой ставки.

На первый взгляд, это не смертельные потери, однако в складывающейся ситуации слишком много неопределенностей, начиная с того, что уже российское чиновничество перестало верить Росстату, и убеждено, что реальная ситуация хуже «росстатовской», а реальных денег в бюджете намного меньше, чем сообщается официально. Иначе говоря, никто не знает, где заложены экономические мины, способные перевести стагнацию в рецессионную фазу. 

Например, 3 августа В.Путин подписал законопроект о повышении налога на добавленную стоимость до 20% с 1 января 2019 года. В условиях стагнирующей экономики повышение налогов, а тем более косвенных, таких, как НДС, - мера, считающаяся очень спорной. 

Повышение налогов бьет по спросу, который и так является в России критически низким, на что жалуются практически все производители. Тем самым сжимаются внутренний рынок, производство, инвестиции, банкротятся предприятия, у которых упал спрос, увеличивается безработица. В конечном счете пострадает и бюджет - если сначала денег в казну действительно соберут больше, то затем налоговики столкнутся с сокращением налоговой базы. Иными словами, повышение НДС - это «бумеранг», который вернется, чтобы ударить по бюджету. 

Больше всего повышение НДС ударит по населению с низкими доходами, особенно если эти доходы фиксированы (субсидии, пенсии, стипендии и т.д.), поскольку значительно выше 2% вырастут розничные цены. Примерно, на 10-11% - чтобы продукция дошла до конечного потребителя, она проходит по цепочке, на каждом этапе которой на 2% повышают цену за услуги. В то же время И.Сечину даже разрешили не возвращать в РФ валютную выручку «Роснефти», примерно 64 млрд. долларов, поставив на кон курс рубля.

Вырастут и счета за ЖКУ - Минэкономразвития предложило заложить в тарифы на жилищно-коммунальные услуги увеличение НДС, что приведет к росту тарифов. В ведомстве заявили, что это необходимо для того, чтобы не ухудшилось финансовое состояние ресурсоснабжающих организаций. Между тем, плоды ухудшения ситуации в секторе потребления ЖКУ более чем красноречивы. В I квартале этого года долги за ЖКУ в России выросли на 5,3%, до 1,4 трлн. рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По данным Росстата, объем неоплаченных счетов за водоснабжение составляет 86 млрд. рублей (+5,7%), водоотведение - 63,9 млрд. рублей (+6,6%), электричество - 247,5 млрд. рублей (+9,7%). Неуплата за жилищные услуги увеличилась на 14,6%, до 234,3 млрд. рублей, за тепло - на 6,7%, до 569,3 млрд. рублей.

Дело, однако, не только в повышении НДС. Имеются определенные нюансы в том, как будет администрироваться этот налог. В частности, несмотря на то, что официально заявляется, что повышение налога на добавленную стоимость принесет в федеральную казну 600 млрд. рублей, эксперты утверждают, что общие сборы по этому налогу, согласно бюджетным проектировкам, должны вырасти на 1,1 трлн. рублей. Дополнительно Минфин намерен получить еще 500 млрд. рублей за счет мер по «улучшению собираемости». Еще 1,1 трлн. рублей правительство намерено собрать за счет завершения налогового маневра в нефтяной отрасли. Оно предполагает обнуление экспортной пошлины на нефть с одновременным повышением акцизов на топливо. В январе 2019 года власти уже запланировали повысить акцизы на бензин.

В этих условиях ситуацию дополнительно подогрело появление информации о письме А.Белоусова В.Путину, в котором помощник президента по экономике предложил изъять 500 миллиардов рублей «сверхдоходов» у целого ряда компаний, преимущественно из металлургического и химического секторов. При этом особый акцент делался на визе «согласен», поставленной В.Путиным на документе, хотя с формальной точки зрения это могло означать согласие с рассмотрением данного вопроса, а отнюдь не с предлагаемым решением. 

В любом случае данное событие, во-первых, обернулось падением акций всех упомянутых компаний, что только усугубило пессимизм в отношении российской экономики. Во-вторых, выросла напряженность в отношениях между властями и крупным бизнесом, ряд представителей которого (особенно, хозяин НЛМК В.Лисин) публично выразили возмущение подобным «раскулачиванием». 

В-третьих, возникли подозрения в отношении лоббистского характера этой инициативы и возможного влияния на нее «Роснефти», хотя одновременно вбрасывались утверждения о сложных отношениях А.Белоусова и И.Сечина. Тем не менее, в документе «Роснефть», подконтрольная ей «Башнефть» и ряд других компаний («Сургутнефтегаз», «Татнефть», в существенно меньшей степени – «Газпром») предстают в роли «хороших» налогоплательщиков, и фактически утверждается, что больше всех из нефтегазового сектора недоплачивают ведущая частная нефтяная компания – ЛУКОЙЛ, а также НОВАТЭК (хотя изымать у них средства вроде и не планируется). Кроме того, как уже сказано, приводится длинный список ФПГ из других секторов экономики, у которых следует изъять сверхдоходы (в порядке убывания предполагаемых сумм изъятия средств – «Норникель», АЛРОСА, СИБУР, «Полюс золото», «Северсталь», «Уралкалий», «Металлоинвест», НЛМК, ММК, СУЭК, «Мечел», «Фосагро», «Акрон», «Евраз»). Попадание в список одних компаний и непопадание других (например, УГМК И.Махмудова и А.Бокарева) тоже, кстати, вызвало свои вопросы. 

В целом же данная ситуация свидетельствует об отсутствии продуманного плана по наполнению бюджета и наличии сомнений у самих властей в отношении того, какие меры необходимо предпринимать. На этом фоне появляются новые «великие идеи», и усиливается опасная для политической стабильности борьба между ФПГ. 

Тем временем в отзыве на законопроект о повышении пенсионного возраста Счетная палата, глава которой А.Кудрин считается одним из проводников реформы, не представила возражений к его концепции. Но избежать старых противоречий А.Кудрина с Д.Медведевым все равно не удается. Так, в Счетной палате не нашли в документе расчетов, которые определяли бы взаимосвязь между повышением пенсионного возраста и созданием условий для ежегодной индексации пенсий выше уровня инфляции. Судя по всему, индексацию пенсий правительство намерено проводить, отталкиваясь от «возможности». Не объясняется в документе и вопрос, при каких условиях пенсионная система будет считаться финансово устойчивой в долгосрочной перспективе. Также в отзыве указывается, что в представленном законопроекте отсутствует прогноз изменения количества получателей пенсий. Исходя из этого, в Счетной палате указали на отсутствие данных, как изменится численность пенсионеров с учетом запланированных мер по повышению продолжительности жизни. 

Но за январь-май естественная убыль населения России в абсолютных значениях к пяти месяцам прошлого года увеличилась в 1,9 раза, а в пересчете на 1000 человек населения - в 2,2 раза. По не опубликованным пока, но известным экспертам данным Росстата в январе-июне 2018 года смертность превысила рождаемость на 164,1 тыс. человек (годом ранее убыль составила 119,4 тыс. россиян). Рождаемость упала на 38,2 тыс. человек, а смертность выросла на 6,5 тыс. человек.

Средства, выведенные из сектора частного потребления, пойдут на финансирование дополнительных расходов бюджета - 1,6 трлн. рублей в 2019 году и 1,7 трлн. рублей - в 2020 году. Так, прямо на дополнительное финансирование армии и оборонно-промышленного комплекса будет направлено 15% (750 млрд. рублей), а вот в системы здравоохранения и образования будет при этом дополнительно влито лишь 3% и 4% соответственно. Причем финансирование программы поддержки экономики сократится на 7%. На майский указ В.Путина, требующий улучшить положение бедных и ускорить экономику, а также начать реализацию инфраструктурных проектов, уйдет меньше половины от этих ассигнований (43%). При этом более трети (38%) всех дополнительных расходов будут осуществляться не через обычные бюджетные каналы, а с помощью специально созданных структур. 

В общей сложности «хитроумная» комбинация специальных расходов на майские указы и расходов по не конкретизированным статьям составит 70% дополнительных трат бюджета в ближайшие три года, что, по мнению экспертов, указывает на высокий уровень непрозрачности планов и вероятность их произвольного или вынужденного изменения.

Кроме того, построив и реконструировав к чемпионату мира по футболу 12 стадионов и 95 тренировочных площадок, власти намерены сохранить объекты спортивной инфраструктуры после соревнований, выделив на это из бюджетных денег 11,5 млрд. рублей из 16 млрд. рублей, необходимых для содержания стадионов.

Правительство намерено передать стадионы из федеральной собственности (в Волгограде, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре, Саранске) на уровень регионов. Четыре стадиона - «Лужники», «Фишт», «Санкт-Петербург», «Казань арена» - уже находятся в региональной собственности. Предполагается, что до 2023 года региональные бюджеты потратят на содержание стадионов 813 млн. рублей. Часть помещений будет использоваться не для коммерции - например, детско-юношеским спортивным организациям передадут 17 новых тренировочных площадок. Регионам рекомендуют выпустить нормативно-правовые акты, которые освободят организации, эксплуатирующие стадионы, от земельного налога и налога на имущество. Стадионы должны использоваться по назначению, но доходов от проведения футбольных матчей недостаточно для безубыточности. Поэтому региональные власти должны прописать каждому стадиону бизнес-план, в котором заложат целевые показатели по доходам.

Между тем, темпы роста реальных доходов россиян уже упали до 0,2%. В настоящее время потенциал роста потребительских кредитов практически исчерпан - эксперты констатируют, что уже взятые кредиты близки к максимально возможному для развивающейся экономики порогу в 10% ВВП, и власти намерены притормозить опасную тенденцию. Недавно Банк России повысил шкалу коэффициентов риска по необеспеченным потребительским кредитам, а Минэкономразвития продолжает привлекать внимание общества к тому, что долги населения перед банками растут в два раза быстрее зарплат. Очевидно, что в следующем году финансирование сектора частного потребления за счет розничного кредитования будет затруднено, а реальные доходы россиян продолжат в лучшем случае стагнировать. И это не домыслы, поскольку не приходится рассчитывать и на экономический рост - динамика ВВП вернулась к обычным показателям в 1,1%. Рост выпуска товаров по базовым отраслям сжался до 1,5%. Индекс деловой активности PMI в промышленности с мая в зоне рецессии (ниже 50 пунктов), а малый бизнес заявил о худшем за три года кризисе в экономике. 

В частности, «Альфа-банк» в очередном исследовании «Пульс малого бизнеса» утверждает, что малый бизнес столкнулся с ухудшением экономических условий, падением потребительского спроса. Бизнес жалуется на деградацию во всех сферах: более половины респондентов отметили падение прибыли, треть - снижение числа клиентов и покупок. 73% констатировали сжатие платежеспособного спроса внутри страны; 59% считают, что он продолжит сокращаться, оставляя бизнес один на один с давлением высоких налогов (46% респондентов) и нехваткой финансовых средств (37%). Доля тех, кто называет проблемой №1 налоговую нагрузку, растет с 2017 года - сказывается тренд на «обеление экономики» и усиление налогового контроля. Непрерывный рост налоговой нагрузки и сокращение прибыли ухудшают настроения предпринимателей. 

Опрос, проведенный банком среди 3 тысяч индивидуальных предпринимателей и компаний c выручкой до 350 миллионов рублей в год, показал, что оценки и ожидания обвалились до уровней «пика» экономического кризиса. Индекс настроений составил минус 27 пунктов - хуже за последние 3 года предприниматели были настроены лишь в ноябре 2015 года. 83% опрошенных заявили, что текущее состояние экономики не дает развивать бизнес. 50% считают, что в ближайшие полгода ситуация продолжит ухудшаться. Успешным свой бизнес считают 22% предпринимателей (главным образом, компании, ориентированные на экспорт). Число предпринимателей, готовых продолжать деятельность для достижения успеха по сравнению с ноябрем 2017 года, сократилось - с 41% до 34%. При этом 15% заявили, что готовы полностью закрыть или продать бизнес в обозримой перспективе (1-5 лет).

В ситуации застоя экономики Минфин намерен направить в период с 7 августа по 6 сентября на закупки валюты рекордные 383,2 млрд. рублей, что усилит дефицит валюты на внутреннем рынке. В августе российская экономика получит около 5 млрд. долларов чистого притока валюты по текущему счету платежного баланса.

С начала года Минфин уже изъял из экономики 35 млрд. долларов валютных доходов. В общей сложности, согласно плану, в корзину из долларов, евро и фунтов стерлингов будет конвертировано 2,74 трлн. рублей. В следующем году на интервенции планируется направить 3,7 трлн. рублей, что сделает их второй крупнейшей статьей расходов бюджета, превышающей как траты на оборону (2 трлн. рублей), так и ассигнования на правоохранительные органы (2,8 трлн. рублей). До 2021 году на скупку валюты Минфин направит 8,5 триллиона рублей. 

На такую «заботу» рынок отвечает, как правило, ростом цен. Согласно данным Росстата, потребительские цены в России в июле 2018 года выросли на 2,5% в годовом выражении, - и это при том, что доходы граждан выросли в том же выражении год к году на 0,2%. По мнению аналитиков Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), высказанному в очередном докладе «Тринадцать тезисов об экономике», предпосылок перехода к полноценному росту не наблюдается - экономика входит в фазу затяжной стагнации, характер которой (стагнационный рост или стагнационная рецессия), будет, на мой взгляд, определяться отсутствием или наличием внешних шоков, таких, например, как санкции. 



Автор: (admin) Администратор Полный текст статьи: http://operline.ru/content/ekonomika-i-finansy/ekonomika-torgovye-voyny-i-pessimizm.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий