пятница, 18 августа 2017 г.

Расплата суверенитетом - не для России

Запрос общества на стабильность в России ушел на периферию и сменился запросом на перемены. Такое мнение высказал генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров на всероссийском молодежном форуме «Территория смыслов на Клязьме». Выступая на тему «Актуальные тренды: новое общество, ценности, технологии, будущее» Федоров отметил, что, поскольку экономический кризис закончился, но не наступил широкомасштабный экономический подъем, в России наблюдается новая фаза — «неуверенность в завтрашнем дне». Такая фаза, по словам главы ВЦИОМ, является «опасной», так как «революционные настроения появляются не в ситуации кризиса, а когда кризис закончился и становится лучше». В этой ситуации, добавил он, люди перестают терпеть и начинают требовать. По его мнению, сегодня запрос на стабильность уходит на периферию. 
Глава ВЦИОМ считает, что сегодня политическая борьба в России «идет за то, чей образ перемен возобладает». Вот эта борьба за будущее сейчас разворачивается и скоро она перейдет в заключительную фазу, потому что через полгода у нас выборы президента РФ. 
А пока  расходы россиян продолжают расти, в июле они увеличились на 8,1 процента в годовом выражении. Это в два раза больше, чем показатель официальной инфляции в этом месяце, отмечается в исследовании холдинга «Ромир». По сравнению с июнем в июле повседневные траты граждан выросли на 0,6 процента. Июльский рост расходов на фоне опять немного похудевшего среднего чека говорит о том, что россияне продолжили активно посещать магазины в поисках лучших ценовых предложений, — отмечают в компании. 
По мнению экспертов, привлекательные цены были обеспечены сезонным снижением стоимости овощей и фруктов, а также скидками и акциями торговых сетей. В июле расходы увеличили жители практически всех регионов России за исключением Приволжского федерального округа, где потребители сократили свои ежедневные траты на 3,6 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В Южном округе расходы выросли на 18,5 процента, в Центральном — 11 процентов, Уральском — 10,7 процента. Москвичи увеличили свои ежедневные траты на 9,3 процента, петербуржцы, напротив, снизили на 1,5 процента. По данным Росстата, инфляция в июле замедлилась до 3,9 процента по сравнению с июлем прошлого года. По сравнению с июнем потребительские цены в прошедшем месяце выросли на 0,1 процента, с начала года они поднялись на 2,4 процента. 
Не будут сенсацией слова о том, что Россия переживает трудный период своего развития. Может быть, самый трудный, после 1991 года. Причин тому много. Пора, давно пора искать выход. И сказать себе честно, что главные причины связаны с её зависимостью от внешнего мира в экономике, культуре, политике, науке, образовании, технологиях. Выход из этой зависимости вывел на первый план задачу восстановления национального суверенитета, утраченного либерал - демократами в 90-ые годы, во времена правления Ельцина. Начинать надо с чистки рядов.
Давайте уважаемый Владимир Владимирович, порассуждаем. Скоро выборы. Понимаем, Вам альтернативы нет. Но, как избиратель, хочу знать и главное, понимать,  с какими идеями, говоря по-советски, лозунгами Вы пойдете на эти выборы?  И с какой командой? Может, хватит нам по рабски заглядывать Вам в глаза и спросить Вас прямо, почему Вы решаете отдельные вопросы граждан на встречах с журналистами и гражданами, а где остальные государственные органы, кто, по своему назначению, и обязан решать тот объем вопросов, который сваливается на Вас каждый раз при подобных встречах? А завтра, если что, дай Бог Вам здоровья, кто будет решать эти вопросы? Может суд? Профсоюзы? Кстати. Почему у нас есть капиталисты и нет реальных профсоюзов? Не будете же Вы называть лидерами  профсоюзов тех жирных котов, которые давно стали частью государственного управления и чьи дачи вольготно разместились на Рублевке? Почему Генеральная прокуратура утверждает, что коррупция продолжает расти, и каждый десятый коррупционер из силовой системы?  Ой, да сколько вопросов! Кто на них ответит?
Задача восстановления национального суверенитета, на мой взгляд, в целом решена. Она была определена Вами в 2007 году, в качестве меры вымученной и выстраданной в безуспешном выстраивании равных и взаимовыгодных отношений с Западом. Мое мнение, если не брать записных журналистов, население страны отнеслось к этому с известным безразличием. Многие, если не большинство в России, не понимали существа противоречий в её отношениях с развитыми странами. Прежнее либеральное руководство страны, включая Министра иностранных дел А. Козырева, скрывало существующие противоречия, дабы не обострять внутриполитическую обстановку в России, до полного её встраивания в трансатлантический политико-экономический механизм в качестве сырьевого придатка. Ваша команда  извиваясь, простите за это слово, долгих, семь лет тешила себя надеждой, что ей удастся убедить своих, как они считали, союзников по демократическому лагерю, что с Россией так отношения строить нельзя. Не получилось. Надежды рухнули, пришло осознание, что Россия, как страна, проигравшая в холодной войне, обложена т.н. репарациями. 
Наряду с расчленением бывшего единого государства, они предусматривали особый характер экономических отношений: более активное развитие сырьевого сектора под контролем иностранных компаний, уничтожение ВПК и оборонного комплекса, сокращение высокотехнологичной производственной сферы, снижение самодостаточности в вопросах жизнеобеспечения страны и общества. Механизм реализации этих идей, реализуемых ельцинско - гайдаровско - черномырдинской командой по заказу Запада был прост, но эффективен: деньги зарабатывать на сырье и на заработанные деньги покупать всё необходимое, собственный производственный сектор не нужен. 
Колониальная система работала безотказно. К 2000 году Россия зависела от импорта технологий на 100%, медикаментов - на 90%, товаров народного потребления - на 85%, продовольствия - на 70%. Дореформировались!  Стыдоба! 
Политическая зависимость оказалась не менее глубокой и всесторонней. Ельцину, чтобы периодически спьяну не взбрыкивал, подарили игрушку в виде "шестёрки" в семёрке, переименованной в "восьмёрку и под эту сурдинку обложили страну различными международными договорами, конституционно гарантировав им верховенство над национальными законами.
Такова трагическая история утраты суверенитета. Не менее трагичной стала и борьба за его возвращение. Кажется, что включившись в эту работу, не многие в руководстве страны понимали, за какой неподъёмный груз проблем они берутся. В системе международных отношений с Западом, выстроенной по принципу нипеля: "туда дуй, оттуда ...", за вход, как у нас принято говорить, платишь рубль, за выход - два. Дальше всё происходило на наших глазах. Западные партнёры расплаты за мысли о суверенитете потребовали незамедлительной: три финансовых кризиса 1998, 2008, 2011, вовлечение восточно- европейских государств в блок НАТО, война с Грузией и вооружённый конфликт на Украине, санкции (по сути вечные). Всё это крупные счета, выставленные нашей страны за желание иметь национальный суверенитет. Мелкие счета не сосчитать. Конечная цена самого суверенитета тоже объявлена: разрушение целостности и насильственный развал России. В открытую, никто не осмелился озвучить этот приговор, но, судя по всему, подготовка к его реализации осуществляется полным ходом. 
Дело идёт к большой войне. Нас пока проверяют на прочность (юго-осетинский конфликт был напрямую санкционирован США), втягивают в многочисленные конфликты, пожирающие мобилизационные ресурсы, изолируют, целенаправленно готовясь при этом к финалу: нанесению упреждающего ядерного удара.

Фактически, как это не неприятно осознавать, страна находится на осадном положении. Российское руководство многое делает для того, чтобы преодолеть это состояние. Фактически в оборонном секторе введен режим мобилизационной экономики. И он позволяет достигать неплохих результатов в перевооружении и техническом переоснащении вооружённых сил. За оборонкой подтягивается и смежный с ней экономический комплекс. Однако, надо ответственно признать, что те, кто, как Чубайс, заявляли о необратимости процесса поглощения России Западом, слов на ветер не бросали и поработали на славу: зависимость от западных финансов и технологий остаётся прочной и долгосрочной. Российский офшорный капитал, несмотря на объявленную амнистию, не возвращается в страну. Банковская система остается не стабильной, спекулятивный капитал становится всё более агрессивным. Последний пример, активный спор 4-х мобильных операторов с ФАС. 
Всё развитие в стране осуществляется исключительно на бюджетных ресурсах, что порождает неприкрытое воровство и незаконное обогащение узкого круга людей. Созданные контрольные институты не способны остановить расхищение государственных средств, зато "эффективно" содействуют росту коррупции и протекционизма. Малое и среднее предпринимательство всё больше оправдывают свое название принадлежностью к чиновникам мелкой и средней руки. Большой бизнес, естественно, принадлежит большим чиновникам. Государственные корпорации, превратились в частные кормушки, топ менеджеры которых получают баснословные гонорары не только по российским меркам. Экономика, несмотря на заявленные импортозамещение, президентскую директиву о создание 25 млн. высокотехнологичных рабочих мест, остаётся однобокой, с сырьевой ориентацией, низкой производительностью труда и ещё более низкой мотивацией к труду. 
Не меньшую тревогу вызывает качество труда. Всё делается для вида. Это напрямую отражается на росте напряжений в общественных отношениях. С этим связывается нескончаемая череда технологических аварий, разрушений при пожарах, затоплений при наводнениях. Так и кажется, что теперь и стихии превращаются в доходный бизнес. Не потому ли их никто не прогнозирует, к ним никто не готовится и негативные последствия от них никто не профилактирует? Выделяемые государством средства на устранение последствий стихии разворовываются, потому оказываемая населению помощь чаще всего некачественна, несвоевременна и неэффективна.
Преступная халатность и профессиональная безответственность стали характерной чертой в любой сфере трудовой и профессиональной деятельности, идёт ли речь о ЖКХ, перерабатывающем производстве, медицинском, образовательном учреждении, или о структурах жизнеобеспечения. Дай Бог, чтобы новый Чернобыль не произошел. Необязательность стала нормой отношений. Людей осознанно отучают от добросовестного и качественного труда, завлекая нетрудовыми заработками, халтурой и пустым времяпрепровождением на рабочем месте. И это не смотря на то, что в стране преобладает частная собственность, даже когда речь идёт о государственных корпорациях. Весь этот набор претензий можно предъявить, в порядке примера, к многоотраслевой системе газового хозяйства. Газпром прожигает "миллиарды" долларов на содержании непрофильных активов, меценатской и спонсорской поддержке многочисленных зарубежных спортивных и около культурных проектов. При этом огромное количество населённых пунктов в центре России остаются не газифицированными, с населения взимаются немыслимые поборы за прокладку газоподводов, которые должны оплачиваться по государственной программе. Подмосковье, 350-500 тыс. рублей за подключение газа. Они, что с ума сошли? Некачественное использование газового оборудования, нарушения в регламентных работах приводят к многочисленным авариям, в результате которых разрушены тысячи домов, погибли десятки тысяч ни в чём не повинных людей. Владимир Владимирович, спасибо за помощь погорельцам, пострадавшим от наводнений. А что делать остальным? Что не так написано, скажите?
Страна находится в состоянии гибридной войны, а это требует перехода от мобилизационной экономики к широкомасштабной экономической мобилизации. Надо уходить от дискуссий по поиску отличий между мобилизационной экономикой и экономической мобилизацией и переходить в практическую плоскость выстраивания таких экономических и производственных отношений, которые бы не только позволяли получать приличный заработок как можно большему числу работников, но и обеспечивали создание надёжного экономического базиса страны, развивали производство современной и качественной продукции на отечественной научной и технологической базе. Лозунг прост: "прекратите платить ни за что и хорошо оплачивайте хороший труд".
Итак, уважаемый Владимир Владимирович, давайте скажем себе честно, что на нынешнем этапе развития страны Вам нужно идти на выборы с таким лозунгом, который поддержит не только пресловутая элита, но и соль земли России, ее народ.  Предлагаю лозунг, хотите, назовите громко Национальной идеей - полное искоренение бедности! Для чего решить вопросы социальной защиты народа, сделать бесплатным образование и медицину и  пр. Что дальше? Пожалуйста:
- Прежде всего, необходимо обеспечить строгий и достоверный учёт трудовых ресурсов. Создать условия, при которых работодателю было бы выгодно готовить специалистов для своих производств, а не заниматься переманиванием друг у друга квалифицированных работников. Производство, рабочие места должны быть приближены к источникам трудовых ресурсов. Нельзя более мириться с тем, что рабочие места создаются в крупных промышленных центрах, разгоняя внутреннюю трудовую миграцию, а целые т.н "бесперспективные" регионы превращаются в выжженную от людей пустыню. Как можно согласиться с тем, что 80% новых рабочих мест создается В Москве, С. Петербурге, и других городах - миллионниках и при этом бесперспективными становятся уже не многотысячные сёла и деревни, но и малые города, районные центры и целые регионы в центре России?
- Необходимо принять жесточайшие меры по сокращению управленческого аппарата. Далее нельзя мириться с тем, что в общем объёме занятого населения работники аппарата управления занимают от 12 до 14%. Это примерно столько же, сколько квалифицированных рабочих занято в промышленности, строительстве ,на транспорта и в связи, вместе взятых.
- Как можно при наличии избытка трудовых ресурсов в 10 миллионов человек и невозможности устроиться на работу, бесконечно будировать тему дефицита трудовых ресурсов, миллионами завозить в страну дешёвых неквалифицированных рабочих из стран ближнего зарубежья? Некоторым из них, выдаются подряды на высокодоходные работы. Метко названный в народе "армянстрой", состоящий в большинстве своём из граждан Армении, а не России, фактически получили в нашей стране подряд на асфальто - бетонные работы по текущему и капитальному ремонту автомобильных дорог, благоустройству городов и населённых пунктов, на осуществление которых направляются десятки миллиардов рублей бюджетный ассигнований. Яркий тому пример реконструкция Бульварного и Садового колец в Москве.
- Значительная часть трудоспособного, но экономически не активного населения маргинализируется, утрачивая интерес к труду и достойному образу жизни. При этом, каждый четвёртый не ищет работу- половина из них относится к категории бедных и малообеспеченных семей. Изучение показывает, что это происходит по причине отсутствия квалификации, безопасных и привлекательных, с точки зрения заработка, рабочих мест, их отдалённости от мест проживания безработных.
- Нужна государственная программа создания рабочих мест, прежде всего в тех сферах, которые датируются государством, либо на развитие которых направляются бюджетные ресурсы. Иначе, как вредной, нельзя признать практику привлечения под государственные инвестиции средний и даже крупный бизнес. Такой подход порождает различные финансовые злоупотребления, коррупцию, развращает предпринимательство, создаёт условия для вывода из страны прибыли и свободных ресурсов. Качество работ и производимой продукции при этом остаётся низкой. Оно и понятно, здесь отсутствует рыночная конкуренция. Нельзя же к ней отнести конкурсы за право получения контракта. Их, как правило, выигрывают компании, приближённые к лицам, организующим конкурсы и не располагающие возможностями для исполнения контрактов. Повсеместной практикой стала "перепродажа" контрактов или их расторжение на этапе начала реализации контракта, без каких - либо санкций и последующих ограничений.
- В организацию такой работы следует более активно вовлекать муниципальные образования. Разумеется, создав для этого соответствующие условия и возможности. В частности, с их участием могла быть разработана и реализована госпрограмма создания рабочих мест для экономически неактивного населения, в том числе с использованием его на, так называемых, "общественных работах".
- Нужна система принудительных мер по повышению безопасности и качества работ и производимой продукции. Полагаться здесь только на регулятивные возможности рынка бесперспективно. Бизнес научился управлять рынком, снижать его требования к качеству и потребительским свойствам товара. К сожалению, государство пока не овладело современными методами повышения возможностей рынка влиять на бизнес и осуществляемую им деятельность. В обществе давно накапливается раздражение к бизнесу из-за его спекулятивной ориентированности, оторванности от производства, слабой инновационной деятельности, низкой культуры производства и производительности труда. По общим оценкам большинство приватизированных предприятий работают сегодня менее эффективно, чем в советское время.
Воспользуюсь для аргументации этого вывода статистикой, используемой Президентом вольного экономического общества России, директором института нового индустриального развития им. Витте Бодрунова С.Д.: " ...Степень износа основных фондов, которая накануне рыночных реформ расценивалась как слишком высокая, в результате реформ еще более усилилась. Она подскочила чуть ли не в 1,5 раза. С 1970 по 1991 год средний возраст оборудования увеличился с 8,5 до 12 лет, это подвергалось большой критике тогда. Так вот сейчас мы имеем данные за 2013 год, он составил примерно 21 год.
... Российская экономика характеризуется значительно более низким уровнем производительности труда, чем в развитых странах. В то же время, количество рабочих часов у граждан России одно из самых высоких среди европейских показателей. И более того, это количество увеличивается. За 2014 год количество рабочих часов на человека в среднем по России увеличилось с 1982 часов до 2034 часов.. В 1991 году наше отставание от США и Англии по производительности труда составляло соответственно 4,2 и 2,8 раза. При этом Россия превосходила, например, Бразилию по этому показателю почти на треть, а Китай более чем в 10 раз. Что произошло за 20 лет? Картина изменилась, к сожалению, в худшую сторону. В 2012 году Китай сократил разрыв с Россией до 3 раз, отставание от США и Англии даже несколько увеличилось."
О чём говорят эти факты и цифры? Они говорят о продолжающейся и после 2000 года деиндустриализации страны. Напрашивается программа реиндустриализации. Первым вкладом в неё можно считать Указ Президента от 12 мая 2012 года, в котором, в частности, предписано Правительству "принять меры, обеспечивающие увеличение производительности труда к 2018 году в 1.5 раза относительно уровня 2011 года. С позиций середины 2017 года очевидно, что это поручение из Указа Президента 2012 года, как и многие другие, относящиеся к экономической области, не будут выполнены.
Да и как можно успешно реализовать эти задачи при существующем расслоении общества, когда рабочий за изматывающий труд получает копейки, а собственники и управленцы присваивают и безбоязненно вывозят за рубеж всю доходную часть. Подчёркиваю, доходную часть, а не прибыль!!!
Реиндустриализация нужна, как воздух. Желательно в кратчайшие сроки. Именно она должна стать сердцевиной всей экономической мобилизации. Но реализовать её на пошатнувшемся доверии населения к финансовой и экономической политике государства, будет чрезвычайно сложно. Индустриализация 30-х годов прошлого века прошла на народном энтузиазме, при очень высоком патриотическом подъёме всего населения страны. Как это сделать сегодня и есть главный вопрос внутренней политической жизни.
Ладно, не нравятся коммунисты. Вот предложения ЛДПР. Возможно, новые предложения ЛДПР могут быть полезны. О чем речь. ЛДПР предлагает  усилить  роль парламентаризма в России и с этой целью  подготовило предложение и разместило на  партийном сайте. Предложение оформлено в виде публикации на партийном сайте:
С учётом того, что в Соединённых Штатах Америки наметился переход от президентской республики к парламентской, становится актуальным вопрос о пересмотре роли парламента в системе управления страной. ЛДПР вновь призывает расширить полномочия Государственной Думы в вопросах формирования Правительства РФ, контроля за экономикой, финансами и за ситуацией в стране в целом. Кроме того, для стремительного развития в условиях меняющегося мироустройства, России необходимо оторваться от прошлого и перейти к двухпартийной демократической системе управления страной. "Единая Россия" должна принять название "Консервативная партия", а все остальные партии, в том числе непарламентские, создать одну большую социал-демократическую партию - СДПР. Это позволит иметь равновеликие силы в парламентах страны, формировать коалиционное правительство, обеспечит здоровую сменяемость власти на всех уровнях. Только две мощные партии спасут страну от застоя и всегда позволят иметь стабильную ситуацию. Предложение ЛДПР, что интересно, не оставили без внимания на Западе. Особенно задело "партнёров" то, что замечена тенденция по превращению США в парламентскую республику. Кстати, в немецких СМИ ЛДПР тихо "лайкнули" за внимательность. 
Если в двух словах о США, то форма правления в этом государстве, да, точно не президентская, но и вряд ли парламентская. Дело в том, что сам парламент давно перестал выражать интересы всех слоёв американского населения, а превратился в клановый клубок, в котором любая политическая конкуренция сведена к минимуму. Де-юре это парламент, де факто... - большой вопрос. Решения принимаются кулуарно, а потом их фактически продавливают всеми возможными силами - и через президента - свадебного генерала в том числе. Фактически у руля олигархат, который ходит в масках конгрессменов и их советников.
Поэтому, если ЛДПР говорит об американской политической системе, то вряд ли в нашей действительности она будет более независима и более работоспособна нежели в тех же Штатах, где сама политика превращена то ли в ток-шоу, то ли в мыльную оперу с заранее определёнными ролями. С одной стороны - да, стабильность и, да, избавление от псевдополитического шлака, но с другой стороны... В США липовая двухпартийность, у нас липовая многопартийность. Можно начинать производить реформу по переходу к американскому варианту, если быть упёртым оптимистом и считать, что наша двухпартийность будет не липовой, а настоящей. Можно, конечно, ссылаться и на другие страны с двухпартийной системой - на ту же Британию, например - с её многовековым парламентаризмом. Но тут всё-таки нужно учитывать российскую специфику. А она в том, что и две партии, которые изначально призваны конкурировать друг с другом, в итоге могут срастись в единое целое (под разными вывесками) и политическую конкуренцию убить ещё в зародыше. 
Весь вопрос: есть ли эта политическая конкуренция в современном мире вообще? Ведь как только появляется голос, не укладывающихся в конъюнктуру хоть в США, хоть в Британии, хоть в Германии, его тут же стараются либо заглушить, либо представить как голос агента иностранного влияния (взять ту же Сару Вагенкнехт в Германии или того Дана Рорабахера в США). Поэтому-то и вызывает вопросы предложение скопировать то, что в России вызывает, мягко говоря, немало вопросов.
И еще. О кадрах, которые решают все и об импортозамещении. Опыт послевоенного восстановления народного хозяйства заставляет вспомнить лозунг о том, что кадры решают все. В связи с этим возникает банальный вопрос: кто будет решать задачи импортозамещения у станков и на сборочных площадках? "У нас стареют кадры. В Рыбинске средний возраст слесаря четвертого-пятого разрядов - пенсионный. Авиационные, судостроительные корпорации задыхаются от отсутствия современных рабочих высокой квалификации", - негодует председатель Экспертного совета думского Комитета по обороне Борис Усвяцов. Решение этой проблемы - хорошо забытое старое: втузы при заводах. Сегодня их имеют только два оборонных предприятия России(!!!). Остальные рады бы, но нет денег. Существующая нормативная база не способствует взращиванию молодых специалистов. При этом не было ни одного заседания по проблемам ОПК, где бы, не поднимался этот вопрос. Но, воз и ныне там.
Представитель Института социально-экономических стратегий и технологий развития Петр Верник видит в этой глухоте системную проблему: "С мнением профессионального сообщества из различных сфер оборонно-промышленного комплекса большинство представителей государственных органов соглашаются, но довести законодательную инициативу до результата, как правило, не получается". Верник предлагает ввести административную ответственность для чиновников, пренебрегающих рекомендациями, разработанными парламентариями. Вряд ли к этому можно отнестись серьезно. Но и откладывать кадровую проблему в долгий ящик нельзя. Импортозамещение - это надолго, оно вряд ли ограничится 2020 годом. "Программа импортозамещения, о которой мы пока больше говорим, чем делаем, не теряет своей актуальности. Наоборот, градус проблемы возрастает", - предупреждает председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров. Его тревога вызвана несколькими причинами.
Программа не выдерживает исторической конкуренции с пятилеткой послевоенного восстановления народного хозяйства, потому что не отвечает на главный вопрос: почему импортозамещение началось только в ответ на санкции, а не раньше? Ведь о положении, в которое мы сейчас попали, предупреждали с самых высоких трибун такие авторитетные политики, как Аркадий Вольский, Евгений Примаков, Николай Рыжков. История с "Суперджетом" ничему нас не научила. В нем 70 процентов комплектующих иностранного производства, и это резерв для пополнения санкционного списка. Но ведь и в МС-21 половина деталей импортные. А главное - решения правительства по импортозамещению носят во многом формальный характер.  Выходит, наша элита действительно  подобострастно мечтала стать сырьевым придатком Европы, не задумываясь о будущем страны. Тогда это не российская элита, это что-то другое, чего на российской земле не должно быть.



Полный текст статьи: http://operline.ru/content/vlast-i-obshchestvo/rasplata-suverenitetom-ne-dlya-rossii.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий