Рассматривая ситуацию, сложившуюся с активными протестами в Казахстане, необходимо отметить важное обстоятельство: пожалуй, впервые на азиатском пространстве бывшего Союза выступления произошли без подогрева извне и, похоже, стали неожиданностью не только для правительства Казахстана, теперь уже бывшего, и спецслужб, но и для зарубежных государств, вспоминающих в эти дни протесты в Вашингтоне с захватом протестующими Капитолия.
Формальным катализатором протестов стало, как известно, возрастание цены на газ, но стало именно катализатором - повестка практически сразу переключилась на политические требования, чему причиной стали объективные обстоятельства - плохие условия жизни людей, высокие цены, безработица, кумовстство и взяточничество. Недаром по стране протестующие сносят памятники Нурсултану Назарбаеву, который считается отцом казахстанской коррупции: несмотря на то, что Назарбаев сумел избежать политики репрессий, как в других республиках Средней Азии, как, например, в Узбекистане и Туркменистане, а также избежать революционных настроений Кыргызстана, именно его протестующие избрали основным идейным противником.
Это неудивительно: ловко маневрируя в отношениях с Россией и ее западными антиподами Назарбаев при всей своей показной демократичности и заигрывании с Европой, во-первых, выстроил культ личности (Вероятно, сыграло роль партийное наследие), а, во-вторых, обеспечил себе, своей семье и ближнему кругу казахстанских элит вывод капитала и обустройство за рубежом – так, в семье самого Назарбаева только у его дочери и внука Нурали Алиева имеется недвижимость в Лондоне на сумму более 80 млн фунтов стерлингов.
Уйдя в отставку в 2019 году Назарбаев сохранил всю полноту власти, оставив за себя полностью подконтрольного человека Касым-Жомарта Токаева, который перед лицом протестов распустил правительство, объявил чрезвычайное положение, сообщил о наличии вооруженных террористов и попросил помощи у ОДКБ.
Контора считает, что из всех членов крайне нестабильного ОДКБ, являющего собой больше показно-политический альянс, нежели военный, на призыв Токаева откликнется только Россия – откликнется не в том контексте, который подразумевает Токаев, а введя военных специалистов на наиболее важные российские объекты в Казахстане, принадлежащие нашей стране, для их охраны и обороны, в частности, космодром Байконур. Тут надо отметить, что Россия является крупнейшим экономическим партнером Казахстана – почти 9 тысяч российских предприятий работают в этой стране, в частности, такие гиганты, как «Лукойл», Камаз», «АвтоВАЗ» и другие. При этом в самом Казахстане безработица составляет более 10 процентов, а Россия – наиболее привлекательный рынок труда для казахстанцев.
Оппозиционно настроенные граждане уже с надеждой проводят параллели: дескать, именно такое и ждет Россию, которая столкнется, в конце-концов, с такими же протестами по аналогичным причинам – «вечный Путин», коррупция, олигархат и т.п. Увы, этого не будет: и уровень жизни, и наличие определенной толики демократии, недостижимой в идеале, и зачистка политического пространства от несистемной оппозиции, и инициативы законодателей, направленные на смягчение финансового бремени для граждан и бизнеса, и даже сам Путин, весьма либерально относящийся к выступлениям оппозиции, но жестко реагирующий на любую деструктивную деятельность в отношении страны – это не катализаторы всеобщего протеста.
Если быть откровенными в определенной доле, то Контора может сказать, что назревшая проблема с излишне самостоятельным и автократичным Назарбаевым требовала решения, имеющего нестандартное воплощение. Не вызывает никакого сомнения, что послужившее детонатором протестной активности возрастание цены на газ для населения в два раза не могло быть сынициировано казахским правительством, разве что оно было совсем уж недалеким. Как известно, отпускная цена газа для населения зависит от закупочной для государства. И то, как драма была сыграна, вызывает восхищение.
By: via Оперативная линия ★
Комментариев нет:
Отправить комментарий