четверг, 18 октября 2018 г.

Атомный ледокольный флот – гордость России

Атомный ледокольный флот это гордость России. Такого флота нет ни у одной страны мира, с его появлением началось настоящее освоение Крайнего Севера. Это определено тем, что все северные границы государства — морские и проходят они по водам Северного Ледовитого океана, моря которого почти весь год покрыты льдами, за исключением части Баренцева моря.

Для нашей страны во все времена, Северный морской путь, проходящий вдоль северного побережья России, являлся стратегической магистралью, по которой можно перевозить грузы, перегонять суда и военные корабли с запада на восток страны. Также это самый короткий путь из Европы в Японию и Китай. Но, навигация в Северном Ледовитом океане длилась всего три месяца, поэтому в 1953 году было принято решение о строительстве ледоколов с атомными реакторами, которые смогли бы осуществлять круглогодичную ледовую проводку в Арктике.

Закладка первого атомного ледокола, состоялась 24 августа 1956 года на площадке Адмиралтейского завода в Ленинграде (ныне АО "Адмиралтейские верфи", Санкт-Петербург). 5 декабря 1959 года атомный ледокол "Ленин" был принят в эксплуатацию.

Надо отметить, что атомные ледоколы намного мощнее дизельных. Одно из их главных преимуществ — отсутствие необходимости в частой дозаправке, которая может возникнуть в плавании во льдах, когда такой возможности нет, или такая дозаправка сильно затруднена.

С 1971 по 1992 годы на Балтийском заводе в Ленинграде были построены атомные ледоколы второго поколения "Арктика", "Сибирь", "Россия", "Советский Союз" и "Ямал".

С 1982 по 1988 год на Керченском судостроительном заводе "Залив" был создан лихтеровоз-контейнеровоз "Севморпуть". Атомные ледоколы "Таймыр" и "Вайгач" строились по заказу СССР на судостроительной верфи компании "Вяртсиля" в Финляндии с 1985 по 1989 год. При этом использовалось советское оборудование (силовая установка) и сталь. "Таймыр" был принят в эксплуатацию 30 июня 1989 года, а "Вайгач" — 25 июля 1990 года. Они проводят суда, следующие по Северному морскому пути с заходом в устья сибирских рек.

В 1989 году был заложен атомный ледокол "Урал". Спуск судна на воду состоялся в конце 1993 года. Затем в связи с отсутствием финансирования его строительство было приостановлено на несколько лет. Ледокол был введен в эксплуатацию только в марте 2007 года под названием "50 лет Победы".

Таким образом, создание в России мощных атомных ледоколов позволило освоить новые трассы плавания и проводку судов по высокоширотным и приполюсным маршрутам, также значительно расширить сроки арктической навигации, а в западном районе Арктики — обеспечить работу флота в круглогодовом режиме.

В настоящее время в состав атомного ледокольного флота входят: два атомных ледокола с двухреакторной ядерной энергетической установкой ("Ямал", "50 лет Победы"), два ледокола с однореакторной установкой ("Таймыр", "Вайгач"), атомный лихтеровоз-контейнеровоз "Севморпуть" и пять судов технологического обслуживания.

Остальные атомоходы выработали свой технический ресурс и выведены из эксплуатации ("Ленин" в 1989 году, "Сибирь" в 1992 году, "Арктика" в 2008 году, "Россия" в 2013 году). В 2017 году было принято решение утилизировать атомоход "Советский Союз", хотя ранее предполагалось продлить ресурс его реакторной установки еще на 20 лет.

Вместо выбывающих атомных ледоколов в строй войдут строящиеся сейчас более совершенные, самые мощные атомные ледоколы в мировой истории, проекта 22220. Всего в рамках данного проекта планируют ввод в эксплуатацию трех судов, это ледоколы: «Арктика», «Сибирь» и «Урал». При их строительстве применяют технологии, которые ранее никогда не использовали в атомном флоте. Так, двойная осадка с регулируемой глубиной погружения предоставит возможность проводить караваны судов во льдах, как в мировом океане, так и в устьях рек, а новый атомный реактор позволит более полугода не заходить в порт на перезарядку. Они имеют, кроме ядерной установки, электродвигательные системы, что значительно удешевляет его эксплуатацию и облегчает работу экипажа.

Напомним, что головной атомный ледокол «Арктика» был заложен 5 ноября 2013 года, спущен на воду 16 июня 2016 года. Ранее сообщалось, что на Балтийском заводе начались швартовые испытания «Арктики». При этом сдача ледокола Росатомфлоту была намечена на 2019 год.

26 мая 2015 года был заложен первый серийный ледокол проекта 22220 «Сибирь», сдача ледокола намечена к концу 2020 года. 26 июля 2016 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге состоялась торжественная церемония закладки второго серийного атомного ледокола «Урал» проекта 22220, сдача ледокола намечена на ноябрь 2021год.

Ледоколы проекта 22220 смогут проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая по ходу движения лед толщиной до трех метров. Также они будут обеспечивать проводку судов, перевозящих углеводородное сырье с месторождений Ямальского и Гыданского полуостровов, шельфа Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Кроме того, готовится проект нового, еще более мощного российского атомного ледокола 10510 "Лидер" мощностью 120 мегаватт. Этот ледокол разрабатывается в Крыловском государственном научном центре и сможет пробивать путь во льдах толщиной около четырех с половиной метров при скорости два узла (скорость хода на чистой воде — 24 узла).

Таким образом, наличие современного атомного ледокольного флота является важнейшим условием для ведения эффективной деятельности в Арктике, выполнения оборонных, экономических, научных и иных задач.

Россия, обладая самым мощным ледокольным флотом в мире, и богатейшим опытом в конструировании и эксплуатации атомных ледоколов, не имеющих аналогов за рубежом, имеет преимущество перед другими арктическими государствами в области освоения Арктики. Эти страны, ни в настоящее время, ни в ближайшие годы не смогут состязаться с Россией по количеству и качеству ледокольных ресурсов.



Автор: (Lesya) Леся Марченко Полный текст статьи: http://operline.ru/content/v-rossii/atomnyy-ledokolnyy-flot-gordost-rossii.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий