В боевых действиях террористической группировки ИГИЛ «шахид-мобили», если не считать неизбежной при самоподрывах убыли боевиков, играли и до сих пор играют существенную роль, позволяя обеспечить доставку огромного количества взрывчатки непосредственно в район сосредоточения противника, что в ряде случаев сравнимо с прямым попаданием мощной авиабомбы.
Если на начальных этапах смертники использовались в основном для запугивания населения и властей, взрываясь в набитых взрывчаткой машинах преимущественно у правительственных зданий и в жилых кварталах среди гражданского населения, то сегодня на передний план вышло массовое применение «шахид-мобилей» против регулярных войск. Интересно, что тактика суицида на колесах тоже менялась со временем, в зависимости от того, наступали бандформирования или отступали.
Как правило, «шахид-мобили» использовались для подрыва в одном или нескольких местах укрепленной линии обороны, создавая в ней бреши, через которые проникали уже пешие боевики, пользуясь дезорганизацией обороняющихся в месте взрыва. Однако эта тактика не всегда приносила успех, поскольку, не имея возможности уточнить ширину линии обороны и характер укрепления, террористы часто взрывались без особенного эффекта на линии внешнего периметра.
Понятие «шахид-мобиль» не следует смешивать с другим устоявшимся термином «джихад-мобиль». Если в первом случае конструкция транспортного средства имеет в основном только фронтальную защиту только для того, чтобы сохранить жизнь смертника до точки его подрыва, то «джихад-мобиль», наоборот, должен обеспечить сохранение жизни и здоровья боевиков до вступления их в бой или на марше. Поэтому «джихад-мобиль», в отличие от «шахид-мобиля», оснащается защитой со всех сторон.
Образцовый "джихад-мобиль".
Типичный "шахид-мобиль"
Особенно массовое применение террористами ИГИЛ «шахид-мобилей» имеет место с начала штурма Мосула иракскими войсками при поддержке коалиции. На сегодняшний день, с 16 октября 2016 года, когда было объявлено о начале штурма Мосула, зафиксировано более 950 случаев применения террористами ИГИЛ «шахид-мобилей» против наступающих войск. Но, несмотря на массовость их применения и нескончаемой пропаганде ИГИЛ о высокой результативности автосуицида, лишь около 30% смертников сумели достичь боевых порядков правительственных сил, причем пик результативности пришелся на декабрь 2016 – январь 2017 годов, когда войска вошли непосредственно в пригороды Мосула и в районы городской застройки.
Плоский рельеф местности на подступах к Мосулу дает возможность передовым постам разведки вовремя выявить бомбу на колесах по внешнему виду и своевременно изготовиться войскам. Поражение «шахид-мобиля» производится из всех видов оружия, однако применение стрелкового оружия, за исключением крупнокалиберного, имеет весьма небольшой эффект – толщина стальных листов обшивки автобомбы достигает 20 мм. Гораздо надежнее зарекомендовали себя ПТРК типа «Корнет» и «Милан», а также огонь танков, однако не всегда в распоряжении атакуемых смертниками подразделений есть такие средства.
Кроме того, правительственные силы выработали ряд тактических приемов, позволяющих обезвредить «шахид-мобиль» еще до вхождения в зону поражения с армейских позиций. При обнаружении смертника, навстречу ему на большой скорости выдвигаются два-три бронированных внедорожника с автоматчиками, которые, заходя сзади и с флангов, обстреливают «шахид-мобиль» с незащищенных сторон, что практически в 100% случаев приводит к уничтожению смертника. При этом атакующие держатся на расстоянии 200-300 м от машины смертника, сами находясь вне зоны поражения не только в случае подрыва «шахид-мобиля», но и с позиций террористов, так как те используют смертников там, куда сами не могут достать.
В условиях города проблема автосмертников стоит гораздо острее – «шахид-мобиль» невозможно выявить по внешнему виду и предугадать его появление, разве что если кто-то успеет заметить пропагандистский съемочный беспилотник над предполагаемым местом самоподрыва смертника. Поэтому армейцы пытаются с ними бороться блокированием прилегающих улиц надолбами, выставленной техникой, перегораживающей проезд или вкапыванием в землю металлических труб, опускаемых в 50 см шурфы и затем извлекаемые для новой установки по мере продвижения. Одновременно на господствующих крышах выставляются стрелковые посты с задачей уничтожения выявленного террориста. Неожиданно хороший эффект дала повалка на дороги обычных столбов, которых в Мосуле еще осталось с избытком – низкая посадка машины не дает возможности смертнику преодолеть это неожиданное препятствие.
Изготовление «шахид-мобиля» не такая простая задача, как кажется на первый взгляд, в бытовых условиях его склепать сложно, так как не у каждого найдется в месте проживания сварочный аппарат и достаточное количество толстой листовой стали. Поэтому в оплотах ИГИЛ – в Ракке и Мосуле – это производство поставлено на поток на имеющихся мастерских, оказавшихся в распоряжении террористов. Несмотря на то, что целевое производство там полностью уничтожено, тем не менее, возможности кустарного изготовления примитивных поделок там имеется, а сейчас оно направлено, главным образом, именно на выработку разного рода «изделий» для боевых действий.
Однако фабрика – это фабрика. Среди ИГИЛоидов, так же, как среди наиболее продвинутой и прогрессивной молодежи в той же Чечне, Ингушетии и Дагестане, существует своя собственная мода тюнинга личного автотранспорта. Если у нас это выражается в посаженных приорах, «люстрах» в передней части автомобиля и в украшениях его неожиданными молдингами и спойлерами а-ля «сушилка для трусов», то у адептов ИГИЛ мода как раз крутится вокруг суицида "во имя Аллаха", поэтому самым крутым считается оформить свое авто под манер «шахид-мобиля». Особым шиком считается подарить «шахид-мобиль» сыну или отцу, в первом случае в знак веры в чадо, а во втором – в качестве выражения сыновней почтительности, на манер Древнего Египта, где высшим выражением сыновней любви к родителям считалось подарить им персональную усыпальницу.
Эту работу выполняют как самостоятельно, так и в официальных «автомастерских» ИГИЛ, благо в этом случае работы делаются со скидкой 50% со взятием обязательства использовать свой тюновый «шахид-мобиль» по назначению, если прикажут. Поэтому игилядский молодежный бомонд предпочитает оформлять тачки у частников, а когда «родина приказывает», делают подрывы крайне неохотно, предпочитая бежать, благо короткие штанишки не цепляются ни за что и убегать не мешают.
Однако со временем суицидников все меньше и меньше. Срабатывает давно известный эффект камикадзе, поначалу добивавшихся хороших результатов из-за неожиданной тактики смертничества. Но в последующих боях процент успешных атак смертников на американские корабли стал настолько ничтожен, что американцы стали называть камикадзе, в насмешку японцам, «бака-бомб» (бака- дурак, дурацкий (яп.). Так что среди арабов уже появляется наименование «канабилюн сахифа) в отношении ИГИЛовских смертников. Канальи, одним словом.
Век каналий остался недолгим. ИГИЛ неумолимо теряет все свои активы и вскоре от них не останется ничего, кроме разрозненных бандформирований, налетами терроризирующих отдельные населенные пункты, ибо без производственных мощностей, без агитации и пропаганды их ждет та же судьба, что и на российском Северном Кавказе, где, потеряв базовые элементы, в прошлом мощные бандгруппировки выродились в мелкие криминальные шайки, без особого труда уничтожаемые в спецоперациях, и предпочитающие прятаться на конспиративных квартирах.
Полный текст статьи: http://operline.ru/content/v-mire/papa-kupil-shakhid-mobil-.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий