Важнейшим событием в российско-американской «санкционной войне» стало обнародование законопроекта за авторством четырёх американских сенаторов о новых мерах в отношении России. На сегодняшний день можно говорить о том, что удар оказался ощутимым, поскольку в него было вложено немало сил и пропагандистских ресурсов. Россия выдержала эту проверку на прочность: паника на российском фондовом рынке быстро прекратилась, упавший было курс рубля (с 9 по 14 августа — с 63,59 до 68,22 руб. за доллар) в течение 4-х дней значительно отыграл назад (до отметки 66,37).
2 августа американские СМИ сообщили, что «группа сенаторов от Республиканской и Демократической партий США» внесла данный законопроект. Санкции по-прежнему называются «ответом на вмешательство Москвы в американские выборы», «политику в отношении Сирии» и на «незаконное присоединение Крыма».
8 августа российская газета «Коммерсант» опубликовала полученный по неофициальным каналам текст законопроекта, состоящий из 103-х страниц, а спустя неделю его обнародовали и официально.
Бросается в глаза, что значительная часть положений адресована не России, а президенту США Дональду Трампу. Он должен свести в единую систему ранее введенные антироссийские санкции (CAATSA, «акт Магнитского» и др.), создать в правительстве США «санкционный координационный офис» для договоренностей с ЕС о поддержке санкций, заблокировать долларовые расчеты российских банков, запретить операции резидентам США с новым российским госдолгом, создать национальный центр «по борьбе с российской угрозой», искать «активы Владимира Путина» и решить вопрос о признании РФ «государством — спонсором терроризма».
Активные антитрамповские действия немедленно подняли рейтинг демократов.
Показательно, что документ предлагает меры против возможного выхода США из НАТО, которым угрожал Дональд Трамп на саммите НАТО (12 июля). В частности, предлагается узаконить требование, что из альянса «возможно выйти, только если его одобрят две трети сената» (на сегодня в законах США нет чётких указаний, достаточно ли для такого шага одного лишь указа президента, которого ранее хватило, чтобы выйти из международной ядерной сделки с Ираном и из Парижского соглашения по климату).
Хотя законопроект не содержит ничего нового, а лишь перечисляет и кодифицирует озвученное ранее, он обернётся новым пересмотром действующих санкций и станет толчком к повышению напряжённости в российско-американских отношениях.
Помимо данного законопроекта американских сенаторов 8 августа был также анонсирован новый пакет санкций от Госдепартамента США — он опубликован и вступил в силу 22 августа. В нём прописаны ограничения на продажу в Россию оружия, а также полный запрет на экспорт в РФ электронных устройств двойного назначения. Этот пакет представлен как ответ на «отравление экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии».
Часть заявленных санкций исчезнет из законопроекта в процессе его доработки
В законопроекте конгрессменов собран воедино список мер, многие из которых уже обсуждались в парламенте и были отклонены. Так, попытки запретить американским лицам финансировать долговые бумаги ЦБ РФ, Минфина РФ и Фонда национального благосостояния, выпущенные через 180 дней после даты наложения санкций, были заблокированы в апреле 2018 года Минфином США как «вредные для американского внутреннего финансового рынка».
Это значит, что законопроект будет дорабатываться, и часть мер из него исчезнет.
Представляются нереализуемыми на практике «ограничения на транзакции в долларах США для Сбербанка и ВТБ». Поскольку сегодня большинство расчетов в долларах осуществляется с прямым участием американских банков, то правительство США теоретически могло бы заблокировать такие операции для России. В этом случае пострадают вкладчики, хранящиеся доллары в «санкционных банках» (они не смогут их ни перевести, ни обналичить), что станет колоссальным ударом по доллару как по надёжной валюте. Кроме того, в этом случае от санкций пострадает широкий круг случайных граждан, что будет противоречить идеологии санкций, которые до сих пор были адресными и являлись наказанием за причастность к конкретным «международным правонарушениям».
Также сомнительна реализация «жёсткого ограничения экспорта и импорта товаров, связанных с национальной безопасностью». Россия из таких товаров закупает лишь серверное оборудование и системы хранения данных (от «HP» и «IBM»), а также ПО Microsoft, чему могут быть оперативно найдены «аналоги похуже». В то же время, США покупают у России ракетные двигатели и авиационный титан — куда более дефицитные компоненты для американских производителей. Лобби от бизнеса в Конгрессе, вероятно, заблокирует такие инициативы.
Реальной угрозой представляется возможный запрет на выдачу компаниям США нефтедобывающих лицензий в проектах России. Это приведёт к снижению числа новых месторождений и падению нефтедобычи.
Ограничение на операции с российскими облигациями также могут на этот раз в какой-то форме пройти. Это обернётся повышением процентных ставок, что негативно скажется на росте экономики, однако не будет фатальным для российской банковской системы.
Может быть реализовано предложение о признании России «государством, спонсирующим терроризм». В 1983 году это было проделано в отношении Ирана и позволило усилить санкции против него. Впрочем, подобные меры не смогут всерьёз изменить статус России как мировой державы — члена Ядерного клуба и постоянного членов Совбеза ООН.
Звучавшие в публицистике «более радикальные» идеи в документ не попали. Так, тема «Северного потока-2» вообще не упомянута, что означает, что США опасаются усугублять торговую войну с Германией. Также в новом пакете нет попыток заблокировать российский нефтеэкспорт или приостанавливать полеты в США компании «Аэрофлот».
Таким образом, новые санкции, в частности, закон после доработки проекта, будут достаточно мягкими. Впрочем, трактовка отдельных (финансовых) пунктов, которую будет осуществлять Минфин США, может оказаться более жёсткой для России.
Американская и российская стороны будут преувеличивать «ужасные последствия» санкций
Со стороны Европы новые санкции поддержала лишь Великобритания (заявлением от имени Терезы Мэй), тогда как представитель Еврокомиссии Мина Андреева сообщила лишь, что ЕС «внимательно следит» за ситуацией. Учитывая, что рост европейской экономики превосходит прогнозы, Брюссель может себе позволить игнорировать давление Вашингтона в ряде вопросов.
Официальная Россия отреагировала резко: посольство РФ в США назвало пакет новых мер против России «драконовским», а пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков — «абсолютно незаконным и не соответствующим международному праву».
Безусловно, ответ со стороны России последует, поскольку это является необходимым условием политического сдерживания США. По всей вероятности, он будет асимметричным и коснётся НКО с американским участием или будут какие-либо шаги из области гонки вооружений. В любом случае, Кремль будет подыгрывать Белому дому, а не Капитолию, и преувеличивать вред от санкций Госдепа.
О действительно серьёзных уступках или угрозах речи пока не идёт. Также показательно, что Россия не отворачивается от Ирана ради смягчения американских санкций. Никто в России не угрожает выходом из договора о нераспространении ядерных вооружений и началом поставок ядерного оружия врагам США.
В реальности продолжится укрепление экономики России, развитие высоких технологий, диверсификация торговых партнеров и рынков, разработка альтернативной платежной системы, независимой от доллара.
Показательно, что Россия к июню снизила свою долю в государственных облигациях США до 14,9 млрд долл. Таким образом, Кремль подстраховался и вывёл государственные резервы из данных активов, оставив лишь минимум, которым готов рискнуть — ввиду опасности их «заморозки» (конфискации).
Пропагандистская «санкционная война» будет всё более напряжённой вплоть до ноябрьских выборов (обновится треть Сената и вся Палата представителей). Россия, к сожалению, будет оставаться инструментом этой внутриполитической борьбы.
Ввиду предстоящих ноябрьских выборов в Конгресс и Сенат Дональд Трамп не станет рисковать своим политическим капиталом ради отношений с Россией и поддержит «войну санкций». Это будет долгосрочным трендом на ближайшие 5 лет.
Усилиями лоббистов «громкий законопроект» будет доработан, и половина предложенных мер в закон не войдут.
Наиболее реальными представляются угрозы ухода американских компаний с рынка нефтедобычи в РФ (и снижение числа новых месторождений в перспективе) и запретительные меры для американцев на финансирование и прочие операции с долговыми бумагами РФ.
Более серьёзных последствий — давления на российский нефтеэкспорт, и, соответственно, быстрой девальвации рубля — опасаться не следует, тем более что цена на нефть остаётся выше 70 долл. за баррель. Россия на радикальные уступки (на «сдачу» Ирана, например) ради смягчения американских санкций не пойдет. Можно ожидать более тесной кооперации попавших под экономические санкции США стран — России, Ирана, Турции, Китая и ЕС.
Автор: (admin) Администратор
Полный текст статьи: http://operline.ru/content/v-rossii/rossiya-pokazyvaet-ustoychivost-k-sanktsionnomu-davleniyu-ssha.html