воскресенье, 28 мая 2017 г.

Минфин решил радикально перекроить бюджет 2017 года

Поправки в бюджет 2017 года и на плановый период 2018—2019 гг. были одобрены правительством. Согласно поправкам в действующий бюджет, которые подготовил Минфин, благодаря подорожавшей нефти страна в 2017 году получит около 1 трлн. руб. дополнительных доходов, и бюджетный дефицит составит не 3,2, а 2,1% ВВП. Хотя это не спасет Резервный фонд: он все равно весь пойдет на латание дыр. 
Кстати, с февраля Минфин с помощью ЦБР начал закупать валюту на рынке на объем полученных нефтегазовых доходов и, по прогнозу Минфина, в Резервный фонд в начале 2018 года будет зачислено 624 миллиарда рублей.

Министр финансов Антон Силуанов сообщил, что оценка доходов, сделанная в поправках, предусматривает поступление дивидендов от госкомпаний в тех же объемах, которые были записаны в законе о бюджете — то есть 50 процентов чистой прибыли. В то же время руководители компаний пытаются добиться преференций. Исключение уже сделано для Роснефти, которая заплатит только 35 процентов. Сейчас правительство должно определить минимальную норму дивидендов для Газпрома. 
Как следует из документа, доходы бюджета в этом году могут составить 14,6, а не 13,5 трлн. руб. Расходы в поправках предлагается даже увеличить — примерно на 315 млрд руб. до 16,6 трлн. руб. В частности, расходы вырастут на секретные статьи бюджета, национальную экономику, межбюджетные трансферты.
Увеличивается также финансирование национальной безопасности и правоохранительной деятельности — на 25 млрд руб. Дефицит федерального бюджета будет меньше запланированного на 30%. В поправках прописано его снижение с 2,8 трлн. руб., или 3,2% ВВП, до 1,9 трлн. руб., или 2,1% ВВП. Таким образом, нефть помогла правительству наконец-то уложиться в те нормы, которые ранее требовал соблюдать президент Владимир Путин. Впрочем, несмотря на это Резервный фонд все равно в этом году весь уйдет на покрытие дефицита, хотя из финансовой подушки безопасности власти на латание дыр возьмут 1,7 трлн. руб. вместо 1,8.
Из предложенных 315 млрд руб. дополнительных расходов 129 млрд руб. — это увеличение в закрытой (секретной) части, следует из приложений к законопроекту. По некоторым данным, это военные и околовоенные статьи. Что касается открытой части, то предлагается увеличить ассигнования на программу освоения космоса и на дорожное хозяйство (дорожные фонды). Раздел «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» получит дополнительно 25 млрд руб., из которых 7,9 млрд руб. пойдет на систему исполнения наказаний, 6,5 млрд — органам внутренних дел.
12,2 млрд руб. добавят в раздел «Социальная политика», большинство из которых (11,3 млрд руб.) пойдет на пенсии военнослужащим, силовикам и их семьям. Сразу 40 млрд руб. предлагается выделить по статье «Иные непрограммные мероприятия» бюджетного подраздела «Международные отношения и международное сотрудничество» — сверх 7 млрд. руб., уже заложенных по этой статье. В числе прочих, это расходы на оказание экономической и гуманитарной помощи другим государствам, включая расходы на доставку грузов гуманитарного характера и эвакуацию российских граждан.
Законопроект о внесении изменений в закон о бюджете также предполагает снижение инфляции — вместо 4%, которые являются таргетом Центробанка и заложены в действующей редакции закона, Минфин предложил зафиксировать инфляцию на уровне 3,8%. Также Минфин предложил снизить верхний предел внутреннего госдолга России более чем на 1 трлн. рублей — до 9,2 трлн. рублей. Одновременно с этим предложено и снижение верхней границы внешнего госдолга на 1,8 млрд долл. — до 51,8 млрд долл. Останутся прежними объемы чистого привлечения на внутреннем рынке государственных бумаг, они оценены в 1,05 трлн. рублей.
Кроме того, в бюджете будет заложена новая цена на нефть — вместо 40 долл./баррель, исходя из которых был рассчитан бюджет-2017, в закон заложат стоимость нефти в 45,6 долл. Именно благодаря более высокой, чем ожидалось в конце прошлого года, стоимости нефти Минфин и смог предложить сокращение дефицита бюджета, сообщил первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Катасонов. 
Он отметил, что при дополнительных доходах бюджета, которые появились лишь потому, что нефть торгуется в районе 50 долл./баррель, а также возможности немного сократить расходы, властям удалось сократить дефицит бюджета, но дополнительных баз налогообложения у экономики не появилось. 


Между тем, от продления соглашения крупнейших нефтедобывающих стран ОПЕК и вне ОПЕК до конца 2017 года или даже частично на 2018 год нефтекомпании в результате скорее потеряют, отмечают аналитики Vygon Consulting в ежегодном отчете. Из-за устройства налоговой системы РФ большую часть выигрыша из-за роста цены на нефть забирает бюджет в виде налогов, а компании несут потери из-за того, что добывают меньше нефти. Аналитики оценивают негативный эффект на EBITDA отрасли в 60 млрд руб. в 2017 году и 100 млрд руб. в 2018 году по сравнению с вариантом, если сокращение добычи будет решено не продлевать. 
Впрочем, это все же лучше, чем если бы государство забирало их выручку в виде дополнительных налогов, как в 2015—2016 годах. Теперь теоретически нефтяники могут просить о дополнительных налоговых льготах.
Несмотря на существенное сокращение дефицита бюджета, приток ликвидности в банковскую систему из бюджета может оказаться даже больше, чем было изначально заложено в законе. Между тем, расходование средств суверенных фондов пока снижено лишь на 100 млрд руб. Если российской экономике удастся сохранить текущие темпы роста, то годовой результат по росту ВВП может приблизиться к 2%, что оправдает ожидания российских властей. Достичь этого будет непросто, но если нефтяные цены вернутся в диапазон 55— 60 долл. за баррель, то такой сценарий вполне возможен.

Полный текст статьи: http://operline.ru/content/vlast-i-obshchestvo/minfin-reshil-radikalno-perekroit-byudzhet-2017-goda.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий