воскресенье, 21 января 2018 г.

Национальный интерес России в Арктике

Арктика для России - регион особого интереса, и главный национальный интерес - сохранение её в качестве территории мира и сотрудничества, об этом все чаще говорят российские политики. Но хотят ли их слышать?

Также в последнее время количество публикаций на арктическую тематику увеличивается, в разных регионах страны проводятся форумы и мероприятия с участием руководителей страны и экспертами в разных областях деятельности.

Освоение Севера нашей страны началось в 30- годы XX века. В 1932 году было учреждено Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть), которое должно было решать вопросы организации регулярных транспортных перевозок по Северному морскому пути. Для этих целей на северном побережье страны появились десятки портов, строился ледокольный флот, аэродромы, создавалась сеть постоянных населенных пунктов, началось систематическое научное изучение Арктики. Одним словом освоение северных территорий стоило немалых усилий Советскому Союзу.

На всех арктических территориях действовала специальная система гарантированного жизнеобеспечения, и от Кольского полуострова до Чукотки была хорошо развита система обороны в виде авиационных и военно-морских баз.

Но после развала Союза Северный морской путь практически перестал действовать, ледоколы изредка совершали туристические рейсы, аэродромы были разрушены, научные и военные базы опустели.

Заново активное освоение Заполярья начали с уборки мусора, накопившегося ещё в советское время. Основную часть отходов в Арктике составляют 200-литровые бочки из-под нефтепродуктов. Экологические взводы Северного флота прессуют цистерны, погружают их в транспортные контейнеры и отправляют на материк для утилизации. За три года из Арктики вывезли свыше 10 тыс. тонн металлолома.

В 2008 году президентом страны была подписана программа «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», а в 2013 году программа эта была доработана, расширена и опубликована под названием «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года».

К приоритетным направлениям развития Арктической зоны согласно этой стратегии относятся:

- комплексное социально-экономическое развитие региона; - развитие науки и технологий, создание современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры; - обеспечение экологической безопасности; - международное сотрудничество в Арктике; - обеспечение военной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации в Арктике. Сейчас Стратегия корректируется на срок до 2025 года.

С момента принятия программы развития Арктики стал оживать и Северный морской путь. В 2009 году по нему прошли всего два коммерческих судна, а в 2011 году уже 34 (для сравнения – годовой поток через Панамский и Суэцкий каналы составляет десятки тысяч судов). К 2020 году грузопоток по Северному морскому пути планируется увеличить на порядок – до 80 млн тонн ( в 2015 году этот показатель был равен 4,5 млн тонн), в том числе и за счет продукции построенных на Ямале заводов по сжижению газа. Эксперты оценивают грузопоток по Северному морскому пути, который обеспечит самоокупаемость этого проекта, в 30 млн тонн в год.

В настоящее время Северный морской путь используется, прежде всего, как внутренняя транспортная артерия для обеспечения нужд самого региона. Насколько он будет востребован для международного транзита, покажет время.

Развитие Северного морского пути обусловливает повышенное внимание к обеспечению безопасности мореплавания, научно-исследовательской и туристической деятельности в арктических широтах.

Активная деятельность России по созданию и развитию элементов арктической инфраструктуры была начата в 2012 году – с этого времени Северный флот регулярно осуществляет арктические походы, решает задачи по обеспечению безопасности в районах прохождения трассы Северного морского пути, формирует в арктической зоне самую современную и разветвлённую систему освещения воздушной и надводной обстановки.

Очевидно, что российское военное присутствие в арктической зоне необходимо для дальнейшего экономического развития и обеспечения безопасности России. При этом стоит отметить, что Министерство обороны располагает на своих базах исключительно оборонительные, а не наступательные вооружения.

Надо также отметить, что российские военные силы располагаются на российской территории и не продвигаются к границам НАТО, в отличие от войск альянса, и тем не менее он серьезно обеспокоен ростом российской военной силы в Арктике. Хотя и беспокоиться не о чем, Россия воссоздает то, что было разрушено после развала СССР.



Автор: (Lesya) Леся Марченко Полный текст статьи: http://operline.ru/content/v-rossii/-natsionalnyy-interes-rossii-v-arktike-.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий