Российская макроэкономика продолжает демонстрировать позитив, не требуя ускоренного удешевления кредита. ВВП России вырос в июне на 2,9% в годовом выражении, с исключением сезонного фактора - на 0,3%. При этом МЭР изменило оценку годового роста ВВП в мае до 3,5% с 3,1%, заявленных ранее. Кроме того, МЭР повысило оценку роста ВВП России в первом полугодии до 1,7% в годовом выражении с 1,6%, озвученных ранее.
Цифры официальной статистики говорят о том, что 2017 год станет первым годом экономического роста после спада в 2016 и 2015 гг. Рецессия была вызвана прежде всего падением цен на нефть и удорожанием кредита. В период валютной паники в конце 2014 года ЦБР был вынужден значительно повысить ключевую ставку. Западные санкции сказались на экономике России достаточно слабо и были частично компенсированы импортозамещением.
Если бы ЦБР все же снизил ключевую ставку на 0,25%, то это бы означало слабость перед лоббизмом заемщиков, которые пытаются решить свои проблемы за счет низких процентных ставок и слабого рубля. Это намного проще, чем повышать рентабельность своих активов и капитала.
Если санкции будут введены в самом своем полном виде, ну, например, если прекратится финансирование нашего бизнеса, поставка труб, оборудования и прочего для газовой и нефтяной отраслей, если сумасшедший Трамп и обе палаты парламента добавят дополнительные санкции в виде запрета на поставку, например медицинского оборудования, медицинских лекарств (тот же западный инсулин во многом лучше российского), если прекратится поставка семенного фонда для аграриев, и пр. и пр., то нам действительно будет трудно.
До сих пор соответствующие ограничительные меры действовали в отношении проектов «Газпром нефти», «Газпрома», «Сургутнефтегаза», «Роснефти» и «ЛУКойла», то теперь его предлагается распространить на все проекты, в которых одна из названных компаний владеет «существенной неконтролирующей долей» (от 33%). От новых санкций США, если они будут одобрены в Белом доме, могут пострадать восемь проектов с участием российских и европейских компаний: «Балтийский СПГ» («Газпром» и «Shell»), «Голубой поток» («Газпром» и «Eni»), трубопровод Каспийского трубопроводного консорциума («Роснефть», «Shell», «Eni»), «Северный поток» и «Северный поток 2» («Газпром» и европейские компании), расширение завода СПГ «Сахалин 2» («Газпром» и «Shell»), Южно-Кавказский газопровод и месторождение Шах-Дениз («ЛУКойл» и «BP»), месторождение Зохр на шельфе Средиземного моря («Роснефть», «BP», «Eni» и др.).
Устанавливается запрет на вложение средств в проекты РФ по трубопроводному экспорту энергоресурсов и предоставление для них товаров, услуг и технологий, если стоимость каждой из них в отдельности превышает 1 млн. долл., или же их агрегированная стоимость превышает 5 млн. долл. в течение года.
Американские санкции, прописанные в документе, направлены также на ограничение сделок с участием военных ведомств России и сделок в области трубопроводного экспорта энергоресурсов. Сюда законодатели отнесли запрет на доступ к кредитам или гарантиям Экспортно-импортного банка США и ограничения на кредиты от финансовых организаций США. В списке присутствуют также запреты на получение государственных контрактов, на инвестирование в ценные бумаги учреждений, находящихся под санкциями, и прописана экстрадиция сотрудников соответствующих компаний из США.
Санкции, относящиеся к российским спецслужбам, коснутся физических и юридических лиц, совершающих «существенные транзакции» с Главным управлением Генштаба Вооружённых сил РФ, ФСБ и другими структурами, отвечающими за разведку или оборону. Документ предусматривает запрет на участие в приватизационных сделках с государственным имуществом РФ, если объём инвестиций при соответствующих сделках превышает 10 млн. долл. в год и «способствует незаконному обогащению чиновников, их приближённых или родственников». Предусмотрены и санкции против финансовых учреждений РФ и их сотрудников, которые, якобы, помогают сирийскому президенту Башару Асаду получать или разрабатывать оружие массового поражения и ракетный потенциал.
Наконец, новый законопроект нацелен на наказание физических лиц, подозреваемых в причастности к кибератакам учреждения США. Этим лицам закроют возможность въезда в США, аннулируют открытые визы, а активы их заморозят.
Чего наши западные партнёры больше всего боятся? Правильно - единства основных осколков СССР. Говоря современным языком - появления Евразийского Союза не как пачки межгосударственных договоров, а как единой политической и экономической силы. Это будут реальные санкции против США и Евросоюза.
Экономика России постепенно восстанавливается и выходит на устойчивый рост. К такому выводу пришли аналитики Международного валютного фонда (МВФ) в своём июльском докладе, посвященном перспективам развития мировой экономики. То есть, фактически эксперты подтвердили свой апрельский прогноз, согласно которому реальный рост ВВП в стране составит в текущем и в будущем году 1,4%. При значительном снижении, как подчеркивается в документе, базовой инфляции. При этом мировая экономика не только растет быстрее российской в 2,5 раза. Она находится в преддверии самого масштабного за последние десять лет качественного скачка, в котором главную подъемную роль МВФ отводит Европе. В частности, Германии, Франции, Италии и Испании. В целом же мировой объем производства, как предполагается, вырастет на 3,5% в 2017 году и 3,6% в 2018-м. При 3,2% в прошлом году.
ЕС так нужен российский газ, что там заявили о готовности к экономическому конфликту с Вашингтоном. Внимание к новому пакету антироссийских санкций сейчас действительно большое. Потому что они — серьезный элемент крайне непростой внутриполитической ситуации в Соединенных Штатах.
Санкции — ни для республиканцев в Конгрессе, ни для самого Трампа — это абсолютно не главное. А главное все-таки, это потолок государственного долга, бюджет на следующий год, и, собственно, предложения по налоговой реформе. Вот здесь, собственно, и будет для Трампа самое важное испытание.
Строго говоря, к росту нашей экономики санкции пока будут иметь косвенное отношение. Хотя — да, наши потенциальные темпы роста это снижает. Как минимум — если учитывать самые консервативные оценки — на полпроцента. Но считают обычно еще с учетом нефтяных котировок. Проще говоря, берутся во внимание не только санкции, но и цены на нефть. Здесь трудно определить, что важнее. Тем не менее, санкции тормозят, естественно, наше экономическое развитие на несколько десятых процента. Но потенциального роста экономики не снимают. МВФ в том же докладе несколько понизил оценку экономики Соединенных Штатов этим летом. Не намного, но одну-две десятые процентного пункта они убрали. И связано это как раз с ожиданиями очень непростого расклада, который будет сопровождать все эти бюджетные и налоговые дискуссии в США. Поэтому надеяться, что это будет драйвером мировой экономики, как предполагалось раньше, наверное, несколько преждевременно. И, скорей всего, это будет Европа. Потому что в Европе идет достаточно хорошими темпами экономическое восстановление. Но — опять же — по европейским меркам. Китай в этом году тоже вряд ли покажет какой-то срыв. Но и беспрецедентного роста не будет. Напомню, на сентябрь запланирован очередной — девятнадцатый съезд Компартии Китая с тотальной заменой руководителей органов управления. Поэтому китайцы сейчас будут делать все, чтобы поддержать экономику. И поэтому она будет такая, какая прогнозировалась.
Мировая экономика, по большому счету, демонстрирует признаки неплохой динамики. Но она гораздо ниже той, которую можно было бы ожидать исходя из мирового потенциала. И, собственно, рисков ухудшения ситуации больше, чем ее улучшения. Все очень неопределенно. И если этот год более-менее пройдут все относительно спокойно, то в следующем эти риски накапливающиеся — как американские, так и европейские, в связи Brexit, и китайские — могут принести немало сюрпризов. Потому что сейчас пока экономика того же Китая движется на анаболиках, условно говоря. Это бесконечная подкачка ликвидности на рынке, и, собственно, это такой искусственный рост. А сама по себе экономическая органика свидетельствует о том, что замедляться будут и достаточно серьезно.
Пока же в МВФ лишь подтвердили свой ранний прогноз. И в этих цифрах роста общемирового ВВП — 3,5 и 3,6 — ничего нештатного нет. Причем, и тогда, и сейчас аналитики фонда высказывают достаточно сдержанную позицию, обращая внимание на то, что процессы положительные есть. Но, тем не менее, и риски тоже усиливаются параллельно с этими темпами роста. Поэтому всем надо внимательно отслеживать.
И в первую очередь, конечно, обращать внимание на огромный рост долга во всех экономиках — он уже превысил предкризисные значения 2007 года. На незавершенность реформ финансовых секторов и в мировой экономике, и в отдельных странах.
Но это требует, естественно, много структурных реформ. К чему далеко не все экономики и страны готовы. Собственно, диагноз этот он в полной мере работает и для России. Темпы роста в 1,4% в год, это достаточно скромная оценка. Потому что наше Минэкономразвития обещает 2%. Но тут дело даже не в процентах. А в том, что полтора процента — это для нас на сегодняшний день предел при тех структурных ограничениях, которые экономика в себе за многие годы вырастила.
Поэтому прогнозируемые МВФ 1,4%, это для нас вполне реальное ожидание итогов этого года. Может быть, чуть лучше, может быть, чуть хуже.
Прямой диапазон, прогнозируемый Центральным банком РФ — 1,3−1,8. И если брать медианную оценку, то получается где-то близко у позиции МВФ. Причем, такие же цифры нам ставят Всемирный банк и Организация экономического сотрудничества и развития.
Полный текст статьи: http://operline.ru/content/ekonomika-i-finansy/ekonomicheskie-perspektivy-rossii.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий