понедельник, 30 апреля 2018 г.

Проблемы национальной валюты

Несмотря на уверенность российской дипломатии в том, что страна готова ответить на любые санкции «в должный момент нужным образом», отечественные промышленники и финансисты, кажется, не столь смелы и оптимистичны.

В частности, на минувшей неделе Россия возобновила сокращение своей доли на рынке вооружений Индии, некогда ключевого союзника в Азии и крупнейшего в регионе покупателя российского оружия. В частности, отказавшись в январе от приобретения зенитно-ракетных комплексов С-400, теперь Индия вышла из совместной с РФ программы по разработке истребителя пятого поколения на базе Су-57, о чем российскую сторону уведомили советник по национальной безопасности А.Довал и министр обороны С.Митра. 

Западные санкции, которые ограничили для РФ возможность импортировать из-за рубежа технологии двойного назначения, сделали Россию неперспективным участником рынка вооружений - со временем санкции приведут к тому, что российское оружие начнет отставать от ближайших конкурентов из США, ЕС, Израиля и даже Китая. 

В ЦБ так же, как и в оборонпроме, ответ пока ищут не на будущие, а на уже введенные санкции. Причем направленность этих поисков на оптимистический лад отнюдь не настраивает - по словам первого зампреда ЦБ К.Юдаевой, из-за санкций придется замедлить темпы снижения ключевой ставки, иначе говоря, отложить нормализацию ситуации в экономике. Хотя ЦБ все еще повторяет фразы о планах снижения ставки рефинансирования, однако сопровождает их оговорками о более медленных темпах, чем намечалось. Это подтвердил его отказ снижать ставку в пятницу. 

Нельзя не отметить, что на минувшей неделе доминировали далеко не самые оптимистические оценки текущей экономической ситуации и дальнейших перспектив, поскольку впервые демонстрация рублем своей мнимой независимости от цен на энергоносители вызывала у властей не волну позитивных эмоций, немедленно выплескиваемых на публику, а растерянность. Однако после очередного пакета американских санкций, о введении которых было объявлено в начале апреля, продолжающийся рост цен на нефть до значений четырехлетней давности перестал оказывать на рубль свое укрепляющее действие. 

На биржевых торгах на минувшей неделе рубль постоянно проигрывал и доллару, и евро, если его не поддерживали (как 23 и 24 апреля) крупные экспортеры, продававшие валюту под налоговые платежи, объем которых в апреле - рекордный в этом году и составляет около 2 трлн. рублей. Однако уже 25 апреля расчеты были завершены, и регулятор поднял официальный курс доллара США и евро. 

Теперь рубль остался один на один с набирающим силу долларом и новым раундом антироссийских санкций, который наглядно продемонстрировал, что применение подобных мер может ввергнуть российскую экономику в неуправляемый хаос. Соответственно, рубль возобновил падение на Московской бирже на фоне ухода с рынка крупных продавцов валюты и новой волны оттока капитала из развивающихся стран, и 26 апреля Центробанк РФ повысил официальный курс доллара США с 27 апреля сразу на 85,3 копейки - до 62,6027 рубля. При этом единая европейская валюта прибавила также 85,3 копейки, и ее курс составит 76,1812 рубля. Всего же за 7 дней курс доллара поднялся на 1,8 рубля. Евро 26 апреля обновил максимум за неделю на отметке 76,1975 рубля. 

Нерезиденты начали распродажу рублей не только из-за санкционных рисков российского финансового рынка, но и разворота потоков капитала на американский долговой рынок из-за роста доходности американских трежерис (больше 3% годовых впервые с 2014 года по десятилетним бондам). Инвесторы получили возможность перевести капиталы в менее рискованный долг с вполне приличной доходностью. Рост доходности трежерис делает весьма вероятным уже в ближайшее время повышение ставки ФРС, а крепкий доллар, в свою очередь, будет угнетать сырьевые рынки, от которых зависит три четверти валютных доходов российской экономики.

Иначе говоря, фактор санкций оказался сегодня более сильным фактором, чем влияние роста нефтяных цен на рубль, и если санкции будут усиливаться, то перспективы рубля представляются мрачными. Это находит отражение и в официальном курсе рубля, устанавливаемом ЦБ. 

В действительности, конечно, привязка курса национальной российской валюты к ценам на нефть не исчезла, и если бы цены на нефть вновь начали бы падение, то рубль на фоне санкций вошел бы в очень крутое пике, но растущие цены на нефть оказали смягчающее влияние на российский финансовый рынок. 

При этом девальвация рубля, состоявшаяся в апреле после введения нового раунда санкций США, значительно увеличила внеплановую прибыль Минфина, который по итогам года впервые с 2011 года свел бюджет с профицитом (в размере 0,5% ВВП). Будучи крупнейшим в стране держателем иностранной валюты, правительство РФ получило больше 200 млрд. рублей прибыли от переоценки Фонда национального благосостояния и валюты, купленной на рынке. На 1 апреля «валютная подушка» правительства составляла 66,4 млрд. долларов. Из них 39 млрд. приходилось на ликвидную часть ФНБ, размещенную на валютных счетах в Центробанке. Еще 27,4 млрд. долларов Минфин успел накопить за 13 месяцев скупки валюты на дополнительные нефтегазовые доходы бюджета. На фоне скачка курса доллара этот валютный запас дал прибыль в 468 миллиардов рублей, что практически эквивалентно годовым расходам бюджета на всю систему высшего образования (512 млрд.). Последовавшее падение доллара «съело» значительную часть доходов. 

Впрочем, текущий курс по-прежнему дает правительству порядка 255 млрд. рублей от переоценки валютных резервов. С учетом того, что нефть дорожает, а цена Brent вернулась на уровни ноября 2014 года и в отдельные дни превышала 75 долларов за баррель, состояние государственных финансов сейчас лучше, чем в период «тучных лет». Некоторые эксперты даже утверждают, что сейчас федеральный бюджет получает от экспорта нефти и нефтепродуктов столько рублей, сколько получал бы при цене нефти в 140 долларов за баррель.
При этом, правда, экономисты, комментируя эту ситуацию, подчеркивают, что позиция Минфина, радующегося возможности обеспечить страну рублями, не меняет того обстоятельства, что на эти деньги уже мало, что построишь или купишь. 

Многие эксперты уверены в том, что позитивного влияния на экономику фактор снижения курса национальной валюты не окажет, в частности, этот фактор не вызовет того эффекта импортозамещения, которым был отмечен 1998 год. Тогда кризис привел к обвалу рубля и удешевлению российского экспорта, что позже положительно сказалось на восстановлении российской экономики. Сейчас падение рубля приводит импортозависимую экономику РФ в элементарный ступор. 



Автор: (admin) Администратор Полный текст статьи: http://operline.ru/content/ekonomika-i-finansy/problemy-natsionalnoy-valyuty.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий