пятница, 9 июня 2017 г.

Увеличено финансирование секретных статей бюджета России

Дополнительные доходы бюджета Минфин отдает силовым ведомствам — 169 млрд рублей предлагается направить на финансирование секретных статей бюджета.
Во внесенных в Госдуму правительственных поправках в бюджет впервые за много лет не оказалось данных о полных расходах по функциональным направлениям, таким как оборона или безопасность.
25 мая правительство внесло в Госдуму законопроект о поправках в федеральный бюджет этого года. Впервые с 2008 года в пакете документов, внесенных в парламент, не оказалось информации о полных расходах бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации («Общегосударственные вопросы», «Национальная оборона», «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», «Национальная экономика» и т. д. — всего 14 разделов, в каждом из которых выделено еще до 13 направлений). Полные расходы — это открытые плюс закрытые (секретные) ассигнования. 
В результате парламент и общество могут лишиться инструмента, который позволял хоть как-то детализировать секретные расходы бюджета. Однако в Минфине не считают это проблемой и объясняют изменение большей ориентацией правительства на «программно-целевой подход». 
Правительство предложило увеличить общие расходы бюджета на 362 млрд руб. в 2017 году (относительно действующей версии закона о бюджете).
Доля закрытых расходов в федеральном бюджете в целом неуклонно растет с 2012 года и в прошлом году достигла постсоветского максимума в 21,7%, при этом секретные расходы есть практически во всех разделах бюджета. Уже в 2015 году доля секретных расходов составляла 20% (в бюджете США, например, лишь около 10%).
Из них только 193,4 млрд руб. идут по открытым статьям, а 168,4 млрд — секретно. Если раньше про секретные ассигнования можно было сказать, к примеру, что дополнительные закрытые расходы в 118 млрд руб. пойдут на прикладные научные исследования в области национальной обороны (один из подразделов бюджетной классификации), то сейчас такой возможности нет. 
В пояснительной записке правительство пишет, что «информация об изменении бюджетных ассигнований представлена в разрезе государственных программ Российской Федерации и непрограммных направлений деятельности». Раньше пояснительная записка была снабжена приложением, по которому были видны секретные расходы по разделам и подразделам, но теперь такого приложения нет.
Как правило, структура российского бюджета подается тремя способами: функциональный (по разделам и подразделам), программный (по программам и непрограммным мероприятиям) и ведомственный (по главным распорядителям бюджетных средств). Во всех трех измерениях Минфин давно представляет только открытую часть расходов, но специальное приложение к пояснительной записке давало возможность увидеть полную структуру расходов (вместе с закрытой частью) хотя бы в разрезе разделов и подразделов. 
Например, действующий закон о бюджете 2017 года показывает расходы на оборону страны в размере чуть больше 1 трлн. рублей (открытая часть), но общие расходы на это направление заложены в объеме 2,84 трлн. рублей — больше 50% засекречены.
Минфин недавно подготовил законопроект о совершенствовании формата и структуры федерального бюджета в целях «повышения прозрачности» бюджета, оптимизации его содержания и эффективности его составления и правки. Сложившийся подход нагружен «излишней детализацией и чрезмерным дублированием показателей бюджета», отмечает ведомство в пояснительной записке к этому законопроекту. Но от трех бюджетных измерений Минфин не планирует отказываться, следует из законопроекта. Минфин не видит никакого дополнительного засекречивания в бюджетных правках, следует из ответа пресс-службы министерства на запрос.
Минфину, который последовательно выступает за сокращение военных расходов и считает их бесполезными для экономического роста, пришлось объяснять, почему траты на ОПК в условиях жесткой экономии покоряют новые высоты. Оказалось, что 800 млрд нужны для того, чтобы досрочно расплатиться по кредитам оборонных предприятий, выполнявших гособоронзаказ, «освободить их от долговой нагрузки» и сэкономить на выплате процентов.
Речь идет о кредитах, предоставленных военным предприятиям под государственные гарантии для выполнения масштабной программы по перевооружению. Программу утвердили в 2010 году, — тогда Дмитрий Медведев предложил за 10 лет удвоить оборонные траты, — и общая сумма займов по ней составила 1,2 трлн. рублей.
Сейчас все-таки нужно дождаться дальнейших отчетов Счетной палаты по федеральному бюджету — она публикует в них сведения об общих расходах бюджета по разделам и подразделам. А вот Федеральное казначейство почему-то перестало публиковать такие данные в своих ежемесячных отчетах об исполнении бюджета начиная с февраля 2016 года.
Кстати, по показателю Индекс открытости бюджета Россия в 2015 году оказалась на 11 месте в рейтинге организации «Международное бюджетное партнерство» (МБП), опередив такие страны как Германия и Испания. В 2006 году Индекс открытости в России составлял 47 баллов, а в 2015 году — 74. Таких выдающихся успехов наша страна достигла благодаря усилиям Минфина. А в 2012 году к борьбе за открытость бюджета подключился бывший министр финансов Кудрин, продвигая еще одно «детище» Всемирного банка и МВФ — проект «Открытый бюджет». В свете этих несомненных достижений полагать, что российский бюджет излишне засекречен, совершенно несправедливо. В бюджете этого года властям пришлось ужиматься по всем направлениям расходов, но приоритетность остается прежней: это траты на оборону и на правоохранительную деятельность. Неудивительно, что когда в результате более благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры появляются дополнительные доходы, эти деньги распределяются именно таким образом. Засекреченность расходов можно объяснить только тем, что они, вероятно, каким-то образом связаны со сферой безопасности. Например, речь может идти о финансировании военной медицины или специальных военных учебных заведений. 
В целом проблема бюджета совершенно не в том, что увеличивается или уменьшается доля его закрытых статей, а в том, что правительство не хочет менять ни бюджетную, ни экономическую политику, и в последнюю очередь думает над увеличением доходов.

Полный текст статьи: http://operline.ru/content/ekonomika-i-finansy/uvelicheno-finansirovanie-sekretnykh-statey-byudzheta-rossii.html