Переполненный тайными смыслами, придворными интригами и техническими неурядицами, человеческий мир сеет смутные сомнения и грустные догадки о том, что планировавшийся в период с 17 по 22 февраля запуск с космодрома Плесецк некоего ракетного изделия, напоминающее "Сармат", снова, как не раз уже бывало в 2022 году, отменён (отложен, перенесён).
Нужное подчеркнуть.
Впрочем, до 22 февраля время для опровержения всех сомнений и догадок ещё есть.
Подождём.
By: via Оперативная линия
воскресенье, 19 февраля 2023 г.
Оперативная линия's Post
КОСМИЧЕСКИЙ БИЗНЕС ИЛИ БИЗНЕС НА КОСМОСЕ?
Через месяц после неудачного пуска 09 января ракеты воздушного базирования LauncherOne (из практики: месяц - стандартное время работы аварийной комиссии) генеральный директор Virgin Orbit Дэн Харт сообщил, что «причиной аварии стала «недорогая стодолларовая деталь – фильтр в топливной магистрали из бака второй ступени в двигатель NewtonFour, а именно его смещение», и добавил, что «Virgin Orbit больше не будет использовать этот фильтр».
Важные факты. LauncherOne разрабатывается с 2012-го американской компанией Virgin Orbit британского миллиардера Ричарда Брэнсона: в 2017 она отделилась от другой космической компании Брэнсона - Virgin Galactic (суборбитальный туризм). Ракета LauncherOne 2-х ступенчатая, жидкостная (кислород-керосин), стартовой массой 30 т, выводит 500 кг на низкую орбиту. Стоимость пуска $12 млн.
Ключевая особенность LauncherOne - воздушный старт: ракета крепится под левым крылом Boeing 747 с по-брэнсоновски звонким именем «Cosmic Girl», от которого отделяется на высоте 10-12 км.
Аварийный пуск ракеты 09 января был шестым и вторым неудачным. Но он был «особым»,: громко рекламировался и Брэнсоном, и правительством, как «первый в истории с территории Британии». Самолет взлетел с «космодрома Корнуолл» (юго-запад Англии), точнее, с аэродрома Корнуолл, дооборудованного для подготовки и заправки LauncherOne и малых спутников. И если бы пуск прошел успешно, Британия «по праву» стала космической державой (к слову, после КНДР и Ирана).
Что скажу.
Часть 1. Космический бизнес.
1. Проектам воздушного старта более полувека. Для военных они были интересны, как возможность скрытного (по времени и месту) применения «истребителей спутников»: проект ASAT (США) - масса ракеты 1,2 т, высота поражения до 800 км. Сегодня все это достигается проще: достаточно комплексов ПРО «Иджис» (США) или С-500 (Россия). В гражданской сфере это должно было снизить стоимость выведения 1 кг до 30% (500 кг на низкую выводит наземная ракета «Старт» массой 47 т): вместо дорогой 1-й ступени – (многоразовый) самолет, нет дорогого стартового комплекса, ракета стартует с высоты 10 км и уже имеет скорость самолета. Однако, возможности обычных самолетов ограничивали стартовую массу ракеты до 20-30 т (она могла крепится только под фюзеляжем – все остальное было опасно и/или неэффективно – считал сам в «другой жизни»), плюс невозможность проверить работу систем до сброса – а это тот интервал, когда наземные пуски отменяются чаще всего из-за сбоев.
2. Использование жидкого топлива также должно работать на снижение удельной стоимости выведения, но тут резко растут риски – опасно летать на бочке с жидким кислородом. Единственный летающий с 1990-х аналог –20-тонный Pegasus и твердотопливная, и собрана из готовых ступеней МБР Minuteman.
3. Но проблема в том, что сегодня все эти «воздушно-стартовые» ухищрения не нужны. Маск доказал, что пути к снижению стоимости выведения совсем иные: Falcon 9 выводит в 40 раз больше на низкую орбиту, чем LauncherOne, а стоимость пуска выше всего в 5 раз. Итого разрыв в 8 раз! К слову, возвращая первую ступень, Маск запросто «жертвует» 30% выводимой массы груза.
4. И про аварию. Ответственно отвечу г-ну Харту: первопричиной любой ракетной аварии является или человеческий фактор, или копеечная деталь. Иного не дано. Аналогичная история с «фильтром на входе в двигатель 2-й ступени» была при 2-м пуске советской ракеты «Зенит» - исход был тот же. И фильтр на входе нужен все равно, а менять надо другое.
By: via Оперативная линия
Через месяц после неудачного пуска 09 января ракеты воздушного базирования LauncherOne (из практики: месяц - стандартное время работы аварийной комиссии) генеральный директор Virgin Orbit Дэн Харт сообщил, что «причиной аварии стала «недорогая стодолларовая деталь – фильтр в топливной магистрали из бака второй ступени в двигатель NewtonFour, а именно его смещение», и добавил, что «Virgin Orbit больше не будет использовать этот фильтр».
Важные факты. LauncherOne разрабатывается с 2012-го американской компанией Virgin Orbit британского миллиардера Ричарда Брэнсона: в 2017 она отделилась от другой космической компании Брэнсона - Virgin Galactic (суборбитальный туризм). Ракета LauncherOne 2-х ступенчатая, жидкостная (кислород-керосин), стартовой массой 30 т, выводит 500 кг на низкую орбиту. Стоимость пуска $12 млн.
Ключевая особенность LauncherOne - воздушный старт: ракета крепится под левым крылом Boeing 747 с по-брэнсоновски звонким именем «Cosmic Girl», от которого отделяется на высоте 10-12 км.
Аварийный пуск ракеты 09 января был шестым и вторым неудачным. Но он был «особым»,: громко рекламировался и Брэнсоном, и правительством, как «первый в истории с территории Британии». Самолет взлетел с «космодрома Корнуолл» (юго-запад Англии), точнее, с аэродрома Корнуолл, дооборудованного для подготовки и заправки LauncherOne и малых спутников. И если бы пуск прошел успешно, Британия «по праву» стала космической державой (к слову, после КНДР и Ирана).
Что скажу.
Часть 1. Космический бизнес.
1. Проектам воздушного старта более полувека. Для военных они были интересны, как возможность скрытного (по времени и месту) применения «истребителей спутников»: проект ASAT (США) - масса ракеты 1,2 т, высота поражения до 800 км. Сегодня все это достигается проще: достаточно комплексов ПРО «Иджис» (США) или С-500 (Россия). В гражданской сфере это должно было снизить стоимость выведения 1 кг до 30% (500 кг на низкую выводит наземная ракета «Старт» массой 47 т): вместо дорогой 1-й ступени – (многоразовый) самолет, нет дорогого стартового комплекса, ракета стартует с высоты 10 км и уже имеет скорость самолета. Однако, возможности обычных самолетов ограничивали стартовую массу ракеты до 20-30 т (она могла крепится только под фюзеляжем – все остальное было опасно и/или неэффективно – считал сам в «другой жизни»), плюс невозможность проверить работу систем до сброса – а это тот интервал, когда наземные пуски отменяются чаще всего из-за сбоев.
2. Использование жидкого топлива также должно работать на снижение удельной стоимости выведения, но тут резко растут риски – опасно летать на бочке с жидким кислородом. Единственный летающий с 1990-х аналог –20-тонный Pegasus и твердотопливная, и собрана из готовых ступеней МБР Minuteman.
3. Но проблема в том, что сегодня все эти «воздушно-стартовые» ухищрения не нужны. Маск доказал, что пути к снижению стоимости выведения совсем иные: Falcon 9 выводит в 40 раз больше на низкую орбиту, чем LauncherOne, а стоимость пуска выше всего в 5 раз. Итого разрыв в 8 раз! К слову, возвращая первую ступень, Маск запросто «жертвует» 30% выводимой массы груза.
4. И про аварию. Ответственно отвечу г-ну Харту: первопричиной любой ракетной аварии является или человеческий фактор, или копеечная деталь. Иного не дано. Аналогичная история с «фильтром на входе в двигатель 2-й ступени» была при 2-м пуске советской ракеты «Зенит» - исход был тот же. И фильтр на входе нужен все равно, а менять надо другое.
By: via Оперативная линия
Подписаться на:
Сообщения (Atom)