воскресенье, 29 апреля 2018 г.

Эрдоган снова ударил Путина в спину

Турция будет действовать в сирийском Манбидже совместно с США. Более того: «модель Манбиджа» распространят и на другие районы Сирии. В частности, на территории к востоку от реки Евфрат. Об этом в пятницу, 27 апреля, заявил глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу по итогам переговоров с госсекретарем США Майком Помпео.

«Тем самым Турция и США предпримут совместные шаги по устранению разногласий в двусторонних отношениях» — отметил Чавушоглу. Министр подчеркнул, что в случае реализации дорожной карты «Силы народной самообороны» сирийских курдов (YPG) должны будут покинуть Манбидж. В противном случае Анкара предпримет против них те же шаги, что и в Африне.

Чавушоглу добавил, что одновременно Турция раздумывает над «выгодным предложением» закупить у США системы ПВО Patriot.

Обе эти новости крайне неприятны Москве. Они означают, что борьба за стратегически важные районы северной Сирии, населенные курдами, вступила в ключевую фазу. После взятия Африна президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил о намерении установить полный контроль над приграничными территориями соседнего государства. По его словам, «Турция будет вести борьбу в Сирии, пока не ликвидирует террористический коридор, который проходит через Манбидж, Кобани, Телль-Абьяд, Рас-эль-Айн и Камышлы».

Здесь надо понимать: Манбидж является крупным оплотом курдского сопротивления. Если в Африне турецкой армии противостояли исключительно курдские «Силы народной самообороны», то в Манбидже ей пришлось бы иметь дело с «Демократическими силами Сирии» (ДСС) — более широкой коалицией, в которую входят не только курды, но и арабы. Кроме того, в Африне у защитников города не было поддержки США, а ДСС американцы поддерживают.

Однако прежде планы Эрдогана шли вразрез со стратегией США, которые считают курдов проводниками своего влияния в Сирии. Разногласия выглядели серьезными. Еще 22 апреля турецкий лидер в интервью телеканалу NTV заявлял, что стратегический партнер его страны — США — представляет угрозу для Турции, поскольку предоставляет военную поддержку курдам. И вот спустя несколько дней ситуация изменилась. Чавушоглу подает сигнал, что компромисс между США и Турцией достигнут. И сделано это, по всей видимости, ценой очередного «удара в спину» Москве.

Не исключено, что теперь Анкара откажется от уже подписанного контракта на $ 2,5 млрд. по зенитным ракетным системам С-400 «Триумф», которые собиралась купить у России. Даже несмотря на то, что Москва пошла на беспрецедентные уступки, и согласилась сдвинуть сроки поставок ЗРС с марта 2020 года на июль 2019-го (решение было принято по итогам переговоров Эрдогана с Владимиром Путиным).

Однако потеря Россией $ 2,5 млрд. в этой ситуации — не главное. «Модель Манбиджа», о которой говорит Чавушоглу, может существенно изменить расклад сил в регионе.

Как сообщалось в начале апреля, США создали новую военную базу к северо-западу от Манбиджа в провинции Алеппо. Это заставляет предположить, что продвижение Турции по коридору Манбидж-Кобани-Телль-Абьяд -Рас-эль-Айн-Камышлы будет и дальше сопровождаться созданием новых военных баз США, вокруг которых станут группироваться формирования курдов. В том числе те, которые выйдут из занимаемых турками районов.

Военные базы США по периметру Сирии создают стратегическую угрозу Дамаску. Мало того, игра Анкары на стороне Вашингтона может поставить под вопрос само присутствие российской группировки в Сирии. Поскольку стоит Турции перекрыть Черноморские проливы, и перерезать нашей группировке пути снабжения, — и война в Сирии для нас закончится.

— США предпринимают мощное геополитическое наступление против России, — отмечает академик Академии геополитических проблем, бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ генерал-полковник Леонид Ивашов. — На мой взгляд, военные и политические события в Сирии следует рассматривать в рамках единой операции Вашингтона. Ее стратегическая цель — обнулить результаты РФ в Сирии, а также обнулить международный авторитет Москвы.

Россия поднялась на пик своего постсоветского влияния, но сейчас наступает фаза отката. Кремль слишком поверил Эрдогану, и слишком быстро заключил его в объятия после сбитого турками Су-24М. Между тем, нам стоило заглянуть в историю, даже недавнюю.

Взять те же поставки С-400. Турки не в первый раз сначала заявляют о намерении закупить российские вооружения, а потом объявляют тендер, на котором выигрывают американские и европейские поставщики.

Но опять Москва почему-то решила, что раз Эрдоган называет Путина «мой дорогой друг», намерения у него серьезные. На деле, никаких вооружений Анкаре мы, скорее всего, не продадим.

«СП»: — Что, помимо контракта, Россия теряет при таком сценарии?

— Главное, что мы наблюдаем в треугольнике «США-Турция-Россия» — Анкара делает очередной внешнеполитический зигзаг. Она сыграла на сторону Кремля, получила доступ на сельскохозяйственный рынок РФ. А сейчас, отказываясь от С-400, скорее всего, откажется и от «Турецкого потока».

Это будет мощнейшим ударом как по российской экономике, так и по престижу Москвы. Ведь всем известно, что мы серьезно вложились в строительстве четырех ниток газопровода, но две оказались ненужными — трубы под них попросту ржавеют. И вот сейчас история получит продолжение. Турки, которые не вложили ни лиры собственных средств в этот проект, завтра могут попросту выйти из игры. И $ 7 млрд., которые вбухала в газопровод Россия, развеются по ветру.

Ну и, конечно, вместо дружественного государства в лице Турции, к чему мы так стремились, получим развитие военной инфраструктуры НАТО на Ближнем Востоке. Плюс — более мощное присутствие там США. А затем Анкара на пару с Вашингтоном начнут делить Сирийскую Арабскую республику.

«СП»: — Как могут выглядеть договоренности Вашингтона и Анкары?

— Я считаю, США потребуют уступок от Эрдогана — и получат их. Ну, например, скажут: мы перестаем курдов вооружать, позволяем вам проводить операцию по типу Африна, но вы отказываетесь от русского газопровода, и начинаете покупать у США сланцевый газ. И все — дружба Анкары с Москвой закончится.

На мой взгляд, наша внешняя политика чересчур эмоциональна. В результате Москва принимает стратегические решения, исходя из сиюминутных интересов. И проигрывает Вашингтону. Мы видим, что уже и Казахстан становится стратегическим партнером США, а не России. И Турция возвращается в американскую орбиту. И Армения, скорее всего, дистанцируется от РФ.

На деле маршрут через Среднюю Азию, который США прокладывают якобы для беспроблемной доставки военных грузов в Афганистан, де-факто станет границей отсечения России от Кавказа и от Центральной Азии.

— Турки умело используют рычаги давления на США, и рычаги вовлечения России, — считает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — Так, Анкара пошла на ограниченное сотрудничество с Москвой в Сирии — в значительной степени демонстративное. Это сотрудничество, как и закупка С-400, были как раз рычагами давления на Вашингтон. С другой стороны, эти шаги создавали иллюзию, что Анкара является нашим союзником.

В реальности, турки ведут игру «кто больше даст» — США или РФ. Причем, они никогда не займут ни нашу, ни американскую сторону полностью, а будут манипулированием продавливать собственные интересы.

«СП»: — В чем состоит интерес Турции?

— Турки обеспокоены, что в Манбидже и в других приграничных районах, во-первых, США предоставили возможность курдским группировкам эти районы занять. Во-вторых, что американцы продолжают снабжать курдов оружием, и готовят их в военном отношении. Анкара требовала от Вашингтона все это прекратить. Проблема в том, что США прекратить не могут.

Мне, например, не ясно, как на практике будут реализованы договоренности по Манбиджу. Если США прикажут курдам покинуть этот район — курды что, уйдут просто так? Возможно, американцы предоставят им оружие, чтобы они ушли. Но это, опять-таки, будет недружественным шагом в отношении Турции. Кроме того, непонятно, кто будет контролировать эту территорию, если курды уйдут?

По идее, туда должна входить армия Башара Асада. Но США не хотят этого допустить. Значит, американцы будут впускать туда протурецкие формирования. А тут уже возникнет нарушение договоренностей между Россией и Турцией относительно зон разграничения.

Потом, если территории займут протурецкие формирования, курды будут недовольны: они в этом случае теряют позиции. Значит, для нас открывается возможность для игры с курдами. Нашей задачей будет доказать курдам: США ради Турции вас «кинули». И давайте тогда Сирия будет вам помогать против турок. В этом случае под ударом курдов окажутся уже турецко-американские войска.

Но я, честно говоря, не уверен, что между США и Турцией достигнуты реальные договоренности по распределению районов и по силам, которые будут в них входить. Скорее, американцы пытаются турок обмануть — обещают им что-то, включая скидки на Patriot, лишь бы Анкара не сотрудничала с Москвой.


https://svpressa.ru/war21/article/199116/



Автор: (Sanctus Legion) Полный текст статьи: http://operline.ru/content/v-mire/erdogan-snova-udaril-putina-v-spinu.html

Последнее кольцо анаконды

Люди, далекие от геополитики, не придали большого значения новостям из Казахстана, сенат которого ратифицировал соглашение с американцами об использовании казахских портов для обеспечения транзита военных грузов США для Афганистана. И на первый взгляд, это действительно не такое уж важное событие: ну и пусть снабжают, подумаешь! Мы им в свое время позволили логистический центр в Ульяновске открыть: чем, дескать, казахи хуже? И если мы терпели НАТО у себя, то уж в Казахстане-то и подавно потерпим!


Вспоминают и авиабазу в Киргизии – открывали, а мы и не возражали, и вроде ничего, живы до сих пор. И стоит ли бить тревогу из-за того, что два казахских порта на северном Каспии, Актау и Курык, станут перевалочными базами США?

Да, вполне ожидаемо, что там появятся американские военные. И для обработки грузов, и для охраны персонала, ну и вообще, на всякий случай. Понятно, что для охраны «караванов» из Баку потихоньку создадут небольшую флотилию. Но ведь это Каспий, говорят скептики. Это внутреннее море, и авианосец туда не загнать! И это верно – авианосцев там не будет. Но быстренько наладить в Баку сборку относительно небольших судов, имеющих собственное противокорабельное и зенитное вооружение, американцы смогут – в общем, отнюдь не самая сложная задача.

А вместо авианосца построят базу в Актау – договор уже подписан, хотя четкой информации о конфигурации объекта у нас пока нет. Поэтому возьмем условное среднее арифметическое — небольшой аэродром, мощная наземная система ПВО и пара эскадрилий F-35B Корпуса морской пехоты США, расквартированные там «чисто из формальных соображений».

Конечно, такой вариант даже без авианосцев превращает наше безраздельное военное господство на Каспии в весьма условное «численное преимущество». Потому что, например, у нас на Каспии тоже нет авианосцев, да и крупных надводных кораблей других типов. А сумеем ли мы в ближайшем будущем что-то противопоставить F-35, вопрос пока открытий, и да простят меня адепты «не имеющих аналогов в мире».

Но и это, в общем, ерунда. Ну, подумаешь, из нашей орбиты быстренько уйдет Казахстан… За ним, видя такое дело, в очередь за американским печеньем выстроятся узбеки, туркмены и киргизы. Подумаешь, снабжение уже нашей базы в Таджикистане станет проблематичным… Равно как и, в случае чего, логистика на российско-иранском направлении.

Вот российско-казахстанская граница протяженностью многие тысячи километров и почти «голая» с точки зрения ПВО – это уже не ерунда. Тем более что вдоль этой границы на столь же многие тысячи километров тянется Транссиб. А это, простите, государствообразующая железная дорога, на которой держится весь наш экономический суверенитет и территориальная целостность.

Доступными для вражеской авиации, если что, станут традиционно тыловые города: Екатеринбург, Новосибирск, Кемерово. Тот самый «глубокий тыл», наличие которого спасло нас в Великую Отечественную.

Я хочу акцентировать один момент. Политическое вторжение американцев на Украину было чрезвычайно болезненно для нас в первую очередь с духовной и культурной точек зрения. Военная геополитическая компонента тоже имела место, и весьма серьёзно, но выхватив из американской пасти Крым, мы как-то смогли купировать негативные геополитические последствия.

Потеря же Казахстана совершенно точно станет для нас настоящей военной катастрофой. Точнее, ещё не военной (мы можем потерять его без единого выстрела), но уже где-то очень близко к тому. Это будет полной военной кастрацией РФ, после чего нам останется только «уронить короля» и ждать следующей «геополитической партии». Китай ждал второго шанса многие сотни лет.

И совсем не обязательно, что мы вообще дождемся его хоть когда-то…

Вероятно, начался последний этап окружения России из знаменитого плана "Анаконда". Последнее кольцо, которое должно будет окончательно задушить наши амбиции и зафиксировать РФ в роли бесправного поставщика энергоносителей для "золотого миллиарда", а потом и в американскую пешку в игре англосаксов против Китая.

Понятно, автор опять «кошмарит» читателя, поскольку на реализацию такого сценария потребуется в лучшем случае лет пять. А за пять лет ещё столько всего может случиться, что подумать страшно.

Но подумать все-таки надо. Хотя бы над тем, зачем американцам более сложный и затратный логистический маршрут, когда уже существующие справляются со снабжением американской группировки в Афганистане довольно неплохо. И зачем им «обеспечивать безопасность» нового маршрута. Точнее, от кого? Там, кроме РФ и Ирана, нет других претендентов на американские грузы. И если они могут попытаться пресечь этот поток, то именно потому, что он может быть направлен против их интересов.

На самом деле нам брошен давно ожидаемый, но от этого не менее опасный вызов. И от того, сможем ли мы его принять и адекватно ответить, будет зависеть очень многое. И прежде всего военная состоятельность России на ближайшие десятилетия.

Вариантов ответа у нас не так уж много. Их можно разделить на два типа – активный и пассивный.

Активный ответ – попытка не допустить роста американского влияния и военного присутствия в Средней Азии. И пока довольно сложно сказать, как этого можно добиться, не используя военную силу. Однозначно выигрышных вариантов пока не просматривается.

Экстремальный вариант активного ответа – раздел Казахстана и возвращение в состав РФ северных его областей с целью отодвинуть американскую военную компоненту как можно дальше от нынешних российских границ и промышленных центров Урала и Сибири. Вариант этот весьма «горяч», и вряд ли он станет возможен даже при нынешнем градусе международных отношений.

Пассивный ответ заключается в очередной программе перевооружения армии, укреплении ПВО на южном направлении, создание на среднеазиатском направлении мощной войсковой группировки, способной как отразить удар вероятного противника, так и нанести ему поражение на сопредельной территории.

Этот вариант выглядит довольно утопично как по причине нехватки времени, так и из-за огромных средств, которые мы вынуждены будем в него вложить. Хотя в отдаленной перспективе нам все равно придется укреплять это направление, и вот почему.

Среднеазиатский регион геополитически очень важен и для Китая. И не исключено, что при определенном раскладе нам придется разделить Среднюю Азию на зоны влияния именно с КНР. А значит, зона прямого соприкосновения с нашим могучим южным соседом увеличится, и это потребует от нас, как бы это помягче…
Правильно – не провоцировать Китай собственной слабостью.

Тем не менее, пассивный вариант ответа выглядит весьма сомнительным. А значит, если российское руководство адекватно оценивает ситуацию, мы можем уже к осени ожидать нового витка напряженности в отношениях Россия – НАТО.

И на этот раз весьма вероятно, что инициатива будет исходить уже от Москвы…





Автор: (Sanctus Legion) Полный текст статьи: http://operline.ru/content/v-mire/poslednee-koltso-anakondy.html

Последнее кольцо анаконды

Люди, далекие от геополитики, не придали большого значения новостям из Казахстана, сенат которого ратифицировал соглашение с американцами об использовании казахских портов для обеспечения транзита военных грузов США для Афганистана. И на первый взгляд, это действительно не такое уж важное событие: ну и пусть снабжают, подумаешь! Мы им в свое время позволили логистический центр в Ульяновске открыть: чем, дескать, казахи хуже? И если мы терпели НАТО у себя, то уж в Казахстане-то и подавно потерпим!


Вспоминают и авиабазу в Киргизии – открывали, а мы и не возражали, и вроде ничего, живы до сих пор. И стоит ли бить тревогу из-за того, что два казахских порта на северном Каспии, Актау и Курык, станут перевалочными базами США?

Да, вполне ожидаемо, что там появятся американские военные. И для обработки грузов, и для охраны персонала, ну и вообще, на всякий случай. Понятно, что для охраны «караванов» из Баку потихоньку создадут небольшую флотилию. Но ведь это Каспий, говорят скептики. Это внутреннее море, и авианосец туда не загнать! И это верно – авианосцев там не будет. Но быстренько наладить в Баку сборку относительно небольших судов, имеющих собственное противокорабельное и зенитное вооружение, американцы смогут – в общем, отнюдь не самая сложная задача.

А вместо авианосца построят базу в Актау – договор уже подписан, хотя четкой информации о конфигурации объекта у нас пока нет. Поэтому возьмем условное среднее арифметическое — небольшой аэродром, мощная наземная система ПВО и пара эскадрилий F-35B Корпуса морской пехоты США, расквартированные там «чисто из формальных соображений».

Конечно, такой вариант даже без авианосцев превращает наше безраздельное военное господство на Каспии в весьма условное «численное преимущество». Потому что, например, у нас на Каспии тоже нет авианосцев, да и крупных надводных кораблей других типов. А сумеем ли мы в ближайшем будущем что-то противопоставить F-35, вопрос пока открытий, и да простят меня адепты «не имеющих аналогов в мире».

Но и это, в общем, ерунда. Ну, подумаешь, из нашей орбиты быстренько уйдет Казахстан… За ним, видя такое дело, в очередь за американским печеньем выстроятся узбеки, туркмены и киргизы. Подумаешь, снабжение уже нашей базы в Таджикистане станет проблематичным… Равно как и, в случае чего, логистика на российско-иранском направлении.

Вот российско-казахстанская граница протяженностью многие тысячи километров и почти «голая» с точки зрения ПВО – это уже не ерунда. Тем более что вдоль этой границы на столь же многие тысячи километров тянется Транссиб. А это, простите, государствообразующая железная дорога, на которой держится весь наш экономический суверенитет и территориальная целостность.

Доступными для вражеской авиации, если что, станут традиционно тыловые города: Екатеринбург, Новосибирск, Кемерово. Тот самый «глубокий тыл», наличие которого спасло нас в Великую Отечественную.

Я хочу акцентировать один момент. Политическое вторжение американцев на Украину было чрезвычайно болезненно для нас в первую очередь с духовной и культурной точек зрения. Военная геополитическая компонента тоже имела место, и весьма серьёзно, но выхватив из американской пасти Крым, мы как-то смогли купировать негативные геополитические последствия.

Потеря же Казахстана совершенно точно станет для нас настоящей военной катастрофой. Точнее, ещё не военной (мы можем потерять его без единого выстрела), но уже где-то очень близко к тому. Это будет полной военной кастрацией РФ, после чего нам останется только «уронить короля» и ждать следующей «геополитической партии». Китай ждал второго шанса многие сотни лет.

И совсем не обязательно, что мы вообще дождемся его хоть когда-то…

Вероятно, начался последний этап окружения России из знаменитого плана "Анаконда". Последнее кольцо, которое должно будет окончательно задушить наши амбиции и зафиксировать РФ в роли бесправного поставщика энергоносителей для "золотого миллиарда", а потом и в американскую пешку в игре англосаксов против Китая.

Понятно, автор опять «кошмарит» читателя, поскольку на реализацию такого сценария потребуется в лучшем случае лет пять. А за пять лет ещё столько всего может случиться, что подумать страшно.

Но подумать все-таки надо. Хотя бы над тем, зачем американцам более сложный и затратный логистический маршрут, когда уже существующие справляются со снабжением американской группировки в Афганистане довольно неплохо. И зачем им «обеспечивать безопасность» нового маршрута. Точнее, от кого? Там, кроме РФ и Ирана, нет других претендентов на американские грузы. И если они могут попытаться пресечь этот поток, то именно потому, что он может быть направлен против их интересов.

На самом деле нам брошен давно ожидаемый, но от этого не менее опасный вызов. И от того, сможем ли мы его принять и адекватно ответить, будет зависеть очень многое. И прежде всего военная состоятельность России на ближайшие десятилетия.

Вариантов ответа у нас не так уж много. Их можно разделить на два типа – активный и пассивный.

Активный ответ – попытка не допустить роста американского влияния и военного присутствия в Средней Азии. И пока довольно сложно сказать, как этого можно добиться, не используя военную силу. Однозначно выигрышных вариантов пока не просматривается.

Экстремальный вариант активного ответа – раздел Казахстана и возвращение в состав РФ северных его областей с целью отодвинуть американскую военную компоненту как можно дальше от нынешних российских границ и промышленных центров Урала и Сибири. Вариант этот весьма «горяч», и вряд ли он станет возможен даже при нынешнем градусе международных отношений.

Пассивный ответ заключается в очередной программе перевооружения армии, укреплении ПВО на южном направлении, создание на среднеазиатском направлении мощной войсковой группировки, способной как отразить удар вероятного противника, так и нанести ему поражение на сопредельной территории.

Этот вариант выглядит довольно утопично как по причине нехватки времени, так и из-за огромных средств, которые мы вынуждены будем в него вложить. Хотя в отдаленной перспективе нам все равно придется укреплять это направление, и вот почему.

Среднеазиатский регион геополитически очень важен и для Китая. И не исключено, что при определенном раскладе нам придется разделить Среднюю Азию на зоны влияния именно с КНР. А значит, зона прямого соприкосновения с нашим могучим южным соседом увеличится, и это потребует от нас, как бы это помягче…
Правильно – не провоцировать Китай собственной слабостью.

Тем не менее, пассивный вариант ответа выглядит весьма сомнительным. А значит, если российское руководство адекватно оценивает ситуацию, мы можем уже к осени ожидать нового витка напряженности в отношениях Россия – НАТО.

И на этот раз весьма вероятно, что инициатива будет исходить уже от Москвы…





Автор: (Sanctus Legion) Полный текст статьи: http://operline.ru/content/v-mire/poslednee-koltso-anakondy.html