среда, 4 апреля 2018 г.

В ожидании "налогового маневра"

1. Во второй половине марта ключевой темой федеральных дискуссий становится обсуждение механизмов реализации Послания Президента В. Путина к Федеральному Собранию и в целом – реализации программных инициатив главы государства, озвученных с конца 2017 г.

Ключевой проблемной темой в этой ситуации становится налоговый маневр. Заявленная Президентом программа развития предполагает широкое наращивание государственных и частных инвестиций в инфраструктуру, а также увеличение госрасходов на здравоохранение, науку и ряд других сфер. В то же время, в Послании не были обозначены источники финансирования данных расходов. 

1.1. В результате уже после выборов 18 марта в правительстве РФ и близких к нему экспертных кругах вновь начинается обсуждение непопулярных социальных и налоговых реформ. В публичную повестку уже вышли некоторые из них:

повышение НДФЛ до 15-16% с введением необлагаемого вычета.  Идею озвучил А. Кудрин и затем в публичном пространстве поддержал вице-премьер А. Дворкович. Однако резко против выступает Министерство финансов;
повышение НДС при одновременном сокращении льготных ставок НДС (льготные ставки НДС предлагается сохранить только для отдельных отраслей – например, для авиакомпаний, совершающих рейсы в обход Московского авиаузла (инициатива Минтранса) и снижении страховых взносов (старая инициатива Минфина «22/22» – об одновременно повышении НДС до 22% и снижении страховых взносов также до 22%.);
введение налога с продаж (малореализуемая дежурная идея, обсуждаемая скорее на фоне предыдущих инициатив).

На этом фоне в экспертном сообществе закрепился и воспринят «по умолчанию» тезис о якобы неизбежном предстоящем повышении пенсионного возраста с одновременным сокращением числа лиц, имеющих право на досрочный выход на пенсию.

1.2. «Готовых» решений по «непопулярным» реформа в настоящее время нет. Однако сам факт их широкого публичного обсуждения, в том числе в правительстве РФ, ставит целый ряд серьезных вопросов.

В ходе предвыборной кампании Президентом не анонсировалось повышение налогов, пенсионного возраста и т.д. Напротив, речь шла о балансировании налоговой нагрузки и даже об отдельных налоговых решениях навстречу гражданам. В этой ситуации решение правительства о повышении налогов может восприниматься как скрытое или даже явное нарушение президентских обещаний.

Налоговые вопросы, пенсионный возраст и софинансирование медицины  гражданами фактически не обсуждались в ходе избирательной кампании и не выносились на публичное обсуждение. Соответственно, инициативы близких к А. Кудрину экспертных групп и тезис о необходимости «разменять высокий рейтинг Президента на непопулярные реформы» выглядят, как минимум, жульничеством и нарушением правил игры. А повышение прямой налоговой нагрузки на население в этой ситуации будет однозначно восприниматься населением как усиление социальной несправедливости и будет дополнительно подпитывать социальное недовольство.

Примечательно, что во второй половине марта, после широкого выхода в публичную повестку «непопулярных» инициатив А. Кудрина, был опубликован доклад «ВТБ капитала» и Росстата, в котором сделаны выводы, прямо противоположные выводам близких к А. Кудрину экспертов. В частности, отмечается неготовность граждан серьезно увеличивать расходы на здравоохранение и тем более переходить на софинансирование медицины.

1.3. На этом фоне также обсуждается дальнейшее ускорение налогового маневра в нефтяной отрасли, в рамках которого предлагается отмена пошлин на экспорт нефти и нефтепродуктов, повышение НДПИ и введение компенсационного механизма для нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Однако окончательное решение по нефтяному маневру также не принято из-за межведомственных разногласий. Минфин настаивает на обнулении таможенных пошлин уже в ближайшее время, в то время как Минэнерго, напротив, предлагает не форсировать маневр и отложить его завершение не ранее чем до 2023 г. При этом курирующий отрасль вице-премьер А. Дворкович склонен поддерживать позицию Минэнерго, а премьер-министр Д. Медведев и вовсе занимает выжидающую позицию. 

1.4. Еще одной крупной темой остается обсуждение кодификации неналоговых платежей. Вопрос получил крайнюю политическую актуальность, в результате чего в марте был вынесен в повестку сразу нескольких крупных совещаний первых лиц.

В настоящее время наиболее вероятной схемой кодификации неналоговых платежей рассматривается их разделение на несколько категорий. В первую категорию – наиболее близкую к собственно налоговым платежам  – должны войти сборы в систему «Платон», отчисления операторов связи, плата за негативное воздействие на окружающую среду, экологический, курортный и утилизационный сборы; в частности, на том основании, что эти сборы идут в региональные и местные бюджеты, а не в бюджеты ведомств.Эти сборы предлагается включить в Налоговый кодекс (НК) РФ. В этом случае их администрирование будет передано Федеральной налоговой службе (ФНС).

Во вторую группу сборов могут войти патентные пошлины, плата за предоставление сведений из госреестров и регистров, за снятие запрета на строительство и реконструкцию, платежи при маркировке алкоголя и табака и т.д. Эти сборы также могут войти в Налоговый кодекс на особых условиях.

В третью группу платежей предлагается отнести плату за государственную экспертизу, платежи, взимаемые бюджетными учреждениями за оказание услуг, большинство платежей регионального и муниципального уровня. Данные платежи не будут включены в НК РФ, их статус предлагается урегулировать отдельным законом – «О регулировании отдельных обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». 

Все три категории неналоговых платежей планируется свести в единый исчерпывающий перечень, после добавления к нему информации о регулировании будет составлен интерактивный реестр таких сборов. Предполагается, что после 1 июля 2020 г. платежи, не включенные в перечни, взиматься будут не должны.

Бизнес в целом поддерживает подготовленную Минфином концепцию. Основные возражения связаны с включением двух первых категорий платежей в Налоговый кодекс, что будет означать усиление ответственности (вплоть до уголовной) за их неуплату. В свою очередь, ФНС уже заявила о готовности заняться также и администрированием неналоговых платежей.

1.5. Наконец, еще одной сложной темой федеральной повестки остается урегулирование статуса самозанятых. Конечное решение по самозанятым пока что также не принято, конечный срок для принятия решения премьер-министр Д. Медведев установил 26 июня.  Результате в настоящее время обсуждается несколько механизмов:
Совет Федерации готовит собственную концепцию легализации самозанятых. Предполагается, что таким гражданам будет предоставлен выбор перейти в категорию индивидуальных предпринимателей (ИП) либо или работать по упрощенной модели через патент;
в аппарате бизнес-омбудсмена Б. Титова и в Минэкономразвития ранее обсуждалась идея наделить самозанятых статусом ИП, при этом продлив для них налоговые каникулы после регистрации в реестре и максимально четко прописав разрешенные виды деятельности для самозанятых;
Минфин предлагает в качестве последнего решения создать для самозанятых новый налоговый режим – транзакционный. Механизм предполагает уплату определенного процента по каждому факту оказания услуги и совершения платежной операции, оплату планируется осуществлять через онлайн-кабинет и мобильное приложение. В этом случае предполагается минимизировать собственные издержки самозанятых граждан и максимально упростить для них налоговую отчетность.

Технически вариант Минфина выглядит более оптимальным и формально в наибольшей степени соответствует «духу» поручения Президента о том, что легализация самозанятых должна носить максимально простой и безболезненный характер. Напротив, патентный вариант и тем более вариант с регистрацией в виде ИП уже на начальном этапе выглядят как заведомо невыгодные для граждан и не дающие стимулов для выхода из тени в «белый» сегмент рынка.


Автор: (admin) Редактор Полный текст статьи: http://operline.ru/content/ekonomika-i-finansy/v-ozhidanii-nalogovogo-manevra.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий