понедельник, 11 июня 2018 г.

На фоне народных протестов цены на топливо обещают заморозить

Автомобильное топливо в России продолжает значительно дорожать, пока в правительстве и Центробанке придумывают, как сдержать рост цен. На прошлой неделе розничная цена бензина марки Аи-92 в среднем по стране выросла на 76 копеек — до 40,76 рубля за литр, Аи-95 и дизельное топливо подорожали на 79 копеек, достигнув стоимости 43,6 и 43,65 рубля за литр соответственно, согласно данным информационно-аналитического центра Thomson Reuters Kortes. 
Больше всего бензин на минувшей неделе подорожал в Северо-Кавказском федеральном округе — литр Аи-92 прибавил в цене 1,36 рубля, а литр Аи-95 — 1,20 рубля. По данным Московской топливной ассоциации, цена бензина на столичных заправках выросла за прошлую неделю сразу на 88—90 копеек — до 42,21 рубля за литр Аи-92 и до 45,5 рубля за литр Аи-95, а литр дизтоплива подорожал на 85 копеек — до 43,99 рубля.
Летнее дизтопливо на бирже подорожало на 174 рубля — до 49,278 тысячи рублей за тонну, а на мелкооптовом рынке — на 720 рублей, до 52,281 тысячи рублей за тонну. 
Таким образом, бензин и дизельное топливо в мае подорожали на 5%, в Центральном регионе биржевые цены на них превысили розничные. В итоге в Москве не осталось топлива дешевле 40 руб. за литр. Вице-премьер Дмитрий Козак провел экстренное совещание с крупнейшими нефтяными компаниями по ситуации на рынке нефтепродуктов, рассказали два участника встречи. В совещании участвовали министр энергетики Александр Новак, представители Федеральной антимонопольной службы (ФАС), Минфина, руководители нефтяных компаний, в частности, Леонид Михельсон («Новатэк»), Вагит Алекперов («Лукойл»), Михаил Гуцериев («Русснефть»), Владимир Богданов («Сургутнефтегаз»), а также представители «Роснефти», «Газпром нефти», «Славнефти» и «Татнефти».
Чиновники и нефтяники договорились сдержать рост цен на топливо. Взамен правительство обещало нефтяным компаниям снижение акцизов на месяц раньше планируемого. Мораторий на повышение цен продлится месяц, уточняет один из них.
Акцизы на бензины и дизельное топливо будут снижены с начала июля — на 3000 и 2000 руб. за тонну соответственно, рассказывал 25 мая первый вице-премьер Антон Силуанов. Теперь этот срок перенесен на начало июня. Вопрос о дополнительном снижении фискальной нагрузки в правительстве действительно обсуждался, подтвердил представитель Козака, но комментировать достигнутые договоренности он не стал.
В правительстве и Центробанке объяснили причину роста цен на топливо и рассказали, как собираются его сдерживать. Министр энергетики Александр Новак заявил, что грядущее снижение акцизов на топливо позволит избежать существенного колебания цен на бензин.
Такое решение принято исходя из того, что с 2010 года акцизы на моторное топливо в РФ увеличились в 2,5 раза, «и это такой существенный фактор, который указывает на давление на нефтепродукты», пояснил вице-премьер, который в новом составе правительства отвечает за топливно-энергетический комплекс. По его словам, это должно остановить повышение цен на топливо, которое опережает как инфляцию, так и рост цен на нефть.
Председатель комитета Госдумы РФ по финансовому рынку Анатолий Аксаков попросил представителей ЦБ подготовить для депутатов пояснительную записку в связи с ростом цен на автомобильное топливо в стране. «Вполне возможно, что мы должны сделать обращение в Федеральную антимонопольную службу [ФАС], чтобы они разобрались», — предложил парламентарий.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Игорь Ананских заявил, что ФАС следует проверить обоснованность резкого роста цен на бензин, напомнив, что это ведомство имеет право затребовать информацию о себестоимости и накладных расходах.
Между тем, вечером 28 мая на сайте ФАС и на странице ведомства в Twitter был опубликован пресс-релиз о вынесении предупреждения НК «Роснефть» в связи со снижением объема продаж нефтепродуктов на внутреннем рынке этой компанией, возглавляемой Игорем Сечиным. По мнению ФАС, это могло привести к росту цен на бензин марок Аи-92, Аи-95 и дизтопливо.
 «Одной из причин резкого роста цен на автомобильные бензины и дизельное топливо является снижение нефтяными компаниями объемов реализации на внутренний рынок моторных топлив, в том числе на организованных (биржевых) торгах», — процитировало агентство слова начальника управления регулирования ТЭК и химической промышленности ФАС Дмитрия Махонина, приведенные в пресс-релизе антимонопольной службы.
Основная доля снижения объемов продаж нефтепродуктов приходится на «Роснефть», отмечалось сообщении ФАС. В связи с этим ФАС обязала «Роснефть» прекратить до 8 июня действия, содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства, а также обеспечить производство светлых нефтепродуктов и поставку не менее 20% (от объема добытой нефти в стране) этой продукции на внутренний рынок, говорилось в пресс-релизе.
Однако позже оба сообщения ФАС были удалены. В пресс-службе ведомства это пояснили тем, что в публикации содержались некие «технические неточности».
Совет по товарным рынкам еще в конце марта предупредил ФАС о возможном дефиците топлива и росте розничных цен на бензин до пяти рублей за литр уже к лету текущего года. На тот момент оптовые цены на бензин достигли максимальных отметок с 2012 года.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков тогда переадресовал вопрос о возможном росте цен на бензин в правительство РФ. При этом он уклонился от ответа на вопрос, будет ли Владимир Путин «в ручном режиме» влиять на ситуацию с ценами на бензин.
Между тем, нефтяные компании должны максимально увеличить производство бензина и дизтоплива для покрытия его дефицита на внутреннем рынке. Об этом заявил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.
Кроме того, по его словам, необходимо снизить акцизы на топливо. «Второе — конечно, акцизы, ведь признаком того, что эластичность спроса и предложения не работает является то, что розничные цены сравнялись с оптовыми. Ничего не является опасным кроме той ситуации, когда рыночное ценообразование формируется так, что оптовые цены равны розничным. Это означает падение спроса, и платежеспособность не обеспечивает потребности экономики. Просто меньше начинают покупать, и экономические показатели ухудшаются», — сказал Артемьев.
Глава ведомства отметил, что снизить цены на акцизы необходимо как минимум до конца 2018 года. «Дальше посмотрим какая будет конъюнктура, потому что такое парадоксальное ценообразование, которое злит людей, возникает только при высоких параметрах на внешних рынках», — пояснил он.
При этом глава ФАС отметил, что решение об ограничении экспорта должно приниматься нефтяными компаниями добровольно.
Следует упомянуть также, что российское правительство как дополнительную меру рассматривает возможность экстренного повышения вывозных пошлин на бензин и дизтопливо, чтобы снизить привлекательность их экспорта и стабилизировать цены на внутреннем рынке. Вице-премьер Дмитрий Козак по итогам совещания поручил ФАС и Минэнерго следить за динамикой цен на топливном рынке и в зависимости от результатов мониторинга проработать вопрос о повышении экспортных пошлин на нефтепродукты.
Вице-премьер Дмитрий Козак подтвердил, что правительство договорилось с нефтяниками о фиксации цен на бензин. При этом, по его словам, добиваться снижения цен правительство РФ не намерено.
«Те компании, которые участвовали в совещании, взяли на себя такие обязательства, зафиксировали те цены, которые были по состоянию на 30 мая. Требовать [от нефтяников] снижения невозможно. Опять же, мы живем в рыночной экономике. Требовать работать себе в убыток тоже невозможно». Отвечая на вопрос, почему все-таки в России так сильно выросли цены на бензин, Козак сослался на мировую конъюнктуру цен. «Если цены на нефть на внешних рынках выше, то это [производство бензина в России] может оказаться относительно невыгодным. Поэтому, чтобы обеспечить баланс цен, нефтяники подняли цены на нефть, нефтеперерабатывающие заводы — цены на бензин, и мы получили ту ситуацию, которую имеем на оптовом рынке», — отметил вице-премьер.
Последний раз правительство прибегало к экстренному повышению экспортных пошлин весной 2011 года — по итогам бензинового кризиса. Тогда Игорь Сечин, будучи вице-премьером, повысил пошлины на светлые нефтепродукты до 90% и обязал компании заключить четырехсторонние соглашения, а ФАС оштрафовала нефтяников на 20 млрд рублей. Но с 2015 года правительство последовательно снижало пошлины в рамках налогового маневра. Этот маневр предполагает полную отмену пошлин, и прямо сейчас в правительстве идут активные обсуждения, в каком виде и насколько быстро его надо завершить. 
В вопросе регулирования стоимости бензина для конечных потребителей правительство пошло на невыгодные для себя меры — снижение налогового бремени для производителей, а также на вероятный отказ от второго этапа повышения акцизов на бензин с 1 июля. При этом надо понимать, что в случае отказа от второго этапа повышения акцизов бюджет недополучит 140 млрд рублей и их необходимо будет где-то найти, ведь впереди у нового состава Кабмина обширные планы на ближайшие шесть лет по выполнению «майского указа». Однако оптимальным выходом из ситуации галопирующего роста цен на бензин стала бы полная отмена акцизов.




Автор: (sholban) Шолбан-оол Советович Полный текст статьи: http://operline.ru/content/v-rossii/na-fone-narodnykh-protestov-tseny-na-toplivo-obeshchayut-zamorozit.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий