Ещё одним важнейшим событием, значение которого трудно переоценить, стал раздел Каспийского моря (соответствующая конвенция разрабатывалась с 1996 года). Президент России Владимир Путин назвал саммит, на котором подписали соответствующую конвенцию, «эпохальным», а сам документ многие комментаторы назвали «конституцией» Каспийского моря.
Это стало возможным благодаря двум факторам: Россия поступилась своим правом вето на прокладку газопровода из Туркмении в Азербайджан, а Иран перестал настаивать на разделе Каспия на пять равных частей, что не устраивало остальных каспийских партнеров.
Ряд наблюдателей фиксируют очевидные выгоды от соглашения для Москвы.
Россия согласилась частично отказаться от права вето в обмен на то, что все страны региона подтвердили запрет на дислокацию в Каспийском море иностранного военного присутствия — США и стран НАТО. В то же время, РФ оставила за собой право свободно оперировать зеркалом Каспия — водной поверхностью, за исключением территориальных и рыболовных зон — для работы Каспийской флотилии.
Согласно конвенции, акватория Каспия делится на внутренние и территориальные воды (15 морских миль для каждой страны), рыболовные зоны с исключительным правом на промысел (ещё 10 морских миль) и общее водное пространство. В общем пространство сохраняется свобода мореплавания для судов под флагами прибрежных стран.
Судоходство, рыболовство, научные исследования и прокладка магистральных трубопроводов проводятся по согласованным правилам с учётом экологического фактора.
Дно и недра будут поделены странами между собой после заключения двусторонних соглашений.
Раздел Каспия открывает новые возможности для всех прикаспийских стран.
Так, Россия к 2025 году в районе Каспийска построит новый глубоководный порт для приёма большегрузных судов с полезной нагрузкой от 15—25 тыс. тонн, о чём в ходе саммита сообщил российский президент Владимир Путин.
Конвенция подтвердит геополитическое доминирование России в регионе и предотвратит создание там опорного пункта США и НАТО. Демаркация границ ликвидирует неопределенность и укрепляет безопасность на юге России.
Туркмении конвенция позволит протянуть по дну Каспия «Транскаспийский газопровод» и присоединиться к «Южному газовому коридору» и далее — к Трансанатолийскому газопроводу (TANAP), по которому газ идёт через Азербайджан, Грузию, Турцию в Евросоюз. Ранее его строительство блокировала Россия, поскольку возрастала конкуренция «Турецкому потоку».
Азербайджан теперь сможет задействовать на полную мощность трубопровод «Южный газовый коридор».
Для России это означает снижение конкурентного давления на неё со стороны прикаспийских стран на азиатском направлении: прежде существовавшее препятствие для Транскаспийского газопровода вынуждало их также стремиться в Азию.
Казахстан диверсифицирует свой нефтеэкспорт: к рынкам России и Китая добавится транзитный поток через Азербайджан — от нового порта Курык танкерами и паромами до железной дороги.
Россия также, вероятно, придёт с инвестициями в будущие инфраструктурные проекты для разработки нефтегазовых месторождений Туркмении.
Неочевидное последствие соглашения: прикаспийские страны убрали ряд уязвимостей и сделались более стойкими к американскому давлению
Кроме широко обсуждаемых выгод для всех сторон имеются также неочевидные следствия, вытекающие из соглашения.
Россия добилась подписания протокола по процедуре оценки «воздействия инвестиционных проектов на окружающую среду». Очевидно, что с помощью этого рычага можно будет задерживать строительство транскаспийских трубопроводов, если они не будут отвечать российским интересам, как это делает сегодня Дания в отношении «Северного потока-2».
Москва также сможет закачивать свой природный газ в транзитную систему, поставляющую это топливо из Туркмении и Азербайджана в Европу, избегая при этом нападок в связи с «энергозависимостью от России».
Азербайджан снял проблему легитимности разработки «спорных месторождений» на юге Каспия. При проведении медианы месторождение Азери будет поделено с Туркменией и газоносные поля Араз-Алов-Шар и Сердар-Капаз с Ираном.
Казахстан загрузит нефтяным транзитом на полную мощность свой порт Актау, в котором, по слухам, США хотели бы разместить свою военную базу.
Туркмения, которая отказалась от сотрудничества с «Газпромом» из-за якобы «заниженных закупочных цен» и попала в такую же зависимость от демпинговой торговли газом с Китаем, теперь получила выход на рынки Европы. Впрочем, данный проект также представляется сомнительным: расходы на прокладку магистрали по дну Каспия и тарифы на прокачку газа по «Южному газовому коридору», TANAP и TAP делают этот проект не слишком рентабельным.
Наиболее пострадавшей стороной в данном варианте раздела представляется Иран. По неподтверждённым слухам, именно иранская делегация колебалась больше других при подписании конвенции. Тем не менее, Иран такой ценой закрепил своё военное присутствие на Каспии, убрав уязвимость своей позиции через решение территориального спора с Азербайджаном и Туркменией. Это важно с учетом выхода США из ядерной сделки и, по-видимому, возвращения Ирана к разработке баллистических ракет.
Кроме того, Иран также сможет подключиться и поставлять свой газ через транскаспийские трубопроводы, маскируя их реальные объёмы.
Таким образом, Иран осуществляет прорыв экстерриториальных санкций США.
Главным итогом достигнутого соглашения о разделе Каспия для России является ликвидация опасности появления в этом регионе военных сил третьих стран, хотя США и НАТО ранее проявляли свой интерес. Россия и Иран, которые сегодня противостоят западной экспансии, становятся гарантами стабильности для соседних стран.
Соглашение ставит точку в территориальном споре Азербайджана и Ирана. Хотя для последнего оно было явилось большой уступкой, к которой его вынудило усиливающееся давление со стороны США, в перспективе выгоду получают все прикаспийские страны.
Жест доброй воли со стороны России в отношении Туркмении, которая теперь сможет уйти от невыгодных газовых контрактов с Китаем, вероятно, будет способствовать сближению Москвы и Ашхабада. Поскольку у Туркмении не хватит собственных ресурсов для строительства нитки газопровода по дну Каспийского моря до Азербайджана, возможно участие России в данном инфраструктурном проекте.
По всей вероятности, Россия фактически дала добро на строительство «Транскаспийского газопровода» в результате договорённости с европейцами о размене каспийской трубы на «Северный поток-2» и вторую нитку «Турецкого потока» (на строительство первого пока не даёт разрешения Дания). Во всяком случае, если закулисных договорённостей с ЕС не существует и Дания все равно не даст разрешения, Россия сможет переиграть ситуацию на Каспии благодаря прописанному в конвенции механизму «согласованной оценки воздействия инвестиционных проектов на окружающую среду».
Автор: (admin) Администратор Полный текст статьи: http://operline.ru/content/v-mire/razdel-kaspiya-geopoliticheskaya-pobeda-prikaspiyskoy-pyaterki.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий