воскресенье, 28 января 2018 г.

Рискованная операция Турции в сирийском Африне

Важнейшей новостью с сирийского театра военных действий стало турецкое вторжение в сирийский кантон Африн, населенный преимущественно курдами.

Сначала состоялся ввод подразделений протурецких ССА на территорию кантона и нанесение по Африну авиаударов. Впрочем, ввиду небольших расстояний, турецкая авиация может обстреливать весь кантон с воздуха, формально не заходя в сирийское воздушное пространство. Но сейчас уже регулярная армия Турции вошла в составе примерно одной танковой бригады на территорию Сирии вместе с артиллерийскими подразделениями.


Операция направлена против курдских войск самообороны, которые составляют основу создаваемого под руководством Пентагона контингента численностью около 30 тысяч человек в анклавах Африн и Манбидж. Однако бомбежкам подвергаются все населенные пункты, где, по мнению турецкого руководства, могут дислоцироваться курдские отряды. 

Ввиду низкой точности авиаударов, страдает, в основном, мирное население, в то время как маневренные отряды курдов несут единичные потери. Параллельно с этим, со стороны курдов при поддержке Ирана и Сирии начались масштабные обвинения Турции в гибели мирного населения, а также в уничтожении исторических и культурных памятников.




В течение последних двух недель Анкара решительно заявляла, что инициатива США по созданию «территориальных сил обороны границ» на севере Сирии не приемлема для Турции. Так, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган во время выступления в прямом эфире сказал, что «США создали … вдоль границы нашей страны террористическое формирование» и теперь «долг Турции — потопить его прежде, чем оно возникнет».

Как представляется, Турция, таким образом, бросает открытый вызов США, который не может быть быстро «отыгран назад».

Интересно, что 18 января Москву посетили начальник Генштаба ВС Турции генерал Хулуси Акар и директор турецкой Национальной разведывательной организации Хакан Фидан. Они встретились с начальником Генштаба ВС РФ Валерием Герасимовым и обсудили «текущую ситуацию в Сирии», а также межсирийские переговоры в Женеве и Астане. А уже 20 января началось вторжение.

Этот факт позволяет предположить, что Турция согласовала свою операцию с Россией и США. В таком случае, последние будут осуждать турецкие действия для «сохранения лица», однако всерьёз мешать не будут. Действительно, и России, и Соединённым Штатам важнее отношения с таким крупным геополитическим игроком, как Турция, нежели с курдами. В пользу этого также говорит заявление американского госсекретаря Рекса Тиллерсона от 18 января о том, что позиция американского правительства была «неверно описана» и США не намерены создавать никаких «сил безопасности» на границе Сирии и Турции.

Впрочем, вероятен также вариант, что Турция не стала считаться с Соединёнными Штатами и их поддержкой курдов и приняла своё решение самостоятельно. В этом случае может начаться масштабное столкновение, в котором США начнут активно поддерживать курдов. В пользу этого предположения говорят сообщения некоторых арабских СМИ о том, что «США передали курдам переносные зенитно-ракетные комплексы». Если это так, то Турция начнёт терять авиацию. Впрочем, потери авиации уже начались - курды сумели сбить одн истребитель-бомбардировщик и один ударсный вертолет ВВС Турции. Кроме того, на текущий момент потеряно 5 танков и более 20 военнослужащих турецкой армии.



Оптимальная для России стратегия — не мешать Турции снять угрозу «курдского сепаратизма» для своей страны 

Какую позицию занимала Россия по отношению к курдам Африна — ясно не вполне. Можно лишь с уверенностью сказать, что Москва активно пыталась мирно разрешить конфликт интересов. Об этом говорят два заявления министра иностранных дел России Сергея Лаврова: от 19 января о том, что РФ «не выводит российских военных наблюдателей из района Африн» и от 20 января о том, что «российские военные переведены из района Африн в район Телль-Аджар из-за начала турецкой операции».

Также накануне российские СМИ опубликовали заявления главы Национально-культурной автономии курдов России Фархата Патиева о том, что «сирийские курды надеются, что Россия сможет предотвратить турецкую операцию в Африне».

По всей вероятности, Россия предложила курдам поступиться своей фактической независимостью и допустить сирийские войска, подчиняющиеся Башару Асаду, на территорию своей автономии. 

Очевидно, компромисс достигнут не был, и курдское руководство предпочло сделать ставку на американский проект, закрепляющий фактическую независимость на севере Сирии, которую должны были защитить отряды «Демократических сил Сирии», курдские «отряды народной самообороны» YPG и бойцы «Рабочей партии Курдистана».

У США, безусловно, есть интерес в образовании такого независимого от Башара Асада региона: он мог бы послужить для них плацдармом для формирования боеспособных отрядов, а с возникновением устойчивого правительства можно было бы представить его как альтернативу Башару Асаду и признать в качестве «единственного легитимного и демократического правительства».

Москва, Тегеран и Дамаск в любом случае были бы вынуждены в дальнейшем решать вопрос о взятии под контроль этой территории. Теперь, вероятно, проблему «жёстко решат» турецкие войска.

Как могут развиваться события в этом случае? После подавления курдских позиций ударами авиации Реджеп Тайип Эрдоган введёт танки и пехоту, и США либо вынуждены будут вмешаться и останавливать войну, либо американский авторитет в регионе будет потерян.
 
Вероятен также вариант активного вмешательства США, которые могут устроить дипломатический скандал с привлечением ООН, организовать сассированные поставки вооружений своим союзникам, в частности, ПЗРК и углубить конфликт. В этом случае США потеряют Турцию, которая может решительно выйти из НАТО.

Пожалуй, наименее рискованным для Вашингтона сценарием было бы остаться в стороне, сделав вид, что никаких обещаний союзникам не давалось.

Наилучшим вариантом для России в создавшейся ситуации было бы предоставить возможность Турции подавить устремления курдов к автономии и независимости, но при этом не допустить аннексии сирийской территории.

Начало турецкой операции против создаваемого при поддержке американцев фактически независимого от Дамаска региона на севере Сирии (в кантоне Африн), вероятнее всего, осуществляется по «закулисному соглашению» Турции с США и РФ. В этом случае США не будут всерьёз препятствовать разгрому курдов, предпринимая лишь дипломатические демарши «для сохранения лица».

Если Турция осуществляет эту операцию на свой страх и риск, заручившись лишь поддержкой РФ, возможны два исхода. Возможно, что Турция быстро разгромит фактически независимое образование, неудобное как Анкаре (из-за того, что курдская автономия безусловно станет основой для раскачивания сепаратизма турецких курдов), так и Дамаску. Возможно также, что США организуют мощное дипломатическое давление, помогут курдам массированными поставками оружия и сделают конфликт более кровавым и затяжным. В этом случае, Турция отдалится от США и ещё больше переориентируется на Россию, в том числе, и на российские вооружения.

В любом случае, возможности США в регионе будут поставлены под сомнение, и авторитет этой страны пострадает. 

Опасности для режима Реджепа Тайипа Эрдогана новая война, скорее всего, не представляет.

Россия, вероятно, активно вмешиваться в данный конфликт не будет, но сделает всё для того, чтобы кантон Африн вновь вернулся под контроль Дамаска.


Автор: (admin) Редактор Полный текст статьи: http://operline.ru/content/v-mire/riskovannaya-operatsiya-turtsii-v-siriyskom-afrine.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий