воскресенье, 23 апреля 2017 г.

Последние 100 метров мужества

  
                                                     I Обычный день, жара над крышей козырька. Охранник, заскучавший у окна сберкассы.На мониторе пляшет серая тоска,И муха моется в рекламной строчке краски. Вдруг на пороге банка появился дед. Обычный дед, в рубашке и в штанах впритирку. Он, от охранника хотел один ответ: «Сынок, тут можно заплатить мне за квартиру?»«Угу», -ответил страж,  главы не повернув,«Ты подскажи сынок, а то я здесь впервые».Он бросил деду – «У окна», и не взглянув,А где? Мне б показал  - мы без очков слепые… Охранник бросил– «Там», рукою внутрь махнув.Смущённый дед на стража посмотрел невзрачно,Охранник,  смерил деда, головой кивнув - «Окошки видишь, ну и иди, оплачивай….».Дед медленно побрёл к  ближайшему окну.Достал он кошелёк, купюры дал кассирше.Свой чек забрал, кассирше головой кивнул,Охранник  всё смотрел на монитор застывший…«Сынок и так весь день? Работу бы нашёл…» Дед заглянул охраннику в лицо с укором.«Глумишься, вижу  дед!  Мой труд  и так тяжёл!» «А!»- протянул отец устав от новых споров.Охранник  зло спросил – «Чего ещё старик?»«Тебе по пунктам или всё?»  -  спросил спокойно.«Не понял?... Дед иди», к дисплею он приник. «Тогда ты дверь запри и жалюзи послойно…»Охранник встал,… увидев воронённый ствол -«Всажу я пулю между глаз и не промажу».Сынок блокируй дверь, ложи ключи на стол.«Я стар. Рука трясётся с пистолетом, скажем…«Серьёзно это ты?» лицо вдруг пот прошиб. «Конечно нет, шучу и со стволом  играю!»«Не нервничай сынок» - вдруг глас его осип -«Не плюй против себя и не иди по краю».
                  II                     
Разлилась в холле филиала  тишина, Кассир нажала кнопку вызова охраны. «Жми дочка, жми,  теперь она мне не страшна, Я не за тем пришел, что б набивать карманы».«Чего удумал Лёнь? – ты двинулся  старик?» Старушка эта видно с ним была знакома.«А ну ка ЦЫЦ»- раздался в  зале деда крик,«Вы гляньте на него!» Грабитель! Вот умора!«Старик , в своём уме?» – промолвил паренёк.«Отец, ты, что творишь?» - спросил мужик в рубашке.Секунда и они свой сделают бросок -  Сломают старика в кулачной рукопашной.Дед быстро отскочил и вверх нажал курок -Раздался выстрел, дети к  матери прижались: «Послушайте меня!»  -   Ты сядь на стул сынок… Детей за вас я испугал, как монстр из журнала…»«Дедуля как же вы нас грабить собралИсь?Они же вас платёжкой мигом и узнают…»«Я и скрывать не буду, ведь не спрячешь жизнь…»«Да и прожил  её  - мне не нужна иная».«Вас же менты убьют, бандиту смерть всегда» -Спросил малыш к отцу сидящему пришедший.«Меня убить? Нельзя! Меня убить, нельзя! Меня война убила… я душой умерший» В одном окошке касс затренькал телефон:«Сработка ложная? Есть наши в том районе?»«Машина сорок пять. Вас понял.  Мой район!От взлома следа нет, на окнах прут калённый»…«Да правды нет в ногах» - отец присел на стул«Лёнь? Хочешь провести в тюрьме судьбы остаток?»«Я после дела Люсь»  - дед тяжело вздохнул - Я смерть приму с улыбкой  -  даже без оглядок»  Раздался зуммер телефона на столе. Кассир в глазах с вопросом деда осмотрела.«Скажи им всё как есть, что я здесь при стволеЗаложники… рука на пушке  онемела…»«Найдёшь уйти ты брешь? Зачем оно тебе?» «Скрываться?  Мне?... Я выйду с гордой головою»«Чудишь, чудишь ты дед ну, что же твой хребет…Иисус! Что б ты ушёл не в облака -  домой»

                   III                     

«Работают стремглав…» – дед глянул на часы. «Мне  трубку  взять?» - спросила юная кассирша,«Нет, дочь поверь, это моя часть полосы» -Пошёл дед - террорист взял телефон звонивший. «Да? Добрый день» – сказал скороговоркой дед.«И Вам там не хворать» – ответил посетитель, «Какое звание?» – услышал мат в ответ, «Что звание?» – не понял, Вы меня простите… «Какое твоё звание?» – не уяснил?«Майор», - на том конце, теперь он речь расслышал,«Как я могу к Вам обращаться?» – сбавил пыл,«Я генерал, лишь по уставу ,и не ниже!» «И так я бы хотел…» - начал было майор… «Э, нет постой! По званию и по уставу!»« Не понял я совсем …» продолжил разговор.«Вот ты чудак,  хоть голос у тебя и бравый!» «Тогда я помогу тебе. В последний раз -Товарищ генерал позвольте обратиться» Повисла пауза, неловкая - без фраз:«Товарищ …генерал… позвольте …обратиться…» «Даю добро» – не растерявшись, сказал дед«Узнать бы Вашу цель и численность заложника»«Заложников полно тебе же дам совет»«Где ты учился, я учил, в скрипучей «кожанке…»«Тебя ждёт дело, сделай, как я попрошу»«Товарищ генерал, так точно», – он ответил«Давай без глупостей я со стволом хожу»«Закрыты двери, окна, жалюзи и дети!«Теперь запросы – денег не возьмусь просить»«Казну просить, коль банк я взял?»  - дед засмеялся.«Майор, на входе бак, – в него внеси визит»,«Письмо  лежит на дне в кусочке матерьяла».«В нём требования» – дед трубку положил….«Ну что за на…» - майор держал конверт разорванный,«Игра?» – майор сжал телефон что было сил,А так же скомкал он посланье  надорвано.«Нашли мы с просьбой ваш на мусоре конверт» - «Но это шутка генерал? - не понимаю….».«Майор в моём ли случае,  давать концерт?»«И сделай в точности! Да… просьба вот такая…»И лично проследи, чтоб всё до мелочей -Чтоб  кожаный ремень, а не пластмассовый.И да майор  что, где  -  не ведаю ключей…. Не обижайте ветерана седовласого.
                 IV                    

«Я Лёньку знаю тридцать лет уже пади, С женой дружила, умерла она недавно.Он всю войну прошёл! Медалей на груди!!!Он в КГБ до пенсии служил  - мужик он славный!И праздник делала жена в победы День - Сказать, он ради Дня победы и держался.В кафе договорилась… там, цвела сирень -Ну, вобщем вспоминай, ешь, пей и наслаждайся.Вернулись с праздника -  ограбили их дом… Святое взяли вот, все Лёнькины награды.Ему неважно деньги, стулья и разгром -Пошёл в полицию… ушел, увидев взгляды.У Леньки, сколько было их, медалей – то!«И встать я не смогу ещё одну повесить!»В полиции: -  медаль не норка, не пальто -И после он состарился так лет на десять».У стойки на столе затренькал телефон:«Товарищ генерал, мне можно обратиться?»«Всё сделано!»  - его был голос оживлён, Пакет там, на крыльце замотанный в тряпицу«Майор, тебе я верю, только обещай мне!Мне некуда бежать – сказал дед улыбаясь»«Пройти, сто метров, дай пройти мне в тишинеПод ветер нашего, как  в сорок пятом мая!»«Те метры Ваши и не  выстрелит никто,Товарищ генерал, но выйди без оружия…»«Дам слово я – потом хоть накрывай плитойГде боль и грусть умрёт – оставив равнодушие…»Сынок, там, на порожках ждёт меня пакет -Сказал отец, глядя на мужика в рубашке.Дед внёс пакет на стол, оставив пистолет,Он голову склонил и разорвал бумажку…Лежала форма генерала на столе,Вся грудь и в орденах и боевых медалях!Ну здравствуйте родные –кланяюсь земле,И слёзы по щекам от радости бежали…
                 V                 
А через пять минут к ним вышел генерал -Вся грудь и ворот и внизу была в медалях!«Ах, сколько у тебя значков!» – малыш сказал,Дед засмеялся…смехом детским без печали…«Простите… если, что не так… я не со зла,«Удачи тебе Лёнь»  - сказала вслед старушка.«Удачи Вам!»  - сказали – «счастья и тепла»,«Чтоб был живой» -  сказала девушка в веснушках.Мужчина бледный стал и тихо так сказал: «Меня нельзя убить, меня уже убили.Убили веру взяв – промолвил генерал,Когда мою историю, смешали с пылью.Когда они забрали у меня тот день -Ведь ветеран живёт законным Днём победы!Убили, когда  грабили меня,… дал крен,Убили за медали, глянув, что мы седы.Что есть у ветерана?  Есть награда, да!Ведь каждая награда  - то история,А нам беречь их надо в сердце, навсегда -Ведь только там их  золотая  территория!Теперь я с ними не расстанусь  - здесь со мной!Дед встал со стула …к выходу направился,Но метр не дошёл он, опёрся о стол рукой,Старик качнулся – есть и в сердце тоже правила…«Что-то волнуюсь я. Внутри так барахлит».«Отец, эти сто метров так важны наверно?» Дед глянул на него – «Мой путь назад закрыт».Стой дед с тобой пойду – так это будет верно.Нет! Это не твои сто метров, не твой путь,Мои отец! Не знаешь ты ведь, я афганец…Они вошли в проход, и стали отдохнуть -Стоял в медалях дед, и с ним стоял «повстанец» Как только вышли «День победы» заиграл! Вперёд! Щитал шаги, идя, шепча сквозь слёзы – Склонил и голову к земле майор – молчал.Таких нет больше метров, в эпилоге прозы…Шли два, бойца, познавшие победы вкус, Хлебнувшие зло войн, два поколения.Опёрся дед на руку с силой - «Я держусь!»Держись, ты воин дед, еще, хотя б мгновение…Губами  он шептал 55, 56, 57, шаг медленнее стал,Афганец обнял старика за поясницу.Дед шёл, сквозь пот 97, 98, 99 последний сделав шаг, он встал,Шепнул с улыбкой – сотня! Смог! – не усомниться….
              *************         Лежал на асфальте весь в медалях старик,Уснул он навеки, а в небо весеннее -Взирал и афганец весь в слезах...фронтовик...Что жизнь? Только капля! Секунда! Мгновение...

автор Сергей Грицай



Полный текст статьи: http://operline.ru/content/stati/poslednie-100-metrov-muzhestva.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий