суббота, 27 мая 2017 г.

«Суверенная глобализация» Китая наносит удар по доминанте США. Чем рискует Россия?

Председатель КНР Си Цзиньпин в своём выступлении прямо заявил курс на «суверенную глобализацию», что идеологически наносит удар по положению США как нынешнего лидера глобализации, которые в работе форума практически не участвовали, как, впрочем, и американские союзники — представители Евросоюза. В западных СМИ, напротив, проект подвергался некоторой критике в связи с тем, что он «направляется сугубо Китаем», и Запад не в силах внести какие-либо коррективы. Кроме того, пока не ясно, как делать инвестиции в данный проект.
Форум стал также большим саммитом, в котором приняли участие представители около 130 стран мира, притом 29 из них были представлены чиновниками высокого уровня — президентами страны или премьер-министрами. Большое количество гостей стало также подтверждением китайской «заявки на лидерство».
Участие Владимира Путина в качестве особо важного гостя было подчёркнуто тем, что ему предоставили слово вслед за Си Цзиньпином. После российского президента выступили генеральный секретарь ООН, главы Турции, Индонезии и других стран АСЕАН и Ближнего Востока. Также от России выступил министр финансов России Антон Силуанов.
Первой ключевой темой стала траектория «Шёлковых путей», которых будет несколько, вопреки китайскому девизу «Один пояс — один путь». 
В состав Пояса должны войти три трассы: северная (которая особенно важна для России), центральная (к странам Персидского залива) и южная (через Индокитай к островам Индийского океана). При этом именно северный маршрут станет важнейшим, так как будет вести китайские товары в богатую Западную Европу с полумиллиардом потребителей.


Примечателен отказ премьер-министра Индии Нарендры Моди приехать на саммит в Пекин. Это, возможно, означает, что Индия сохраняет претензии на некоторые территории Пакистана и Китая, которые считает своими. 
Кроме того, в предложенном Китаем варианте — через Среднюю Азию и Турцию, Россию на север Европы Индия не может возить товары через Пакистан или вблизи него (например, через Тибет до Дели) из-за претензий Пакистана на часть индийских штатов — Джаммы и Кашмира. В то же время, Индия в любом случае получает выгоду от проекта. Она, очевидно, будет задействована в перевозках по морю, а если Китай решится на постройку железной дороги через Мьянму на Бангладеш, это немедленно увеличит улучшит перевозки из Индии в КНР.
Риски для России
Данный проект сулит России определённый выигрыш, поскольку в любом случае укрепляет её позиции в качестве геостратегического участника международной жизни. РФ готова выступать здесь вместе с Китаем теми игроками, которые меняют правила игры. Это также повышает «вес» Москвы в переговорах с США и ЕС. Кроме того, у России возникают возможности для инвестиционного сотрудничества. 
В то же время, намечаются по меньшей мере три разногласия между Россией и Китаем по данному проекту.
Во-первых, как можно заметить из текстов выступлений лидеров, нет согласия в вопросе о мере подконтрольности проекта Китаю. Пекин ожидаемо намерен достаточно жёстко контролировать взаимоотношения стран-участниц китайского проекта и определять его параметры, поскольку Китай намерен по большей части финансировать этот проект сам. Владимир Путин предлагает иную схему сотрудничества между уже существующими блоками государств — с участием ЕАЭС как единой организации, отстаивая российские интересы и ослабляя китайский контроль.
Во-вторых, неясно место России в проекте, где она пока не является «официальным партнером», не определяет параметры проекта и не может рассчитывать на большие инвестиции. 
В-третьих — вызывает вопросы траектория этого пути.
Россия безусловно заинтересована в том, чтобы задействовать две имеющиеся сегодня железнодорожные ветки — «Транссиб» и БАМ. В то же время, Пекин не устраивает низкая пропускная способность этих магистралей, он желал бы увеличить пропускную способность Транссиба в три раза, для чего потребуются значительные инвестиции и масштабные работы по модернизации дорог и инфраструктуры. Ещё в 2013 году Китай и Россия обсуждали «Шёлковый путь», который входил бы в Россию через Монголию и на 7—8 тыс. км пролегал бы по российской территории. Далее в Европу он шёл бы через Киев или Минск. 
Не найдя консенсуса в вопросах финансирования проекта, две стороны стали прорабатывать второй вариант — вхождение «Шёлкового пути» в Россию на Алтае (через Барнаул и Новосибирск) либо через Казахстан. 
Нынешний проект «Шелкового пути» пролегает вообще мимо России — через Стамбул. Впрочем, одна из веток через Киев и Брянск должна пойти в Москву, а оттуда — на запад по маршруту «Минск-Варшава».
Как представляется, несмотря на сомнительную рентабельность первого и второго варианта перевозок для проекта в целом (от Пекина до Лондона), Россия всё же обязана попытаться занять ключевое место в данном перспективном проекте, поскольку, во-первых, это повлечёт «политические дивиденды» и, во-вторых, сделает вполне рентабельными локальные перевозки (Пекин-Москва, Хабаровск-Москва и т. п.).
Проект «Шелкового пути», судя по намерению Китая жёстко контролировать его реализацию, может в перспективе вылиться в политический аналог «движения неприсоединения». Хотя Индия от встречи уклонилась, для неё это не снижает выгод от проекта и не наносит ущерба самому плану «Шёлкового пути». В то же время, Россия на данный момент уклоняется от прямого участия в проекте, который подвергается критике со стороны Запада. 
Как представляется, у России есть прямые резоны изменить параметры проекта и всё же задействовать свою территорию. Развитие российских железнодорожных магистралей обернулось бы выгодой в перспективе и увеличило бы политический вес России в мире. Кроме того, не все из выбранных Китаем стран для возможной «прокладки» «Шёлкового пути» — Казахстан, Киргизия, Узбекистан или Таджикистан, Туркмения, Иран, Ирак, Турция, Болгария, Румыния, Украина — являются «беспроблемными». Достаточно развитая экономика России и сильная армия могут в долгосрочной перспективе служить гарантами проекта. 

Полный текст статьи: http://operline.ru/content/v-mire/suverennaya-globalizatsiya-kitaya-nanosit-udar-po-dominante-ssha-chem-riskuet-rossiya.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий