пятница, 31 марта 2017 г.

Росгвардия подвинет МВД и потеснит ФСБ

Росгвардия, несмотря на попытки ее компрометации и явные проколы в организации службы, в частности, связанные с нападением боевиков на 140 артполк в ст.Наурская и гибелью шестерых военнослужащих, при полной поддержке Президента России, продолжает наращивать свои возможности, становясь все более влиятельной структурой в среде силовых ведомств. 
  
При этом Росгвардия начинает "оттягивать" на себя часть полномочий, традиционно являвшихся прерогативами существующих силовых министерств и спецслужб, из которых наибольшие потери во влиянии несет МВД вследствие передачи Росгвардии части полицейских функций. 
  
Однако экспансия Росгвардии только этим не ограничивается. В частности, стало известно, что в Росгвардии создано подразделение, которое будет заниматься киберразведкой. В первую очередь в его обязанности входит мониторинг соцсетей для выявления случаев экстремизма. Подразделение возглавила выходец из МВД РФ Лариса Горячко, ранее служившая в ОРБ ГУ МВД по УрФО, а затем и в центральном аппарате МВД РФ, специалист и профессионал высокого класса, принимавшая участие во многих крупных антикоррупционных расследованиях. 
  
Пока это IT-разведывательное подразделение официально оформлено как отдел по информационно-аналитическому обеспечению деятельности Росгвардии. Связано это с тем, что, согласно нынешнему законодательству, Росгвардия не является субъектом оперативно-розыскной деятельности и формально ею заниматься не может. Однако в обозримом будущем ситуация может измениться. 

Отдел решает задачи по выявлению в Сети актуальных угроз, в первую очередь, экстремистской направленности, и их пресечению, но функции киберразведчиков Росгвардии могут в будущем значительно расшириться. В частности, рассматривается вопрос о создании комплексной системы мониторинга Интернета, принадлежащей Росгвардии. Будет ли эта система связана с аналогичными по функциональному назначению системами Аппарата Правительства, ФСБ и МО РФ, и в каком обьеме, пока неясно. 

Сейчас в новое подразделение производится набор сотрудников, в первую очередь тех, кто ранее работал в силовых ведомствах по линии высоких технологий и Интернета. 

В принципе, наделение Росгвардии функциями борьбы с экстремизмом вполне логично, поскольку одна из ее задач - вскрытие угроз  государственному строю России. В связи с этим в Кремле рассматривается вопрос о передаче из ведения МВД в ведение Росгвардии сразу двух управлений - Главного управления по противодействию экстремизму и Управления по государственной защите. Таким образом, если данные управления перейдут в Росгвардию, то их полномочия существенно расширятся. 
  
К противодействию экстремизму и госзащите может добавиться борьба с терроризмом и лидерами преступных сообществ. Но самое главное ― Росгвардия получит право на ведение оперативно-розыскной деятельности, которого сейчас не имеет, и таким образом, превратится в полноценную силовую структуру. 

В самой Росгвардии возможную передачу двух управлений МВД РФ комментируют неохотно и уклончиво. Дескать, «Деятельность Росгвардии определена Указом президента РФ от 5.04.2016 года №157 и Федеральным законом от 3 июля 2016 г. №26-ФЗ. Каких-либо иных полномочий, не наделенных данными нормативными правовыми документами, войска Национальной гвардии не имеют». 



Здесь надо заметить, что еще при создании Росгвардии поднимался вопрос о том, что она может стать недостаточно дееспособной структурой, поскольку не будет являться субъектом оперативно-розыскной деятельности. В частности, она не сможет иметь свою агентуру и  проводить оперативные мероприятия. Однако, несмотря на предполагаемую недееспособность, в законе о Росгвардии наделять ее функциями ОРМ не стали. Теперь же ситуация поворачивается иной стороной - аккумуляция Росгвардией функций МВД по ОРМ сделает вопрос о наделении ее этими полномочиями лишь формальным вопросом времени. 

Кстати, потеря двух управлений МВД может стать не единственной утратой правоохранительного министерства - скорее всего, в отставку уйдет заместитель министра Михаил Ваничкин, отвечающий за ГУУР, ГУЭБиПК и ГУПЭ. Он также курирует Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, Оперативно-поисковое бюро, Управление оперативно-розыскной информации, НЦБ Интерпола МВД России, Бюро специальных технических мероприятий (БСТМ). 

Скорее всего, наиболее вероятным преемником Ваничкина станет, исходя из морально-деловых качеств, ныне действующий начальник ГУСБ МВД РФ Александр Макаров. 

Сами подотчетные подразделения также, по всей видимости, подвергнутся кадровым изменениям. В частности, согласно решению, принятому в Кремле, начальником и первым замначальника подразделений силовых ведомств, занимающихся техническими мероприятиями, должны быть кадровые сотрудники ФСБ, причем все необходимые изменения необходимо провести до 1 января 2018 года. 
  
Поэтому руководителей этих подразделений будут менять на контрразведчиков. Сейчас это происходит во ФСИН, а на очереди - БСТМ МВД, пока возглавляемое Алексеем Мошковым, но до Нового года его должен заменить ФСБ-шник. 

Но и на этом аппаратная люстрация МВД, скорее всего, не закончится. На прошедшей коллегии министерства Владимир Путин раскритиковал планы МВД по созданию "нового СОБРа" из 2,5 тыс. бойцов бывшего спецназа упраздненной Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков «Гром». Их планировали переподчинить региональным начальникам полиции для проведения спецопераций вместо СОБРа, переданного в Росгвардию. Путин указал, что не стоит дублировать аналогичную структуру.
  
Вряд ли кто-то из МВД пойдет против мнения Президента. Возможно, МВД следовало отстаивать сохранение в ведомстве СОБРа с передачей Росгвардии ОМОНа на стадии подготовки реформы, а теперь придется смириться с согласованием всех силовых операций с гвардейцами. 

Казалось бы, каким образом перераспределение полномочий и подразделений между МВД и Росгвардией в пользу последней, может повлиять на ФСБ, которая которая и так в последние 15 лет получила такие полномочия, которых никогда не имела в российской и советской истории? Увы, самое непосредственное.

Дело в том, что ФСБ имеет серьезные рычаги контроля над деятельностью полицейского ведомства, а в Росгвардии у нее их практически нет. 
  
В то же время наделение Росгвардии функционалом ОРМ фактически приведет к полной технической и организационной ее самостоятельности от ФСБ, вынуждая руководство Службы к компромиссам и согласованиям действий с равной по мощи структурой, сводя на нет превосходящие полномочия ФСБ, а это может привести к конфликту интересов, сведя, в гипотетическом итоге, деятельность ФСБ непосредственно к контрразведке, в то время как функции безопасности и контроля будут переданы в ведение Росгвардии.

Полный текст статьи: http://operline.ru/content/stati/rosgvardiya-podvinet-mvd-i-potesnit-fsb.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий