Судя по данным из официальных источников, доля современных вооружений в российской армии в 2017 году достигла 59%, а в 2020 году уверенно дотянется до 70%. 7 ноября итоги перевооружения ВС были подведены на коллегии министерства обороны РФ. Мужчины в погонах огласили и ряд цифр:
Уровень оснащенности войск современным вооружением по сравнению с 2012 годом удалось повысить почти в четыре раза. На сегодняшний день он составляет 58,9%. Набранные темпы позволят Министерству обороны гарантированно выполнить задачу по выходу к 2020 году на 70-процентный уровень оснащенности войск современными образцами вооружения и техники, — заявил глава Минобороны РФ Сергей Шойгу.
Военно-морской флот России за пять лет получил более 150 кораблей и судов, его боевые возможности возросли на 30%, сказал начальник Генштаба Герасимов. Морская авиация за этот период получила более 60 летательных аппаратов, уточнил он.
Как понять — возможности выросли на 30%? А что составляет тогда 1% этих возможностей?
Но хватит пустых придирок. По большому счету ясно, что полноценное перевооружение всей армии за 5−10 лет не под силу по экономическим причинам ни одному развитому государству на нашей планете, поэтому к соответствующим программам Российской Федерации надо относиться предельно спокойно. Часть советских и позднесоветских вооружений записали в современное оружие, что-то на бумаге подлатали, что-то модернизировали, а что-то действительно заново построили на основе все тех же позднесоветских разработок — например, подлодки проекта 955 Борей (в 2011 году планировалось ввести в строй к 2018 году 8 подводных крейсеров, но пока запустили только 4, а остальные — в стадии строительства).
Еще проще ситуация выглядит на примере танковых войск. На коллегии Минобороны РФ 7 ноября было заявлено:
Российские Сухопутные войска получили за пять лет более 10 тысяч современных образцов вооружения и военной техники, в том числе 3 тысячи танков и боевых бронированных машин.
Как понять — получили 3 тысячи танков? Откуда? Ведь с 2011 года российская армия официально не закупала основные боевые танки вообще — отказ был продиктован желанием дождаться платформы Армата (по этой же причине отказались и от закупок БТР-90). Арматы же нет до сих пор. Поэтому основу танкового парка армии из примерно 2700 машин (еще до 15−16 тысяч более старых танков находится на хранении), как и в 2012 году составляют одни и те же машины. Это модификации танка Т-72, вставшего на вооружение СССР еще в 1976 году и прекратившего производиться в 1985—1986 годах, а также различные модификации танка Т-80 (прекратил производиться в 1998 году, на вооружении состоял также с 1976 года). Первых насчитывается около 1950 единиц, вторых — 450 (все цифры примерные). Остальные машины представлены модификациями танка Т-90, который… в свою очередь является доработкой танка Т-72 (разработан в конце 80-х годов, на вооружении с 1992 года). Можно сказать, что почти вся российская армия оснащена танками 70−80-х годов прошлого века, часть из которых была модернизирована. Примерно такая же ситуация и с бронетранспортерами и машинами пехоты (БМП, самая свежая — БМП-3 на вооружении с 1987 года).
И никто уже не вспоминает амбициозные цифры из Государственной программы развития вооружений до 2020 года (принята в 2011 году с объемом в 20 триллионов рублей, сменила ГПВ 2008—2015 годов), согласно которой армия должна была получить 2300 совершенно новых танков (подразумевались Армата). Серийное производство этих чудо-танков в 2011 году планировалось на 2015 год, затем этот срок по доброй традиции стал уезжать, но пропаганда даже в этом году продолжала говорить о 2017−2018 годах. Сейчас наиболее реальным сроком указывается 2019 год. Армата формально еще проходит испытания в войсках (одновременно с испытаниями его пушки и снарядов), по итогам которых и будет принято решение, сколько ведомство Шойгу закупит этих машин Уралвагонзавода. Так что пока нам остается лишь утешаться новостями о том, что Запад не может создать конкурента танку Армата.
Плавный отказ военных от новых машин обусловлен не только откровенной технической сыростью изделий (поэтому Минобороны, например, предпочитает закупать модификации советского БТР-80, находящегося на вооружении с 1984 года, а не поощрять шедевры промышленного дизайна Бумеранг и Курганец-25), но и финансовыми проблемами. Танк Т-90, напомним, стоил для российского бюджета около 2 миллионов долларов в 2010 году. В 2015 году тогдашний глава Уралвагонзавода Олег Сиенко заявил, что стоимость Арматы будет начинаться от 3,7 миллионов долларов (230−250 миллионов рублей). Конечно, это дешевле чем западные аналоги, но нельзя забывать, что у РФ — это далеко не западная экономика. Плюс Минобороны сочло, что лучше за эти деньги модернизировать сразу 5−6 танков Т-72, чем ждать серийных Армат по цене о ли в 3, то ли в 4 миллиона долларов.
И здесь кроется первая важная особенность перевооружения последних 10 лет. С одной стороны, военные расходы РФ выглядят впечатляющими и грозными: третье место в мире после Китая и США, объем — до 70 миллиардов долларов (3,78 триллиона рублей в 2016 году плюс закрытые статьи). Это очень большие деньги, если учитывать, что весь объем экономики РФ в 2016 году составил 1,3 триллиона долларов в номинальном исчислении (а считать нужно только по номиналу). Но в абсолютном выражении они не выглядят чем-то особенным, если мы сравним РФ с военными державами второго-третьего уровня. Например, у такой совершенно пацифистской страны, как Германия, военные расходы в 2016 году составили… 35 миллиардов евро (около 38 миллиардов долларов). Всего-то в 2 раза меньше, чем у РФ.
При этом у Германии нет стратегических ядерных сил, нет нескольких флотов и эскадры атомных подводных ракетоносцев, нет военно-космических сил, нет 20 тысяч танков в наличии и на хранении, да и вообще численность бундесвера не дотягивает до 180 тысяч солдат и офицеров (при 250 танках)! И доля военных расходов в номинальном ВВП у ФРГ составляет чуть более 1% в отличие от почти 5% у РФ. Чем ответит РФ Западу, если тот действительно начнет гонку вооружений (предположим такое)? Если бюджеты стран НАТО, как это требует руководство альянса, начнут тратить на оборонку до 2% от ВВП? Ведь даже сейчас совокупный бюджет стран НАТО (без США и Канады) составляет более 250−260 миллиардов долларов.
Чем будут противостоять агрессивному НАТО Министерство обороны? Разорившимся Уралвагонзаводом, который с трудом сводит концы с концами, и на немецких станках кое-как модернизирует древние советские танки Т-72? На заводе, кстати, средняя зарплата рабочих составляет 20−30 тысяч рублей (300−400 евро) и они вынуждены прибегать к итальянской забастовке, чтобы выбить свои деньги и добиться повышения нищенских зарплат.
Впрочем, это все лирика.
Вторая неприятная особенность заключается в том, что в 2009—2011 годах в РФ произошел отход от давних военных традиций — дешевой армии. Ведь основные расходы в любой армии — это не даже не закупки вооружений, а люди. А человек в российской/советской армии всегда на 90% представлял из себя бесплатного призывника с самым минимальным набором расходов на его содержание. Все помнят зубоскальство отдельных блогеров о том, что де американцы не умеют воевать без туалетной бумаги? Ну так вот — нынешняя российская армия пошла по западному пути. У нас в последние годы резко увеличилось количество контрактников, в ней нарастили гражданский персонал, ввели коммерческий аутсорсинг, и самое важное — повысили зарплаты людям в погонах.
С 2012 года по 2016 год на службу в армию по контракту были призваны 330 тысяч человек, на 2017 год их количество в вооруженных силах достигло 405 тысяч человек (плановый уровень — 425 тысяч человек). В 2018 году планируется довести численность контрактников в армии до 500 тысяч человек (тогда как призыв в 2017 году составил 142 тысячи весной и 134 тысячи новобранцев осенью).
Сейчас почти 30% бюджета Минобороны РФ — это только выплаты военнослужащим по зарплате! В 2018 году бюджет потратит на выплаты денежного довольствия военнослужащим и приравненным к ним по статусу лицам 2,27 триллиона рублей (13,8% общих расходов бюджета)! На индексацию зарплат силовикам потребуются в ближайшие 3 года еще не менее 300 миллиардов рублей. Конечно, эти цифры включают в себя не только военнослужащих, но и приравненных к ним сотрудников ФСБ, ФСО, МЧС, Росгвардии (доля именно военнослужащих чуть более 1,2 триллиона рублей) общей численностью до 4 миллионов человек.
При этом силовик — это вам не частный обыватель. Этому человеку, помимо денежного оклада, надо обеспечить питание (минимум трехразовое), обмундирование, спецодежду, бесплатное жилье (для офицеров — квартиры, для солдат и сержантов — казармы, всего только в 2016 году Минобороны ввело более 2 миллионов квадратных метров жилья в эксплуатацию), разнообразные социальные льготы, и все остальное вплоть до социальной инфраструктуры (детские сады, школы, ведомственные пансионаты, санатории, больницы, поликлиники со штатом и так далее). При этом надо понимать, что силовик не производит никакой прибавочной стоимости, он не вносит вклад в ВВП страны, он просто находится на содержании бюджета. Сделать его содержание откровенно нищенским уже невозможно — люди разбегутся. Поэтому в государственной концепции РФ официальная зарплата военнослужащих должна быть не ниже средних зарплат во всех отраслях экономики.
Для того чтобы жалованье военнослужащих не опускалось ниже средних зарплат в ведущих отраслях экономики, Минобороны в ходе подготовки проекта федерального бюджета разработало и направило в Минфин два варианта расчетов по индексации денежного довольствия военнослужащих, сообщалось в заключении оборонного комитета, но эти предложения „не нашли своего отражения“ в итоговом проекте бюджета. На сколько предлагало индексировать оклады военных Минобороны, в документе не говорится.
Найм одного нового военного специалиста или закупка единицы вооружения — это новые и дополнительные расходы. Один новый танк — это расходы на ГСМ, на обустройство места его хранения, найм техников и так далее. Найм одного контрактника (даже если он получает всего 500 долларов) — это новые расходы на еду, одежду и так далее.
Тут нельзя взять и просто остановиться. Например, Минобороны в 2014—2015 годах закупило для военнослужащих более 1 миллиона комплектов всесезонного полевого обмундирования (ВКПО). К осени 2016 года выяснилось, что их уже не хватает в войсках. Значит, такие закупки надо вести регулярно, а не разово. Тоже самое касается продуктов питания, топлива, патронов и т. п. расходных материалов вплоть до туалетной бумаги. Сэкономить сильно на людях не получится, иначе будет украинская армия.
Рост армии — это еще и гигантские расходы на инфраструктуру. Выяснилось пару лет назад, что складская система Минобороны РФ неадекватна и устарела. Нужно строить (по стандартам НАТО) новые производственно-логистические комплексы (ПЛК). Стоимость программы строительства 24 таких — это сотни миллиардов рублей, которых по факту нет.
Дальнейшее наращивание военных мускулов РФ выглядит малоосмысленным на фоне падающей экономики. И если от роста расходов на оборонку и госбезопасность РФ отказываться не собирается, то уже в 2018—2019 годах придется принимать стратегическое решение. Либо забирать миллиарды долларов из офшоров у олигархов, либо идти на снижение и так невысокого уровня жизни основной массы населения.
Полный текст статьи: http://operline.ru/content/v-rossii/armiya-rossii-usilivaemsya-za-schet-zatyagivaniya-remney.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий