суббота, 16 сентября 2017 г.

Китайская экспансия в Афганистан

Борьба за ресурсы этой страны предстоит нешуточная. На одной стороне США, на другой Китай и примкнувшая к нему Россия. Чтобы показать свою лояльность,  афганское правительство президента Ашрафа Гани  обращалось к президенту Трампу с призывами привлечь американские инвестиции в частности, в  местную горнорудную промышленность, однако реализовывали проекты в этой сфере совсем другие страны - Китай, Россия и Иран. 
При этом по американским воззрениям, торгово-инвестиционное сотрудничество Афганистана с Китаем, Россией и Ираном противоречит военно-стратегическим и экономическим интересам США в Центральной Азии. 
Безусловный лидер по инвестициям в экономику Афганистана - Китай. Компании этой страны не только разрабатывают месторождения полезных ископаемых, но и прокладывают трубопроводы и транспортные коридоры. Одним из важнейших приоритетов Китая является сооружение современной версии исторического сухопутного транспортного Ваханского коридора, соединяющего Афганистан с Синьцзян-Уйгурским национальным округом. В общем, Китай идет путем СССР в 80-е годы прошлого века. 
Стоимость потенциальных запасов природных ископаемых Афганистана оценивается приблизительно в три триллиона долларов. Китайцы уже приобрели права на добычу значительных объемов медной руды и угля. В последние десятилетия компании из КНР стали первыми среди иностранных фирм, кому в Афганистане удалось получить концессии на поисково-разведочные работы на нефть. Итогом стало открытие Китайской национальной нефтяной корпорацией (CNPC) крупного месторождения с запасами в 1,8 миллиарда баррелей на севере страны. Для сравнения: до этого суммарные запасы нефти в Афганистане составляли 150 миллионов баррелей. А китайскому государственному гиганту "Металлургическая корпорация Китая" (MCC) удалось взять под свой контроль гигантское меднорудное месторождение Мес Айнак, находящееся на территории, подконтрольной движению "Талибан". 

Еще в 2010 году Вашингтон выражал свои страхи: "Жадный до ресурсов Китай будет стараться доминировать в разработке минеральных богатств Афганистана, что будет беспокоить Соединенные Штаты...». 

Особо важно наличие в рудах лития. Афганские месторождения полезных ископаемых, содержащих литий, который используется в различных сферах - от обычных батареек до ядерных устройств, были на очереди. Сейчас китайские горнодобывающие конгломераты ведут острую конкурентную борьбу за достижение стратегического контроля над глобальным литиевым рынком. Его по сей день контролирует "Большая тройка", состоящая из корпораций Rockwood Lithium (США), Sociedad Quimica y Minera de Chile (Чили) и FMC (США, ведет операции из Аргентины). Тем временем, доля Китая в мировом производстве лития растет, и страна уже вышла на четвертое место после Австралии, Чили и Аргентины. 
Где Россия лучше не упоминать.  Россияне, что случилось? 
А китайская корпорация Tianqi Group получила контроль над крупнейшим месторождением литиевых полезных ископаемых Австралии с названием Greenbushes. Доля Tianqi в Talison Lithium, компании-операторе месторождения, доведена до 51 процента. Второй партнер китайцев по разработке этого месторождения - Albemarle из штата Северная Каролина, материнская компания корпорации Rockwood Lithium. Рывок Пекина в сторону литиевого производства обусловлен стремительным развитием в КНР индустрии производства электромобилей.
Сегодня Китай - центр "литиевой вселенной". Страна уже стала крупнейшим рынком электромобилей. А BYD, китайская компания, которую поддерживает американский инвестор Уоррен Баффет, - крупнейший в мире производитель этой продукции. При этом китайские компании - производители лития поставляют больше всех литиевых компонентов для аккумуляторов. В КНР работают 25 компаний, производящих 51 модель электромобилей. В текущем году в Китае будет продано 500 тысяч этих транспортных средств. Для сравнения: начиная с 2009 года корпорации General Motors потребовалось семь лет, чтобы продать 100 тысяч электромобилей Chevy Volt. А BYD продаст 100 тысяч электромобилей в одном только в 2017 году. 
Пакистан, Афганистан, Иран и Китай развивают свое сотрудничество, реализуя нефтегазопроводные проекты. Геополитической платформой для интеграции Афганистана в евразийские энергетические и транспортные коридоры является ШОС, в которую входят Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан. Другими словами, сейчас имеет место геополитическая подвижка и Афганистана, и Пакистана к интеграции этих стран в евразийскую в торгово-инвестиционно-энергетическую ось. А Китай намерен дополнительно к этому интегрировать Афганистан в транспортную сеть Западного Китая как составную часть инициативы Пекина "Один пояс, один путь".



Полный текст статьи: http://operline.ru/content/v-mire/kitayskaya-ekspansiya-v-afganistan.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий