Правительство РФ внесло в Госдуму проект поправок, по которым в 2017 году предлагается увеличить расходы на оборону на 179,6 млрд рублей. Общая сумма трат на данной направление достигнет 3,05 трлн. рублей (3,3% ВВП). Согласно документу, запланированное увеличение трат целиком приходится на закрытую часть. При этом в открытой части расходы на оборону сокращаются на 2,2 млрд. Расходы на социально значимые направления предлагается несколько сократить — на 54 млрд. Сокращение коснется образования и здравоохранения.
В соответствии с представленной ранее Минфином программой расходы по разделу «Национальная оборона» на 2017 год планировались на уровне 2,84 трлн. рублей. Однако летом военный бюджет был пересмотрен в сторону увеличения (на 40 млрд). Предположительно, увеличить расходы на оборонку позволили высокие цены на нефть, потому как нынешний бюджет был сформирован из расчета средней цены за баррель нефти в 40 долл.
Законопроектом предлагается скорректировать основные характеристики федерального бюджета на 2017 г.:
- доходы увеличены до 14 720,3 млрд руб. (планировалось — 14 678,8 млрд руб.);
- расходы — до 16 728,4 млрд руб. (планировалось — 16 602,6 млрд руб.);
- дефицит — до 2 008,1 млрд руб. (планировалось — 1 923,8 млрд руб.).
Предусматривается увеличение общего объема доходов на 41,5 млрд руб., в том числе за счет увеличения нефтегазовых доходов в сумме 25,7 млрд руб. и ненефтегазовых доходов в сумме 15,8 млрд руб.
Последний раз оборонные траты федерального бюджета были ниже уровня в 3 трлн. руб. в 2014 году. В 2015 году они выросли до 3,2 трлн. руб., а в прошлом году — до рекордных 3,78 трлн. При этом около 800 млрд руб. в 2016 году пришлись на разовую статью — досрочное погашение банковских кредитов ОПК, взятых под гарантии правительства в рамках гособоронзаказа. Без учета этих выплат расходы на национальную оборону в прошлом году не превысили бы 3 трлн. руб. В 2018—2020 годах Минфин снова попытается ограничить оборонные расходы: в проекте нового трехлетнего бюджета они закладываются на уровне 2,77—2,81 трлн. руб. (в пределах 2,8% ВВП).
Однако, экономика уже сегодня росла бы быстрее, если бы расходы всего государства в 2011—2017 гг. распределялись эффективнее, говорится в опубликованной в журнале «Вопросы экономики» статье председателя Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина и директора Центра исследований международной торговли РАНХиГС Александра Кнобеля. Расходы на образование за этот период снизились с 3,7 до 3,5% ВВП, на здравоохранение и спорт — с 3,5 до 3,3%, на безопасность и правоохранительную деятельность — с 2,5 до 2,3%. Зато на оборону выросли с 2,5 до 3,1% ВВП, особенно сильно они росли в 2014—2016 гг.: с 3,2 до 4,4%. По оценкам авторов статьи, такое перераспределение расходов ежегодно лишает экономику 0,3 п. п. темпов роста.
В начале сентября Кудрин опубликовал статью, где раскрывал часть стратегии развития России до 2024 г., представленной ЦСР президенту Владимиру Путину. Ключевое предложение — бюджетный маневр: увеличить расходы на образование, здравоохранение, строительство дорог и транспорт — на 0,9, 0,7 и 0,9% соответственно, одновременно сократив траты на силовиков (на 0,5%) и оборону (на 0,3%). Такой маневр Кудрин предлагал еще в 2011 г. в стратегии-2020. И если бы он был предпринят еще тогда, за 5—7 лет дополнительный вклад в темпы роста экономики составил бы 0,4 п. п., за 10—15 лет — 0,8 п. п., а за 20—30 лет это увеличило бы ВВП на 20—25%.
Кроме того, 5 октября стало известно, что в 2018 году секретные расходы на безопасность вырастут в бюджете России до максимума за 12 лет, при этом в прошлом году РФ скрыла от ООН рекордную долю военных расходов казны. В случае принятия проекта бюджета без изменений по закрытым статьям распределят почти 3 трлн. рублей, доля закрытых расходов по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» увеличится до 38,3% — максимума с 2007 года. По разделу «Другие вопросы национальной безопасности» доля секретных расходов достигает 98,5%, а по ядерно-оружейному комплексу, органам погранслужбы и органам безопасности (это ФСБ и ФСО) засекречено 100% расходов.
Чрезмерно раздутые расходы на оборону в российском федеральном бюджете могут грозить серьезными последствиями отечественной экономике. Такое мнение высказал министр финансов РФ Антон Силуанов, выступая с лекцией «Бюджет как инструмент экономического роста» перед студентами Финансового университета при правительстве.
«Как правило, оборонные расходы не носят производительного характера, в отличие от других отраслей экономики. Как мы говорим — произведем танк, а на нем дальше не будешь пахать и приносить добавочный продукт. Никакого дополнительного ВВП он не приносит», — объяснил глава финансового ведомства. По его словам, именно недооценка негативных последствий раздутых расходов бюджета и его влияния на предпринимательский климат и экономическую ситуацию в стране может привести к серьезным последствиям для государства.
В качестве примера Силуанов вспомнил о проблемах, с которыми столкнулся Советский Союз в конце 1980-х годов из-за чрезмерных расходов на оборону. «Когда к этому еще добавилось снижение цен на нефть, мы видели, к чему это привело. Произошел распад государства», — подчеркнул министр. Кроме того, уже позднее, в 1998 году, Россия оказалась в дефолте, потому что власти допустили чрезмерный рост бюджетного дефицита и увлеклись заимствованиями в огромных объемах, добавил Силуанов. Следующий кризис, уже в 2008 году, по словам главы Минфина, также произошел из-за неосмотрительной бюджетной политики.
«Набрали обязательств при цене на нефть в 100 долларов за баррель, она упала, и вот последствия для финансовых рынков, для валюты, для каждого человека были чувствительными. Был бы другой — консервативный, реалистичный подход к тратам государства или к структуре этих трат, не было бы такой ситуации», — резюмировал Силуанов.
Ранее первый замглавы оборонного комитета Совфеда Франц Клинцевич объяснил причину увеличения расходов на национальную безопасность.
«Увеличение расходов на нацбезопасность связано с активизацией деятельности террористических организаций, в том числе с сопредельных государств, включая Украину», — заявил сенатор. Политик отметил, что телефонный терроризм, который охватил российские города с 11 сентября, является результатом деятельности «в том числе центров информационно-психологических операций, которые находятся на Украине».
«То, что мы сокращаем средства на оборону, — это печально, но мы в состоянии решать поставленные задачи. Сегодня необходимо решать вопросы по укреплению внутренней безопасности», — заключил Клинцевич.
Обеспечение безопасности при внутренних и внешних угрозах, в том числе за счет финансирования «силовых» статей, — необходимое условие устойчивого функционирования государства и поддержания социально-экономической стабильности. Рост глобальной напряженности ведет к повышению спроса на вооружение на Ближнем Востоке, в Восточной Европе, Северной Корее и в регионе Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. Это ведет к росту оборонных расходов по всему миру, особенно в Объединенных Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии, Южной Корее, Японии, Индии, Китае и России — многие из этих стран уже нарастили закупки вооружений нового поколения. Дополнительные финансовые средства понадобятся России, чтобы более эффективно осуществлять перевооружение своей армии и флота.
Полный текст статьи: http://operline.ru/content/vlast-i-obshchestvo/voennyy-byudzhet-rossii-mozhet-byt-uvelichen-do-3-trillionov.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий