понедельник, 16 апреля 2018 г.

Направленность Российской энергетической политики на взаимовыгодное сотрудничество, а не на политизацию энергетических отношений между странами.

За последнее время в мире произошло большое количество событий в той или иной мере изменивших структуру мировых энергетических рынков и характер межгосударственных отношений в сфере энергетики. Эти события требуют всестороннего осмысления. Меняются традиционные роли, приписываемые различным государствам: импортеры становятся экспортерами, в свою очередь экспортеры превращаются в крупные центры роста потребления. Добыча нетрадиционных видов газа и нефти вместе с увеличивающейся долей возобновляемых источников энергии ломает традиционные представления о мировом распределении энергоресурсов.

Будучи одним из крупнейших игроков на мировом энергетическом рынке и одним из крупнейших экспортеров энергоресурсов - Российская Федерация не может игнорировать изменения произошедшие в мировой энергетике и заинтересована в активном диалоге и поиску взаимоприемлемых решений со всеми участниками энергетических рынков.

В этой связи, особую значимость для РФ приобретает характер взаимоотношений с традиционными партнером в сфере энергетики - Европейским Союзом (ЕС). ЕС - крупнейший потребитель и импортер российских энергетических ресурсов, а также ключевой внешнеторговый партнер и важнейший инвестор, владеющий высокими технологиями, в которых нуждается РФ, в том числе, в сфере энергетики.

Стратегически важное для обеих сторон сотрудничество в энергетической сфере, получает свою постоянную основу, путем создания ключевого элемента взаимодействия в данной области - Энергетического диалога Россия - ЕС, охватывающего нефтяную и газовую отрасли, электрическую и ядерную энергетику, а также транспортировку энергоресурсов. Стоит отметить, что за долгий срок существования данного формата, в его рамках был наработан целый ряд существенных достижений, представляющий взаимный интерес для обеих сторон (разработка «дорожной карты» сотрудничества России и ЕС в энергетической сфере до 2050 года;

Автор: (Gennadij) Геннадий Гром Полный текст статьи: http://operline.ru/content/v-mire/napravlennost-rossiyskoy-energeticheskoy-politiki-na-vzaimovygodnoe-sotrudnichestvo-a-ne-na-politiza.html

Что будет с «Cуммой» и ее активами?

Арест совладельцев «Суммы» привел к остановке переговоров о продаже доли в группе НМТП «Транснефти». Слагаемые «Суммы» оказываются под вопросом.

Совладельцам и генеральному директору группы «Сумма» предъявлены обвинения в хищениях в особо крупном размере и организации преступного сообщества. Совладельцы группы компаний «Сумма» Зиявудин и Магомед Магомедовы, а также Артур Максидов, глава компании «Интекс», входящей в ее структуру, задержаны. Как заявили в МВД, задержанных подозревают в том числе в хищении государственных средств, выделенных на строительство объектов инфраструктуры и энергетики.

Напомню, владельцы группы «Сумма» братья Зиявудин и Магомед Магомедовы, а также глава компании «Интэкс» Артур Максидов были задержаны 30 марта. 31 марта они были арестованы по подозрению в хищении 2,5 млрд руб., в том числе выделенных на строительство объектов инфраструктуры и энергоснабжения. По оценкам Forbes, Зиявудин Магомедов в 2017 г. входил в число богатейших российских бизнесменов с состоянием в 1,4 млрд долл.

Основные активы группы «Сумма» сосредоточены в транспортных компаниях: 25,07% в «Трансконтейнере», 25% в «Новороссийском морском торговом порте» (НМТП), 32,5% — в компании «Дальневосточное морское пароходство» (одна из крупнейших судоходных компаний РФ, Far-Eastern Shipping Company, FESCO). Холдингу также принадлежит 50% минус 1 акция «Объединенной зерновой компании» и крупный пакет акций в «Новороссийском комбинате хлебопродуктов». Кроме того, «Сумма» владеет активами в топливно-энергетическом комплексе России (82% в «Якутской топливно-энергетической компании», ЯТЭК), а также рядом активов в строительстве — «ГлобалЭлектроСервис», «Стройновация», «Интэкс».

Именно с НМТП связана одна из самых распространенных версий атаки на Магомедовых. На приобретение акций компании в 2013 г. претендовала «Роснефть». Главный исполнительный директор компании Игорь Сечин обращался к президенту Путину с просьбой продать этой госкомпании принадлежавшие государству 25% НМТП. В январе 2014 г. Сечин просил премьера Медведева провести допэмиссию акций НМТП в пользу «Роснефти». Однако стать акционером ей тогда так и не удалось. Поэтому, по одной из версий, именно «Роснефть» могла быть заинтересована в срыве сделки «Транснефти» с «Суммой». 

Сделка по выкупу «Транснефтью» доли группы «Сумма» в Новороссийском морском торговом порту готовилась уже давно, а в последнее время она находилась в финальной стадии. Еще в феврале продажу одобрила ФАС, тем самым давая возможность «Транснефти» консолидировать контрольный пакет в 50,1% в своих руках. Стоимость и детали сделки не раскрывались, но на конец зимы пакет «Суммы» на Московской бирже оценивался в 41,2 млрд рублей.

В настоящий момент «Сумма» и «Транснефть» владеют 50,1% акций НМТП (через кипрский Novoport Holding Ltd.) на паритетной основе. Кроме того, оператор магистральных нефтепроводов лично контролирует еще 10,5% акций портового оператора через дочернюю компанию ЗАО «Транснефть-Сервис». Росимуществу принадлежат 20% акций порта. Структуры РЖД владеют 5,3% НМТП. Остальные акции порта находятся в свободном обращении. 

Однако сделке не суждено было состояться. 3 апреля оператор магистральных нефтепроводов на неопределенный срок свернул переговоры о выкупе акций НМТП с опальной группой «Сумма», сообщил советник президента «Транснефти» Игорь Демин, отметив, что у компании по-прежнему имеется стремление к увеличению доли в акционерном капитале НМТП. Известно, что срыв сделки был связан, в том числе, с различием позиций Магомедовых и «Транснефти» по поводу стоимости пакета, за который «Сумма» запросила 1,8 млрд долл., что в 2,5 раза выше его реальной рыночной стоимости. Демин уточнил, что на следующей неделе должно состояться внеочередное собрание акционеров НМТП с избранием нового состава совета директоров: монополист предлагает избрать председателем совета директоров НМТП представителя государства. 

В текущее время группа НМТП является третьим портовым оператором Европы и безусловным лидером на российском стивидорном рынке по объему грузооборота. В состав входят два крупнейших порта России: порт Новороссийск на Черном море, порт Приморск на Балтийском море, а также порт Балтийск в Калининградской области. Группа НМТП обработала порядка 18% общего грузооборота российских морских портов в 2017 году. В 2017 году грузооборот группы достиг 143,5 млн тонн. Консолидированная выручка группы НМТП по МСФО в 2016 году составила 865,5 млн долл., EBITDA — 675,5 млн долл. Через порт идет крупнейший поток зерновых российского экспорта. Кроме того, это самый большой канал поставки нефти за рубеж. В стратегии развития региона до 2030 заложена идея создания южного логистического хаба, в связи с чем роль порта будет повышаться.

Еще один транспортный актив Магомедовых — транспортная компания Fesco. «Сумма» владеет 32% головной компании холдинга — Дальневосточным морским пароходством. В Fesco входит порт во Владивостоке, 19 судов, пять терминалов, парк контейнеров и вагонов. Кроме того, Fesco управляет 25,07% «Трансконтейнера» — крупного контейнерного перевозчика в России.

На контрольный пакет контейнерного оператора «Трансконтейнер» появился новый претендент — РФПИ, согласно заявлению вице-президента РЖД Андрея Старкова. Фонд намерен приобрести у РЖД до 50% акций «Трансконтейнера». Ранее на пакет акций оператора претендовала группа «Сумма». Предложение «Суммы» пока не конкретизировано, что дает основания искать нового покупателя. Пакет в 50% плюс 2 акции контейнерного оператора «Трансконтейнер» оказался готов к продаже 2 апреля. Именно в этот день было объявлено о завершении реорганизации Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК, участниками являются железные дороги России, Белоруссии и Казахстана), в уставной капитал которой он был внесен. Теперь, после реорганизации, акции «Трансконтейнера» вернулись к ОАО РЖД. Оно продает их согласно принятому ранее решению правительства. На вопрос об интересе к «Трансконтейнеру» в «Сумме» ответили, что сообщат о планах в ближайшее время. 

Интерес к активу также подтвердили UCL Holding Владимира Лисина (собирался идти на конкурс в консорциуме с Mediterranean Shipping Company) и ГК «Дело» Сергея Шишкарева. Планы РФПИ, чей интерес к транспортному активу также был известен, оставались невыясненными. Теперь эти планы прояснились и Фонд заявил себя в качестве претендента. «Трансконтейнер» — крупнейший в России контейнерный оператор, владеет и управляет более чем 64 тыс. крупнотоннажных контейнеров и 24,5 тыс. вагонов-платформ для их перевозки. У оператора также есть сеть терминалов в России и Казахстане (через 50% в «Кедентранссервисе»), а также в Словакии. 5 апреля на Московской бирже этот пакет стоил почти 26 млрд руб.

Данная ситуация вокруг группы «Сумма», вероятно, выходит далеко за пределы обычной истории взаимоотношений крупного бизнеса и властей. По своей значимости для экономической и политической жизни России она вполне может оказаться сопоставимой с громким делом Юкоса 2003 года. Но с «Суммой» все сложнее. Ее экономические грехи и меру ответственности за них установит следствие. Между тем, в данной истории политики не меньше, чем экономики. Просматривается прямая аналогия с Юкосом. Ходорковский был в очень хороших отношениях с тогдашним премьером Михаилом Касьяновым, а также важным инвестором парламентских партий — КПРФ и Яблоко.

К каким политическим фигурам близка группа «Сумма»? Для инвестиционного сообщества и деловой прессы это не секрет. Называются традиционно вице-премьер Дворкович, его супруга Зумруд Рустамова и даже премьер-министр. Данную «группу» чиновников принято называть «системными либералами», ориентированными, прежде всего, на США. Владимир Путин все время, которое находился у власти, к ним относился если не с симпатией, то достаточно лояльно. Однако, вероятно, геополитическая ситуация сегодня столь острая и серьезная, что наличие прозападных фигур в российском истеблишменте становится всё менее допустимым. 

Можно с высокой вероятностью утверждать, что в мае российской «властной вертикали» грозят очень серьезные кадровые решения с далеко идущими последствиями. Конечно, вряд ли упоминаемые в СМИ «суперчиновники» разделят судьбу Улюкаева. Однако с высокой вероятностью прозападной властной «группы» просто не будет, как и бизнес-структур, входящих в данный политический блок. При этом макроэкономику, финансовые рынки или простых граждан данная история вряд ли затронет.

Пока владельцы группы «Сумма» находятся под следствием, объективно усиливаются позиции их конкурентов и контрагентов в отношении активов, которые группа намеревалась купить или, напротив, продать. Арест братьев Магомедовых, владельцев группы «Сумма», в итоге приведет к серьезным изменениям в оценке их активов. Наибольшие потери понесет Дальневосточное морское пароходство. 

Новороссийский морской торговый порт в цене потеряет незначительно, но именно он, с большой вероятностью, является основным активом, интересующим всех, кто готов побороться за возможное «наследство». Впрочем, смена руководства в таком стратегически важном предприятии как НМТП в любом случае будет связана с согласованием у высшего руководства страны, но, в конечном итоге, НМТП должен отойти к «Транснефти». Прогнозировать, как дальше будет вести себя «Сумма», особенно в преддверии выставления на аукцион и желанного актива в «Трансконтейнере», в сложившихся условиях достаточно проблематично.


Автор: (admin) Редактор Полный текст статьи: http://operline.ru/content/ekonomika-i-finansy/chto-budet-s-cummoy-i-ee-aktivami.html