пятница, 7 апреля 2017 г.

Развитие Северного морского пути

В Архангельске на форуме "Арктика — территория диалога" специальный представитель президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов заявил, что  Россия предложила Дании вместе развивать Северный морской путь.

"У России и Дании очень хорошее сотрудничество именно в Арктике. Здесь есть совпадающие интересы с точки зрения освоения Северного морского пути, потому что это одно из перспективнейших направлений развития глобальной транспортной инфраструктуры", — сказал Иванов.

Он также отметил, что объем перевозок по Северному морскому пути год из года растет, и будет расти дальше в связи с вводом в эксплуатацию порта Сабетта и проекта "Ямал СПГ". При этом к таким проектам проявляет большой интерес датская транспортная компания Maersk, которая успешно работает на российском рынке, подчеркнул он.

Северный морской путь проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана — Баренцеву, Карскому, Лаптевых, Восточносибирскому, Чукотскому и Берингову. Он соединяет европейские и дальневосточные порты России, а также устья судоходных сибирских рек в единую национальную транспортную систему в Арктике.

Протяженность примыкающих к Северному морскому пути судоходных речных путей — около 37000 км. В Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, утвержденной президентом России В. Путиным 20 февраля 2013 года, Северный морской путь характеризуется как «единая национальная транспортная магистраль России в Арктике».

Надо отметить, что интерес иностранных судовладельцев к Северному морскому пути есть и объясняется, прежде всего, тем, что он почти в два раза короче других морских путей из Европы на Дальний Восток. Например, от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути 14280 км, через Суэцкий канал — 23200 км, а вокруг мыса Доброй Надежды — 29400 км.

В ноябре 2012 года норвежцы, перевозившие по Северному морскому пути сжиженный природный газ из Хаммерфеста в Японию, сэкономили около 20 дней на доставку груза и десятки тысяч долларов эксплуатационных расходов. Однако продолжительная и суровая зима при коротком и холодном лете создает сложные ледовые условия плавания в арктических морях и служит главным препятствием для прохода судов на значительных отрезках трассы. Проводка транспортов через тяжелые льды возможна только с помощью ледоколов.

Но также надо отметить, что начавшееся в последние годы потепление климата привело к уменьшению площади ледового покрытия в Арктике и в акватории Северного морского пути в частности. По данным НАСА, в 2015 году максимальная площадь ледового покрова в Арктике составила 14,54 млн кв. км. Это наименьшая площадь арктических льдов с начала наблюдения со спутников, и она на 100 тыс.кв.км ниже показателей 2011 года.

В настоящее время потепление климата и таяние льдов в Арктике, по мнению ряда ученых, не обязательно означает окончательное изменение климата, поскольку в любой момент может произойти всплеск похолодания. В 2011–2013 гг. часть российских и западных специалистов полагали, что в акваториях Северного морского пути в ближайшие годы будет только однолетний лед, и это позволит продлить навигацию до пяти месяцев. Также прогнозировали полное исчезновение «ледовой шапки» к 2020 году. Однако последующие наблюдения ученых РАН и исследователей из Европы показали, что в 2013 году площадь и толщина льда в Арктике снова увеличилась в 1,5 раза, и масса ледового покрова составила 9 тыс. куб. км. Тем не менее, она оставалась вдвое меньшей, чем в 1980-х годах.


Полный текст статьи: http://operline.ru/content/v-rossii/razvitie-severnogo-morskogo-puti.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий