Россия рассматривает Северный морской путь как «исторически сложившуюся национальную транспортную коммуникацию», где осуществление навигации иностранных гражданских судов и военных кораблей возможно лишь под её полным контролем. Прежде всего, потому, что Северный морской путь является главной морской коммуникацией России в Арктике. Он проходит вдоль берегов России, соединяет наши европейские и дальневосточные порты, устья сибирских рек в единую транспортную систему. Длина пути от пролива Карские Ворота до бухты Провидения на Чукотке - 5600 км, этот маршрут почти в два раза короче других морских путей из Европы на Дальний Восток. Северный морской путь очень важен для освоения арктического региона: завоза оборудования, товаров, продовольствия, транспортировки оттуда сырья, энергоносителей. Иными словами, СМП обеспечивает жизненную деятельность на всем российском побережье.
В 1991 году Северный морской путь был открыт для международного судоходства. В настоящее время этот маршрут привлекает внимание многих государств, прежде всего тем, что существенно укорачивает расстояние от Европы до Азии. Грузопоток по нему с каждым годом растет. Причем объем трафика в западном секторе Северного морского пути – от Мурманска до порта Сабетта – уже сопоставим с европейским. К 2022 году объем перевозок вырастет до 40 млн тонн, а к 2025 году – до 65 млн тонн углеводородов, ранее прогнозировал вице-президент Арктического экономического совета Евгений Амбросов.
Никто из владельцев немногочисленных иностранных судов, проходящих по Северному морскому пути, не жалуется. Все довольны российскими правилами. Между тем в США принципиально не согласны с тем, что такой важный в перспективе маршрут находится в сфере ведения России. В Вашингтоне считают, что Северному морскому пути необходимо придать статус международной транспортной артерии. Об этом в апреле этого года заявил командующий Береговой охраной США адмирал Пол Зукунфт.
"В настоящее время нет нажима, направленного на то, чтобы проводить учения по обеспечению свободы мореплавания в Арктике. Однако... подход США заключается в том, что Северный морской путь должен быть открытым как международный водный коридор для, если угодно, транзитного прохода - по мере того, как мы видим этот участок освобождающимся от льда. Но сейчас нет установленного плана, предусматривающего проведение учений по обеспечению свободы мореплавания [в этом районе]", - заявил американский военачальник.
Может показаться, что американский адмирал намекает на то, что Россия якобы ограничивает проход судов по СМП для иностранцев. Но это не так – Северный морской путь открыт для всех стран еще с конца холодной войны. Правда, законодатели в прошлом году подготовили законопроект «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания РФ» для поддержки по СМП перевозки и буксировки углеводородов судами под российским флагом. Им предлагается давать преимущественное право в пределах континентального шельфа. Однако этот законопроект совсем не означает запрета перевозок судами под флагами иностранных государств.
Важным аргументом в пользу России является специфика Арктического региона и наличие у прибрежных государств особых прав и обязанностей. Законы РФ требуют от иностранных судов оплатить услуги ледокольного и лоцманского сопровождения в акватории СМП. К тому же, судно находится под пристальным вниманием на протяжении всего маршрута.
В Конвенции ООН сказано, что в прилегающей зоне прибрежное государство может осуществлять контроль, если он необходим с точки зрения безопасности любого порядка. Акватория СМП тесно связана с экосистемой всей российской Арктики, на побережье находятся важные военные и промышленные объекты. Поэтому требования России к добросовестному судоходству вполне понятны и правомерны.
В настоящее время Россия вернулась к пониманию важнейшего статуса Северного морского пути, поэтому можно не сомневаться: при необходимости права на арктический маршрут государство сможет отстоять. Надо отметить, что ситуация стала меняться в последнее десятилетие — Россия возвращается в Арктику, и отдавать главный водный маршрут в бесконтрольное общее пользование не планирует.
Автор: (Lesya) Леся Марченко Полный текст статьи: http://operline.ru/content/stati/kto-khotel-by-internatsionalizatsii-severnogo-morskogo-puti-.html