Новый план уничтожения ИГИЛ, анонсированный полтора месяца назад новым американским президентом Дональдом Трампом, но так и не представленный широкой публике, начинает обретать зрительные очертания.
Во-первых, стратегия «нового плана», несмотря на внешнюю схожесть в методах, весьма отличается от прежнего варианта, разработанного и предложенного руководителем планирования боевых операций против ИГИЛ в Ираке и в Сирии генерал-лейтенантом Шоном Макфарлэндом. Предыдущий план подразумевал последовательное блокирование и полную зачистку от боевиков ИГИЛ населенных пунктов всей мощью коалиционной группировки, главными ударными силами которой на земле являются армия Ирака, группировки так называемой «вооруженной оппозиции», шиитские формирования «Хезболлы» и курдские отряды. После полного освобождения одного города, по плану, намечался переход к другому и далее по очереди.
Однако такой характер боевых действий подразумевал длительную осаду, чреватую затягиванием на годы. И, как ни удивительно, катализатором изменения боевого планирования выступили успехи сирийской армии при поддержке российских специалистов.
Штурм и освобождение Алеппо, которому предрекали роль якоря, мертвым грузом висящего на шее истощенной сирийской армии, оказались намного быстрее, чем рассчитывали руководители антиигиловской коалиции, возглавляемой США. К тому же освобождение огромного города непрерывно сопровождалось масштабными гуманитарными акциями, от доставки продовольствия и развертывания госпиталей до свободных коридоров по выходу осажденных боевиков, что оставило многочисленные претензии к Сирии и России не более, чем надрывной пропагандой, не оставившей после себя внятных воспоминаний.
Напомню, что в том же Мосуле никаких гуманитарных акций не проводится, а население не эвакуируется, а бежит, как может и куда может. И куда-то внезапно подевались «оскароносные» «Белые каски», испарившиеся вместе с изгнанием боевиков из Алеппо (видимо, вручение «Оскара» стало завершающей красивой точкой в их существовании).
Не последнюю роль сыграло и блестящее «примирение сторон», с помощью которого удалось заручиться лояльностью местных баев и обезопасить правительственные силы САР от нападений со стороны внутренних банд, исключив помехи в их продвижении.
Поэтому долгоиграющую стратегию выдавливания ИГИЛ надо было менять. Тем более, что основные приоритеты оставались прежними: сколачивание разношерстных оппозиционных группировок в единую силу под одним командованием, которая в дальнейшем будет способна контролировать занятую территорию и косвенно представлять интересы США на внешнеполитических переговорах.
И это американцам удалось. Несмотря на до сих пор сохраняющиеся разногласия в среде «Демократических сил Сирии», они управляемы, действуют по согласованному плану и представляют одну из сторон сирийского конфликта на международных площадках, сперва в Женеве, теперь в Астане.
Именно в связи с этим, а также с установлением плотных контактов на уровне командования коалиционной и российской группировками, стало возможным внести изменения в прежний план, а именно – теперь коалиция, из-за объединения «Демократических сил Сирии» и намного уменьшившегося в размахе театра боевых действий, располагает значительно большим количеством боеспособных сил и их плотностью. Новый план подразумевает сочетание осады и огневого поражения сразу нескольких населенных пунктов, являющихся опорными базами ИГИЛ.
Сейчас одновременно с продолжающимся штурмом западного Мосула и Таль-Афара, полностью блокирована так называемая «столица» ИГИЛ – город Ракка. В кольце блокады, отстоящем от Ракки на 5-6 км, состоят в основном силы курдов и «Демократических сил Сирии». В то же время, как и в случае с Мосулом, необходима координация усилий по овладению этим городом со стороны американского командования, а также огневая поддержка штурмующих группировок. Поэтому неделю назад в Сирию была направлена значительная, до тысячи человек, группа американских военнослужащих из состава 11-го экспедиционного отряда морской пехоты США, совершившая морской переход из Сан-Диего в Джибути, а затем через Кувейт и Ирак, в Сирию.
В ней не только советники, это полностью действующее формирование, предназначенное для участия в боях за Ракку. Правда, в основном это будет касаться не личного участия американских морпехов, а управления огневыми средствами и системами, такими как РСЗО HIMARS и 155-мм гаубицами М777, которые также прибыли к Ракке.
В то же время военнослужащие 75-го полка рейнджеров армии США с вооружением и техникой типа тяжелых бронированных машин «Страйкер» обосновались в г. Манбидж, официально – для предотвращения возможных боестолкновений между сирийской и турецкой армией, а также их действий против оппозиции или курдов соответственно, а неофициально – для обозначения границы, далее которой ни сирийцы, ни российские военнослужащие, не должны продвигаться.
Огневую поддержку штурма Ракки планируется осуществлять с оборудованных позиций с дистанции примерно в 20 км, при том, что эти позиции будут тщательно охраняться, а их местоположение будет известно только американскому командованию. Подобные меры предосторожности вызваны печальным инцидентом с огневой группой 26-го экспедиционного отряда морской пехоты (Кемп-Леджен), которая развернулась 18 марта 2016 года южнее Мосула, а уже на следующий день, 19 марта, была атакована боевиками ИГИЛ с помощью НУРС. При обстреле погиб один военнослужащий, а еще как минимум четверо получили ранения различной тяжести.
Помимо применения обычных снарядов предусматривается также варианты стрельбы управляемыми снарядами «Эскалибур», способными достигать цели с использованием наведения по GPS на дистанции свыше 35 км, однако при высокой точности современных артиллерийских систем их применение, возможно, не будет постоянным вследствие дороговизны и не слишком доступных способов уточнения результатов стрельбы.
Следует указать, что перемещение дополнительных сил американской армии в Сирию произошло без явного согласования с официальным Дамаском, который немедленно возмутился и назвал это «вторжением» и «оккупацией». Однако, учитывая прошедшую на днях в турецкой Анталье встречу начальника Генерального штаба ВС РФ В. Герасимова с турецким и американским коллегами, начальником генштаба ВС Турции Хулуси Аккаром и председателем Объединенного комитета начальников штабов США Джозефом Данфордом, надо полагать, что переброска американских морпехов была заранее согласована между сторонами, а возмущения Дамаска носят некий дежурный характер.
Если попытаться спрогнозировать развитие обстановки, то существует вполне реальная возможность того, что стороны уже договорились о послевоенном (термин условный) разделении зон ответственности в Сирии на манер Берлина после победы над гитлеровской Германией. Что будет происходить в дальнейшем, когда на севере и востоке Сирии образуются территории, неподконтрольные правительству Сирии, и управляемыми «Демократическими силами Сирии» и курдскими отрядами, можно только предполагать. Возможно, не уступив своей территории под Курдистан, Турция будет только рада снятию наболевшей проблемы за счет Сирии, а сама Сирия удовольствуется сохранившимися территориями до Эль-Баба и по руслу Ефрата, приступив к зачистке остальных провинций от оставшихся в них боевиков ИГИЛ и группировок, входящих в «Джебхат ан-Нусра».
Полный текст статьи: http://operline.ru/content/v-mire/stolitsa-igil-rakka-blokirovana-chto-dalshe.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий