четверг, 23 марта 2017 г.

И снова о малочисленных народах Севера России. Кто такие поморы?

Еще совсем недавно в Архангельской области региональные власти обращались к федеральному центру с требованием признать в качестве «коренного и малочисленного народа» «поморов». Кто же такие поморы?

 Многим, как на месте, так и в столицах стало казаться, что "Поморье" и "поморы" были в Архангельске всегда. Но уроженцы этого города старшего поколения, которые там учились и всю жизнь прожили, могли свидетельствовать, что о поморах, как об этносе там никто раньше никогда не говорил, и этнического деления на поморов и русских никогда не было. Поморами называли исключительно людей, живших на побережье Белого моря, и занимавшихся промыслом морского зверя и рыбной ловлей.

Местные СМИ писали и пишут, что активисты городских «поморов» не связаны не своей генеалогией, ни местом проживания своих предков с настоящими историческими поморами. Поморская этническая идентичность у них обусловлена историческим мифом, созданным еще в 1990-е годы. Основные положения мифа сводятся к утверждению, что территория всего Русского Севера от Вологды до Урала в ХV—ХIХ веках называлась Поморьем. Поморье это якобы было населено «этносом поморы», которые были завоеваны, «москалями», и потом усвоенные русскими.

Этот созданный миф о поморах,  был не забыт из-за норвежских денег, считает ряд экспертов. Другие видят в истории с появлением лжепоморов интересы российской либеральной оппозиции, ориентированной на Запад.

В основе попыток сконструировать новую поморскую идентичность лежат, на самом деле, политические и экономические интересы местных элит. Так, группа "ученых" пытается внушить жителям Архангельской области, что в их жилах течет не русская, а поморская кровь.

К числу наиболее активных структур, манипулирующих поморским вопросом, относится созданная в 2010 году и поддерживаемая государственными и неправительственными структурами Королевства Норвегия «Ассоциация поморов Архангельской области».

Также норвежцами активно устанавливаются контакты с поморскими общественными организациями Архангельской области, представители которых регулярно приглашаются для участия в финансируемых местным МИД культурных проектах на территории Норвегии.

Одновременно руководителями движения «поморского возрождения» предпринимаются попытки обосновать тесную культурно-историческую связь поморов с коренным малочисленным народом Севера. Через официальные СМИ указывается на традиционно тесные контакты жителей беломорского побережья с ненцами Канино-Тиманской и Большеземельской тундры.

 По оценкам экспертов, современное поморское движение является попыткой создания искусственной, не имеющей ничего общего с реальным положением дел, этнической идентичности.

"Делаются попытки вычленить части русского народа в отдельные этносы, преследуя тем самым цель отделения территорий, через культурные автономии, из состава Российской Федерации", – объясняет этот процесс общественный деятель Максим Рева.

В связи с этим успешная реализация планов по приданию современным поморам статуса коренного малочисленного народа Севера, помимо предоставления полагающихся в данном случае льгот, приведет к дальнейшему размыванию целостности российской этничности с неизбежно вытекающими из этого региональными сепаратистскими настроениями в среде так называемых сторонников «поморского возрождения» в ущерб стратегическим интересам Российской Федерации в Арктическом регионе.

Так, кто же такие поморы?

Исторически поморы – потомки древних новгородцев, с 16 века осваивавшие Русский Север. Их отличительной чертой всегда были не культура, материальная или духовная база, а особенности хозяйственного быта – поморы были мореходами, охотниками на морского зверя и опытными рыболовами.

Самое точное определение «историческим» поморам ХIХ века дал писатель архангелогородец Николай Васильевич Латкин (1832—1904). В Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона он писал: «Поморы местный термин, ныне ставший всеобщим для промышленников Архангельского, Мезенского, Онежского, Кемского и Кольского уездов Архангельской губернии, занимающихся рыбным (преимущественно тресковым), палтусиным, отчасти акульим и нерпичьим промыслами на Мурмане (см. Кольский полуостров) и в северной части Норвегии, в дозволенных нашим промышленникам местах. Слово "Помор" произошло от Поморья (см. Поморский берег), а от «поморов» перешло и на их суда, на которых они доставляют продукты своего лова в Архангельск и Петербург ("поморские суда", "поморские шкуны")».


Полный текст статьи: http://operline.ru/content/stati/i-snova-o-malochislennykh-narodakh-severa-rossii-kto-takie-pomory.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий