Несмотря на то, что новое правительство только приступило к выполнению своих обязанностей, уже наметилось несколько сюжетных линий, по которым в ближайшее время ожидается его активная критика. Можно выделить три приоритетные точки, с которыми связаны риски — Миннауки, деятельность социального и финансово-экономического блоков в связи с пенсионной реформой и деятельность финансово-экономического блока в связи с ростом цен на бензин.
Академическое сообщество, сконцентрированное в РАН, уже неоднократно высказывало свои опасения, связанные как с появлением нового министерства науки вообще (вместе с упразднением курировавшего РАН ФАНО), так и с приходом на пост министра бывшего главы ФАНО Михаила Котюкова в частности. На минувшей неделе стало известно, что руководство РАН направило Владимиру Путину письмо, в котором ученые высказали озабоченность разделением Министерства образования и науки на Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования.
Известно, что в свое время ученые выступали против назначения Михаила Котюкова, который возглавил Миннауки, ФАНО. Из-за назначения Котюкова министром ученые также испытали «определенную озабоченность», хотя «бескомпромиссных противников экс-директора ФАНО среди членов президиума практически нет».
Тем не менее ученые не понимают, как теперь будут строиться отношения между РАН и новым министерством. Главный из этих вопросов — судьба научных институтов академии. После реформы РАН 2013 года они отошли в ведение ФАНО, но академия сохраняла на них определенное влияние. Академикам не хотелось бы, чтобы институты РАН «свалили в одну кучу с ведомственными НИИ, а то и с вузами». При этом, скорее всего, перед Котюковым поставлена задача именно привести к «общему знаменателю» вузовскую и академическую науку.
Пенсионную реформу не решаются запустить
Гораздо более сложным и объемным вопросом является пенсионная реформа. На минувшей неделе стало известно, что совещание по вопросу повышения пенсионного возраста должно было состояться в среду, 30 мая, в Кремле под руководством Путина, но его отменили. Причина — в правительстве нет консолидированной позиции по вопросу будущей пенсионной реформы, на что в кулуарах Петербургского форума указывала новый вице-премьер Татьяна Голикова.
В качестве параметров повышения президенту должны были представить два варианта. В сценарии Минфина пенсионный возраст предлагается повысить для мужчин до 65 лет, для женщин — до 63 лет. Вариант Минтруда предполагает увеличение возраста выхода на пенсию для женщин до 60 лет, для мужчин — до тех же 65 лет. Разногласия между ведомствами устранить не удалось, итоговых решений и окончательных расчетов нет. В правительстве просчитываются и другие параметры повышения пенсионного возраста.
При этом фундаментальные факторы свидетельствуют в пользу необходимости и срочности пенсионной реформы. Население России будет стареть: в 2018 году доля населения старше действующего пенсионного возраста составит 25,5%, к 2030 году она возрастет до 28,3% (доля трудоспособного населения снизится с 56 до 54,3%). Убыль трудоспособного населения, по данным госстатистики, за период с 2017 по 2030 годы составит 4 млн человек. При сохранении текущих возрастных границ выхода на пенсию для поддержания текущего размера пенсий нужно будет либо повышать ставку пенсионных взносов, либо увеличивать трансферт ПФР из федерального бюджета.
Идею повышения пенсионного возраста продвигал Центр стратегических разработок под руководством Алексея Кудрина, который готовил экономическую программу к новому президентскому сроку Владимира Путина. ЦСР предлагал увеличить пенсионный возраст к 2034 году до 63 лет у женщин и 65 лет у мужчин. Эксперты РАНХиГС оптимальным вариантом с точки зрения баланса финансовых и социальных последствий называли повышение возраста до 63 лет для мужчин и до 60 лет для женщин. Темпы увеличения пенсионного возраста, по их мнению, не должны превышать трех-шести месяцев в год.
Еще один, гораздо более актуальный риск для нового правительства, связан с резким ростом цен на бензин в последние недели. Правительство в экстренном порядке одобрило снижение акцизов на бензин не с 1 июля, как предполагалось, а с 1 июня. Однако уже звучит критика, что эта мера не принесет результатов. Согласно позиции критиков правительства, в росте цен на бензин есть две глобальные причины.
Во-первых, налоговый маневр правительства по снижению экспортных пошлин и увеличению налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Такие действия увеличивают доходность экспорта и снижают доходность для продаж на внутреннем рынке, что провоцирует рост цен. Вторая причина, по их мнению, - монополизация оптового рынка топлива.
Поскольку в элите существует понимание того, что нынешний состав правительства — временный, и через 2—3 года его ожидает отставка, то критика кабинета министров будет набирать обороты. Под огнем критики окажется прежде всего пенсионная реформа, так как известно, что Путин не желает, чтобы его имя с ней ассоциировалось. Также «слабым звеном» может стать Миннауки, если руководству ведомства не удастся выстроить грамотную стратегию нейтрализации академического сообщества. Что касается роста цен на бензин, то многое будет зависеть от результативности экстренных действий правительства.
Автор: (admin) Администратор Полный текст статьи: http://operline.ru/content/vlast-i-obshchestvo/kritika-novogo-kabineta-ministrov-nabiraet-oboroty.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий