суббота, 26 мая 2018 г.

Арабо-израильский конфликт: неправы обе стороны?

История арабо-израильского конфликта оставляет ощущение, что не правы обе стороны, поскольку, оправдывая свои действия национализмом и религиозными мотивами, они обе уничтожили немало мирных граждан с противоположной стороны. 

Жестокие теракты исламистов против евреев всегда широко освещались в СМИ, тогда как терроризм еврейских организаций, например, в Палестине в 1930—1940-е годы, обычно замалчивается. Тем не менее, он имел большой размах, что даже вызвало публикацию 4 декабря 1948 года в «Нью-Йорк Таймс» открытого письма 28 известных евреев (среди них Альберт Эйнштейн и Хана Арендт), в котором они, в частности, осуждают «нападение террористической [еврейской] банды … на мирную арабскую деревню Дейр-Ясин», где «были убиты большинство ее жителей — 240 мужчин, женщин и детей», а выжившее меньшинство «прогнали на параде по улицам Иерусалима как пленников».

Пожалуй, основной причиной непрекращающегося конфликта является тот факт, что хотя План ООН по разделу Палестины 1947 года предусматривал создание на этой территории еврейского и арабского государств, последнее так и не было создано из-за Арабо-израильской войны 1948—1949 годов и последующих войн.

При этом Израиль на протяжении 70 лет последовательно укреплял свою власть, всячески «выдавливая» палестинских арабов.

Успехам Израиля способствовал тот факт, что хотя палестинские арабы и утверждают, что они — потомки филистимлян, в реальности эта часть арабского этноса достаточно разнородна (состоит из потомков алжирских, египетских, тунисских и марокканских арабов, которые в большинстве помнят о своём происхождении), поэтому «национальным единством» не обладает, во всяком случае, пока. 

Некоторые израильские политики (например, Голда Меир) на этом основании и вовсе отрицали существование особых «палестинских арабов».

Тем не менее, эта общность существует. Например, созданный в 1957 году в Сирии (в 8 километрах к югу от Дамаска) лагерь палестинских беженцев Ярмук, являющийся сегодня городом с домами, школами и больницами, поддержал в 2011 году «анти-асадовские силы» и за это подвергся обстрелам со стороны войск Башара Асада.

Справедливости ради следует отметить, что евреи в Израиле также составляют лишь 75% населения, причем они делятся на сефардов и ашкеназов, которых нередко считают разными народами. При этом главное национальное меньшинство — арабы — насчитывают 20% населения.

Трагедия 14 мая — свидетельство начала новой волны насилия на палестинской земле 

Сектор Газа, в котором сегодня проживает около 1,8 млн палестинцев, до 1967 года являлся частью Египта, но после проигрыша последнего в Шестидневной войне был оккупирован Израилем. 

Появившиеся было еврейские поселения в секторе Газа полноценно защитить не могли даже израильские войска. 

«Вторая интифада» 2000—2005 годов — террористическая война с использованием исламистов-смертников — привела к тому, что в 2005 году Израиль вывел свои войска и поселения, а сектор Газа стал фактически самостоятельным регионом. На выборах 2007 года победу одержало палестинское фундаменталистское исламистское движение «ХАМАС», которое контролирует регион до сих пор (получив власть, активисты буквально пинками прогнали из административных зданий представителей властей Палестинской автономии, и сектор Газа обрёл фактическую независимость).

Израиль стал жёстко контролировать свою границу, не допуская на свою территорию «террористов», при этом поставляя в сектор Газа электричество, воду, газ, продукты, стройматериалы и т.п. (но не продукцию военного назначения).

Примечательно, что столь же жёстко держит границу с сектором Газа Египет, который также не спешит принимать этот регион обратно в свой состав. 

К нынешней трагедии привела инициатива «ХАМАС», который с начала апреля начал устраивать еженедельно «Марш возвращения» к забору, выстроенному между Газой и собственно Израилем. Протестующие требовали «исполнения Резолюции ООН №194 о праве возвращения всех палестинских беженцев на их земли» и снятия израильской «блокады в отношении Газы». 

14 мая марш оказался особенно многочисленным и бурным в связи с известием о переносе посольства США в Иерусалим (в версии палестинцев — «в оккупированный арабский город Аль-Кудс»). Попытка прорыва кончилась трагедией — от стрельбы израильских военных, а также давки и слезоточивого газа погибло около 60 человек, в том числе 8-месячный ребёнок.

Как представляется, Израиль действительно должен нести ответственность за положение жителей сектора Газа, поскольку в результате его действий — фактического отторжения этой территории от Египта в 1967 году — эта территория сегодня имеет неопределённый статус, а отсутствие морского порта или аэропорта делает жителей полностью зависимыми от соседей. Впрочем, правящее в регионе движение «ХАМАС», а также имеющий большое влияние в секторе Газа Египет — также ответственны за трагедию.

По некоторым данным, деятельность «ХАМАС» финансируется Ираном, Катаром и Турцией. Во всяком случае, именно Иран и Турция резко осудили Израиль, тогда как реакция арабских стран и России была очень сдержанной.

России нет резона выступать за какую-либо из сторон конфликта при сохранении прессинга со стороны «патрона Израиля» — США

Данная вспышка насилия в секторе Газа показала, что арабо-израильский конфликт в значительной мере управляем внешними игроками. 

Так, по данным израильских СМИ, сразу после трагедии власти Египта доставили в свою страну на вертолёте лидера палестинцев Газы Исмаила Ханию, где от него потребовали прекратить атаки на границы с Израилем. Фактическое прекращение «маршей» подтверждает данную информацию.

Действительно, Египет сегодня не заинтересован в эскалации конфликта ни с Израилем, ни США, тем более, что у него назревает конфликт с Эфиопией из-за намерения последней построить плотину на реке Нил. Во всяком случае, «ХАМАС» и сектор Газа обречены на зависимость от Египта, поскольку исламисты-радикалы могут выехать «во внешний мир» лишь через эту страну, а не через израильскую границу.

Для России надёжный политический союз с Израилем вряд ли возможен, поскольку последний прочно связан с Западом и традиционно находится на стороне США. В то же время, РФ, как правило, идёт навстречу пожеланиям Израиля в наиболее чувствительных вопросах — поставках оружия в исламские страны, даже в ущерб своим собственным интересам. 

В предыдущие несколько лет Израиль активно работал над тем, чтобы убрать Башара Асада из Сирии. Израиль атакует ВС Сирии, хотя они не представляют сегодня ему угрозы, да и отряды иранских шиитов не намного опаснее ваххабитов Саудовской Аравии, о которых израильтяне практически не говорят. 

Учитывая же то, что Дональд Трамп с лёгкостью идёт на уничтожение договоров, подписанных его предшественником, договоренности с американо-израильским «тандемом» сегодня эфемерны.

Следует также отметить, что визит премьер-министра Израиля Беньямина Нетаньяху в Москву 9 мая показал, что нейтральная позиция Москвы по Ирану для него крайне важна.

В этой ситуации для российской стороны было бы желанным, чтобы Израиль прекратил противодействие России и её союзникам в Сирии и довольствовался бы гарантиями Москвы, что она отстоит израильские интересы и «поработает» с Ираном.

Нынешний расстрел палестинской демонстрации показал, что Израиль как один из крупнейших центров силы в мире — наряду с США, Евросоюзом, Великобританией, Китаем и Россией — не считается с мнением Европы, арабов и остального мира. 

Таким образом, ситуация для договорённостей с Израилем пока не дозрела.

По-видимому, в сложившейся ситуации для России оптимальной линией поведения было бы сохранение в целом нейтральной позиции одновременно с осуждением «гибели мирного палестинского населения» при сохранении дружественных отношений с Ираном. Реальное изменений позиций России должно быть сделано лишь в обмен на очень значительные уступки.

«Марши возвращения» и иные акции палестинцев сектора Газа в обозримом будущем будет направлены по-прежнему на Израиль, а не Египет, поскольку именно в этом качестве мир «готов жалеть» палестинских арабов. В частности, в связи с данной трагедией 14 мая палестинские арабы наверняка получат различную гуманитарную помощь и субсидии от Евросоюза и иных международных структур.

Разрыв «ядерной сделки» с Ираном со стороны США и серьёзные усилия Европы по её сохранению вызовут критику Израиля и давление на него со стороны ЕС. Происходящее в Газе станет поводом для обширной критики Израиля.

Хотя израильское руководство ведёт себя демонстративно жёстко, мир меняется, и президент США, известный своими труднопредсказуемыми решениями, может перестать покрывать Израиль. ООН, которую сильные страны не боятся, будет также выступать против действий Израиля. Россия, вероятно, также будет умеренно осуждать жестокие акции в отношении палестинцев и сохранять союзнические отношения с Ираном до тех пор, пока Израиль не предложит уступки по-настоящему действенные, которые не могут быть отменены «росчерком пера» следующего премьер-министра, который в будущем сменит Беньямина Нетаньяху. Поскольку таких уступок пока не просматривается, в ближайшем будущем их ожидать не стоит.



Автор: (admin) Администратор Полный текст статьи: http://operline.ru/content/v-mire/arabo-izrailskiy-konflikt-nepravy-obe-storony.html

Контрсанкции: "за" и "против"

16 мая ряд зарубежные СМИ сообщили, что в базе данных Конгресса США появился меморандум, предполагающий введение очередного пакета против РФ. Данный короткий документ («Presidential Memorandum for the Secretary of State…») от имени президента Дональда Трампа делегирует подготовку законопроекта госсекретарю, министрам финансов, обороны и торговли, а также спецслужб.
Как пояснили комментаторы, на этот раз санкции будут связаны с якобы «нарушением договора о ликвидации ракет средней и малой дальности» (РСМД). Согласно этому договору России было запрещено разрабатывать, тестировать и применять ракеты наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5500 км.
Ограничения должны коснуться «лиц, ответственных за отдачу приказов по неисполнению договора РСМД», а также высокопоставленных членов российского правительства. В качестве ограничительных мер наблюдатели ожидают блокирование активов в США, запрет на въезд в страну, а также другие меры, которые президент «сочтет подходящими».
Ранее, 6 апреля, американский Минфин утвердил ограничения против 38 россиян, фигурировавших в «кремлевском докладе» (был представлен американскому Конгрессу 29 января). В нем упоминались 210 фамилий крупных чиновников и бизнесменов, преимущественно близких к российскому президенту Владимиру Путину. 
В ответ на действия Минфина США в России разработали свой законопроект о контрсанкциях, а также соответствующие поправки в Уголовный кодекс, которые были приняты в первом чтении и вызвали широкий резонанс в СМИ.
Российский бизнес был возмущён тем, что за соблюдение санкций США законопроект предполагает уголовную ответственность. 
Отечественные комментаторы выразили опасения, что к уголовной ответственности могут быть привлечены структуры, которые «во исполнение санкций» отказались, например, работать в Крыму.
Беспокойство вызвал также пункт о том, что уголовное преследование (в том числе, ограничение свободы на срок до трех лет) может грозить лицам за «рекомендации и передачу сведений, которые …могли привести к введению мер ограничительного характера в отношении российских частных и публичных субъектов». Иными словами, наказание может последовать за помощь иностранным государствам в разработке санкций по отношению к России. Российские правозащитники завили, что «под это определение, например, подпадают различные антикоррупционные расследования». 
Так, глава президентского Совета по правам человека (СПЧ) Михаил Федотов заявил, что «члены СПЧ … ездили в Донбасс с гуманитарной помощью», тогда как этот конфликт стал одной из причин введения санкций в отношении России. По его мнению, «членов совета тоже нужно наказать в таком случае», поскольку они «вполне умышленно ехали на Донбасс, чтобы везти туда кровь и медикаменты».
Действительно, формулировки в поправках депутатов в Уголовный кодекс довольно «широкие».Как представляется, это было сделано намеренно для дальнейшего «точечного» применения закона. В то же время, закон говорит о том, что должен быть «умысел гражданина на то, чтобы против России или ее граждан вводились новые санкции». Соответственно, он не может быть применён «к любому человеку», как об этом говорят критики. 
Примечательно, что соцопросы в России показывают, что санкции Запада не принесли проблем россиянам. В конце апреля подобный опрос провел также фонд «Общественное мнение» (ФОМ) с аналогичным результатом. Он показал, что 51% россиян считает, что «западные санкции не влияют на жизнь обычных людей», однако большинство отмечает их влияние на экономику страны — 37% считают его негативным, 30% уверены в позитивном эффекте.
Поскольку из законопроекта был убран ряд спорных пунктов — «о запрете на импорт в страну лекарств из США и стран, поддержавших введенные ими ограничения», о запрете работы в России иностранных специалистов и др., его можно считать оптимизированным.
Нынешний законопроект, как представляется, не отвечает «зеркально», а создаёт предпосылки для выхода России из «удавки» сырьевой экономики. 
Действительно, вместо запрета на поставки в США титана или урана следует создавать условия для работы собственных предприятий.

Новый виток санкций анонсируется якобы в «связи с нарушением договора о ликвидации ракет средней и малой дальности», по которому России было запрещено разрабатывать, и тестировать ракеты наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5500 км. Данный повод — договор РСМД — откроет для США широкие возможности по введению экономических и персональных ограничений и развяжет США руки. 
Одновременно Дональд Трамп будет предлагать России фактически смириться с многочисленными нарушениями самими США положений РСМД и их попытками создать наступательный потенциал США против России. Закон о контрсанкциях означает, что Россия будет препятствовать данным американским инициативам, а значит, отечественные высокопоставленные чиновники и олигархи будут постепенно лишаться возможности жить в США. 
Доработка текста законопроекта ко второму чтению может всерьёз его изменить из-за поднявшейся кампании критики, главным образом, со стороны слоя российских бизнесменов. В любом случае, жёсткий ответ со стороны России необходим и будет иметь для нее позитивный эффект.




Автор: (sholban) Шолбан-оол Советович Полный текст статьи: http://operline.ru/content/v-rossii/kontrsanktsii-za-i-protiv.html

«Работа до гроба». Разговоры о повышении пенсионного возраста обретают конкретные контуры

Разговоры о повышении пенсионного возраста из категории слухов переходят в неизбежную реальность. Правительство намерено в самое ближайшее время радикально решить больной вопрос для населения. 
Чиновники рассматривают две возможные конфигурации изменения пенсионного возраста, продвигаемые Минфином и Минтрудом. Минфин предлагает повысить пенсионный возраст для мужчин на пять лет, до 65 лет, для женщин — на восемь лет, до 63 лет. Подход Минтруда предполагает увеличение возраста выхода на пенсию для женщин — до 60, а для мужчин — до тех же 65 лет. 
Разногласия между ведомствами существуют и по вопросу скорости увеличения. Согласно подходу Минфина увеличение пенсионного возраста следует производить на год через каждые шесть месяцев. А в конструкции Минтруда повышать возраст следует на один год за год. Судя по взятому в правительстве темпу консультаций, вопрос может быть решен уже в весеннюю сессию Госдумы, то есть до середины июля, а первое изменение пенсионного возраста произойдет в 2019 году. 
Минтруд отказался комментировать тему повышения пенсионного возраста. 
Уже поздно вечером 17 мая поступили опровержения. Минфин не направлял в правительство предложения о повышении пенсионного возраста. В Минфине отметили, что в настоящий момент просчитываются различные предложения по изменению пенсионной системы, ведется их обсуждение с заинтересованными ведомствами. «Реализация рассматриваемых предложений будет направлена на обеспечение более высоких темпов индексации пенсий в соответствии с указом президента от 7 мая 2018 года», — сказали в министерстве.
По мнению чиновников, повышение пенсионного возраста должно сопровождаться механизмами смягчения переходного периода. 
Наиболее распространенная мировая практика — это возможность уйти на пенсию досрочно (например, в 60 лет, когда пенсионный возраст уже будет выше этого), но «заплатив» за это пропорциональным снижением размера пенсий за каждый год досрочного выхода на пенсию. Кроме того, по его словам, необходимо снизить риск большого перетока пожилых граждан на пенсии по инвалидности и избежать стагнации в занятости молодого поколения, потому что задержка на рынке труда людей старших возрастов еще больше отдалит вступление молодых.
О необходимости повышения пенсионного возраста в стране в начале мая заявлял премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, по словам которого правительство готовит свои предложения по этому вопросу и внесет их на рассмотрение Госдумы.
В конце апреля премьер-министр указал, что правительство стоит «на пороге того, чтобы начать это обсуждать уже на законодательном уровне». Ранее сообщалось, что 17 мая, то есть еще до формального назначения министров, в правительстве состоится совещание по вопросу пенсионной реформы. 
В Госдуме ожидают, что внесение законопроекта может состояться уже в эту весеннюю сессию (продлится до конца июля). «Судя по тому, как ответил Медведев, и судя по тому, что правительство еще не сформировано, но уже идут обсуждения и совещания, полагаю, что это вопрос весенней сессии», — сказал глава комитета Госдумы по труду и социальной политике Ярослав Нилов.
Центр стратегических разработок под руководством Алексея Кудрина предлагал увеличить пенсионный возраст к 2034 году до 63 лет у женщин и 65 лет у мужчин. Сам экс-министр финансов, выдвинутый Госдумой на пост председателя Счетной палаты, называл одной из своих ошибок как чиновника то, что правительство не подняло пенсионный возраст. По его словам, это «тяжелый и ресурсоемкий вопрос, который нужно решить».
Главным остается вопрос, насколько бухгалтерской по духу окажется предлагаемая реформа. Повышение пенсионного возраста примерно на треть сократит количество пенсионеров на бюджетном обеспечении, но создаст новые социальные риски. 
Первый из них — это рост числа пенсионеров за чертой бедности. Средняя пенсия в России едва дотягивает до полутора прожиточных минимумов (14 тысяч рублей), и для семей, балансирующих на грани бедности, потеря этого источника дохода может стать критической. 
Второй риск — возможные перекосы на рынке труда. Из-за проблем со здоровьем и дискриминации со стороны работодателей далеко не все пенсионеры смогут обеспечить себя рабочими местами после 60 лет, а те, кто сможет, будут вынуждены конкурировать за трудоустройство с молодым поколением. 
Кроме того, треть мужчин уже сегодня не доживает до пенсии, а после реформы «работа до гроба» станет еще более частым явлением.
При текущем «вялорастущем» состоянии российской экономики повышение пенсионного возраста приведет к небольшому росту безработицы. Состояние бюджета безусловно улучшится, но часть сэкономленных денег пойдет на пособия по безработице.




Автор: (sholban) Шолбан-оол Советович Полный текст статьи: http://operline.ru/content/vlast-i-obshchestvo/rabota-do-groba-razgovory-o-povyshenii-pensionnogo-vozrasta-obretayut-konkretnye-kontury.html