Наиболее тяжелым фронтом работы Минкомсвязи под руководством Николая Никифорова стало выполнение все возрастающих требований спецслужб по контролю за электронными коммуникациями граждан.
По традиции каждый министр связи вносит свою лепту в укрепление безопасности страны и обеспечению возможностей спецслужб по перехвату электронных коммуникаций граждан. Не обошла эта участь и нынешнего главу Минкомсвязи Николая Никифорова.
В 2013 г. он расширил действие СОРМ-2. К тому моменту правоохранительные органы, и, в частности, ФСБ, хотели получать сведения об абонентах не только по их традиционным идентификаторам: паспортным данным, адресам проживания, IP-адресам и т.д.
Если абонентов фиксированного и мобильного интернета формально идентифицировали по их паспортным данным, то пользователей пунктов коллективного доступа в интернет (интернет-кафе) и Wi-Fi такое требование не касалось. В 2014 г., в рамках «антитеррористического пакета законопроектов» данный пробел был закрыт.

Интернет-провайдеры также должны будут хранить трафик за период до полугода, но лишь с 1 октября 2018 г., и для них будут ограничения по используемой емкости. Оператор должен будет задействовать емкость, необходимую для хранения трафика абонента за период в течение одного месяца до даты, как оператор согласует с ФСБ и Роскомнадзором запуску соответствующего оборудования.
Каждый год в течение пяти лет данная емкость должна увеличиваться на 15%. В 2022 г. правительству предстоит пересмотреть требования к хранению содержимого сообщений. В таком виде реализация требований Пакета Яровой обойдется крупным сотовым операторов в 30-40 млрд руб. на каждого.
Если вопрос о том, как заставить телекоммуникационных операторов выполнять требования «пакета Яровой», не стоит, поскольку в случае отказа они просто лишатся лицензий и прекратят работу, то с ОРИ (организаторы распространения информации в интернете) все гораздо сложнее.
Российское антитеррористическое законодательство предполагает блокировку доступа к ОРИ их отказа от выполнения требований закона. Реестр ОРИ Роскомнадзор завел осенью 2014 г., но первые два года в него входили только российские сервисы, а Роскомнадзор нарушителей не наказывал.
В то же время крупнейшие площадки: WhatsApp, Viber, Facebook - в реестре ОРИ так и не зарегистрировались, но и санкций к ним не применяли. А вот с Telegram вышло иначе.
Осенью 2017 г. ФСБ потребовала от Telegram ключи для дешифровки трафика его пользователей. В связи с отказом сделать это Роскомнадзор через суд добился блокировки Telegram.
Блокировка Telegram началась в апреле 2018 г. и привела к тяжелым для всего российского интернета последствиям. Telegram и его пользователи стали активно искать методы обхода блокировки. Рсокомнадзор стал блокировать все подсети, через которые может работать Telegram и сервисы для обхода блокировок.
В итоге к концу апреля 2018 г. в России было заблокировано около 18 млн IP-адресов (до начала блокировки Telegram общее число заблокированных в России IP-адиресов составляло лишь 30 тыс.). В числе прочих оказались заблокированы миллионы IP-адресов, принадлежащих «облачным» сервисам Amazon Web Services, Google, Microsoft Azure и т.д.

Финал данной ситуации пока неочевиден. Глава Минкомсвязи Николай Никифоров выразил удивление тем, что претензии предъявляются к Telegram, а не к Viber, WhatsApp и Facebook.
Будущему составу кабинета министров будет непросто. Желание спецслужб все больше контролировать действия пользователей электронных коммуникаций и их переписку все чаще создает проблемы телекоммуникационной и интернет-отрасли. Гигантские расходы, которые операторы должны будут понести на хранение содержимого переписки пользователей, могут отодвинуть запуски в России новых технологий, в частности, сетей пятого поколения сотовой связи (5G).
Автор: (admin) Администратор Полный текст статьи: http://operline.ru/content/v-rossii/minkomsvyazi-refleksiruet-pod-vliyaniem-spetssluzhb.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий