вторник, 6 июня 2017 г.

"Большие игры" украинской элиты

Блокада Украиной Приднестровья — удар по России и «пророссийскому» президенту Молдавии Игорю Додону 
Самым болезненным для России «ходом» Украины стала транспортная блокада Приднестровья — запрет с 20 мая ввоза продовольствия в ПМР с украинской стороны. 
Киев своё решение обосновал пунктом 14 в «Соглашении о сотрудничестве в области ветеринарии стран СНГ» и заявил, что транзит продовольствия через украинско-приднестровскую границу отныне будет проходить только с разрешения Национального агентства Молдавии по безопасности пищевых продуктов. 
Примечательно, что заблокированными оказались также два принадлежащих Украине посёлка (Новоалександровка и Новые Буторы), дорожное сообщение с которыми проходит через границу с ПМР, но в «большой игре» Киев с лёгкостью пошёл на эти жертвы.
МИД Приднестровья заявил, что республика «попытается договориться» с Киевом. Продовольственный дефицит для ПМР может стать фатальным. Блокада создана вскоре после привлечения молдавских пограничников к совместному контролю на пропускных пунктах вдоль восточной границы ПМР. Планы Украины обустроить «пять КПП, отвечающих всем международным стандартам, а также восемь участков межгосударственного уровня» безусловно осложняют положение для ПМР.
Представляется важным, что в этой связи стали тиражироваться высказывания приднестровских ньюсмейкеров о том, что «президент Молдавии Игорь Додон — враг», поскольку поддержал привлечение молдавских пограничников, приведшее к блокаде, высказывался о том, что «ПМР не получит независимости» и т.п.
Как представляется, присутствие Игоря Додона на параде 9 мая в Москве и наличие в его окружении однозначно пророссийской команды говорит о его искренней приверженности интересам России. Кроме того, он является весомой политической фигурой в молдавской элите, в то время как ПМР находится в зависимом и уязвимом положении (т. е., является «субъектом», а не «объектом» политического процесса), поэтому мнение Приднестровья в данной ситуации не слишком весомо.
Интересно, что давление Украины на Приднестровье скоординировано с атакой на президента Молдавии Игоря Додона со стороны молдавского правительства.
Поскольку Молдавия продолжает оставаться парламентской республикой, то реальная власть находится в руках парламентского большинства и утвержденного им правительства. Оба эти института — коалицию в парламенте (57 из 101 депутата) и ключевые фигуры в правительстве — контролирует Владимир Плахотнюк (вице-спикер, второй по размеру состояния молдавский «олигарх» и глава «Демократической партии Молдовы» одновременно). Как отмечают наблюдатели, именно по возвращении из США (в середине мая) Владимир Плахотнюк резко активизировался: заявил о необходимости «провести референдум о доверии Додону», принять законы о «запрете иностранной пропаганды» (подразумевается, что российской) и т. п.
Свежий замер «президентского рейтинга» показывает раскол в молдавском обществе, в котором высокой поддержкой пользуются как «пророссийские фигуры» (Игорь Додон, сменившая его на посту лидера «Партии социалистов» Зинаида Гречаная), так и их «лютые противники» (конкурент на выборах президента Майя Санду, премьер-министр Павел Филип и экс-президент Владимир Воронин).
Украина лишается военной поддержки Запада, но пользуется его политической поддержкой
Во внутренней политике Украина продолжала курс на разрыв «всех и всяческих» связей с Россией, который пока вполне ощутимо работает на консолидацию украинского общества.
Так, 20 мая в Виннице был арестован 73-летний организатор акции «Бессмертный полк» (9 мая) Иван Бондарчук (в прошлом — депутат Верховной Рады от «Социалистической партии», лично знакомый с Петром Порошенко). Пенсионер обвиняется в государственной измене, в связи с чем пенсионер может быть осуждён на 15 лет лишения свободы. В отношении Ивана Бондарчука в украинских СМИ уже началась кампания по дискредитации и начали озвучиваться утверждения, что он «передавал в Москву информацию о раскладе политических сил в Винницкой области» (подтверждение этому якобы имеется в изъятых во время обыска средствах связи), «планировал 9 мая вывести на улицы Винницы бригады сторонников России», которых он «нанял за 20 тысяч долларов», и т. п. Шумное дело несомненно послужит запугиванию нелояльных граждан.
В то же время неожиданно снизилась военная поддержка со стороны США. Так, 23 мая было озвучено решение Белого Дома отменить безвозмездную военную помощь ряду стран (Украине, Вьетнаму, Колумбии, Ливану, Пакистану, Тунису и др.) и заменить её поставками в кредит.
В рамках данной программы зарубежного военного финансирования (Foreign Military Financing, FMF) Украина получала нелетальное оружие — средства связи, приборы ночного видения, армейские автомобили Hummer, беспилотники и т. п. «Украинская доля» составляла около 1% (42 млн долл. в 2016 году, тогда как Израиль получил 3 млрд долл., Египет — 1,3 млрд долл., Пакистан 265 млн долл.). Впрочем, часть средств была выделена Украине не по программе FMF, а непосредственно Конгрессом США (300 млн долл. в 2016 году).Ранее США озвучивали решение сократить на 70% общую сумму военной помощи Украине.
О беспокойстве «украинских верхов» может говорить неофициально озвученное и вскорости дезавуированное решение Киева «разорвать железнодорожное сообщение с РФ». Так, ранее СМИ сообщили, что Украина с 1 июля планирует полностью прекратить железнодорожное пассажирское сообщение с РФ (на этом будто бы настаивал секретарь СНБО Александр Турчинов, спикер Верховной Рады Андрей Парубий и др.). 25 мая украинская компания «Укрзализныця» заявила, что «такие планы не рассматриваются» и что «билеты свободно продаются».
События мая позволяют утверждать, что Запад перестал делать ставку на военное противодействие Украины Москве. В то же время, Украина очевидно ощущает поддержку в своих экономических и политических мероприятиях, которые наносят вред России — давление на Приднестровье, провокации в отношении этнических русских и «пророссийски настроенных» граждан, запрет деятельности для пятисот с лишним российских компаний и аналогичные попытки в отношении Московского патриархата и т. п. 
Можно утверждать, что ценность Украины в глазах Запада падает, о чём говорит снижение военной поддержки, согласие Евросоюза (по сути, Германии) после упорной борьбы «Газпрома» на строительство «Северного потока-2» (что в перспективе обесценит газотранспортную систему Украины) и другие признаки. Таким образом, вероятность «большой войны» значительно снизилась.
В то же время, можно предположить, что наиболее выгодным ходом для большей части украинской элиты в текущей ситуации видится развязывание военного столкновения с Россией, в ходе которого Украина неминуемо потерпит поражение и около 30 миллионов человек и территория в 550 тысяч кв. км (без Крыма и республик) окажутся «на шее Москвы». Одиозная часть элиты также выиграла бы, эмигрировав «под благовидным предлогом» со своими капиталами на Запад. 
Острая ситуация вокруг Приднестровья, вероятно, является одним из элементов данной «провокационной игры». Впрочем, активизация действий России по линии ОБСЕ, прибытие посла РФ по особым поручениям Сергея Губарева в Тирасполь и т. п. позволяют ожидать благоприятного разрешения ситуации.



Полный текст статьи: http://operline.ru/content/v-mire/bolshie-igry-ukrainskoy-elity.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий