Цены вырастут вместе с НДС
Министерство финансов прокомментировало обсуждаемые варианты по поводу повышения НДС. «Конкретные параметры донастройки налоговой системы будут в ближайшее время определены правительством, после этого начнется публичное обсуждение предлагаемых изменений на площадке парламента с тем, чтобы принять их в весеннюю сессию. В настоящий момент принятых решений нет», — заявили в министерстве.
Так, в новых майских указах президента, подписанных весной 2018 года Владимиром Путиным, обозначены национальные цели развития России до 2024 года. В частности, в них обозначено, что к этому времени бедность сократится в два раза, продолжительность жизни вырастет до 78 лет, а Россия войдет в пятерку крупнейших экономик мира. Всего в указе президента 12 нацпрограмм от образования и здравоохранения до международной кооперации и экспорта. При этом сразу после того, как новые приоритеты развития были обозначены, чиновники и эксперты стали оценивать, во что выльется исполнение этих программ и где мы будем искать на них деньги.
В итоге цена исполнения новых майских указов была оценена главой правительства Дмитрием Медведевым в 8 трлн. рублей. Если 2 трлн. рублей даст обсуждаемое повышение НДС, то еще на 2 трлн. рублей бюджет может пополниться за счет повышения пенсионного возраста.
Повышение НДС давно обсуждалось чиновниками, но его рассматривали как часть налогового маневра, предложенного Минфином. Предполагалось снизить страховые взносы и увеличить НДС до одинаковой ставки 22 процентов — это должно было способствовать выходу экономики из тени и принести бюджету пятьсот миллиардов рублей. В итоге от идеи Минфина отказались, но найти деньги для указа без повышения налогов не получалось. Из двух частей маневра осталась одна — увеличение НДС, но более щадящее.
Окончательный срок рассмотрения поправок в налоговую систему парламентом — весенняя сессия 2019 года. Тогда же, по всей видимости, решения и будут приняты. В данный момент остается лишь ожидать, что именно Кабмин внесет в Думу в качестве реформирования системы налогообложения.
Несмотря на заверения правительства о стабильности налогового законодательства, предложение по увеличению ставки НДС, наряду с предложением об отмене льготной ставки НДС для группы товаров, является очередной инициативой по увеличению налоговой нагрузки в последнее время. Прогнозируя эффект от увеличения ставки НДС на цепочку добавленной стоимости в производстве и продаже продуктов питания, интересно разобраться, кто в итоге окажется виноватым и заплатит больше налогов.
Очевидно, в первую очередь, пострадавшими окажутся производители продуктов питания и аграрии, потому что сегодняшняя покупательская способность населения уже находится на пределе и потребитель не примет дальнейшее увеличение цен.
У сетей в России традиционно сильные позиции, поэтому они предпримут все попытки переложить увеличение налога на производителей продуктов питания. А дальше, в свою очередь, интересна расстановка сил между производителями/переработчиками и аграриями. Во многих случаях в России производители продуктов питания являются вертикально интегрированными аграрными холдингами, поэтому дальше передавать налоги им некуда. Если же производители закупают продукцию у более мелких аграриев, тогда пострадавшими в этой ситуации, конечно, окажутся аграрии — наиболее слабое звено в цепочке создания стоимости.
Между тем, у повышения налогов в России есть альтернатива. Об этом на «Примаковских чтениях» рассказал глава Счётной палаты. Алексей Кудрин отвечал на вопрос, как он оценивает возможное повышение НДС с 18 до 20%.
Кудрин заявил, что в ближайшие шесть лет налоги увеличивать не нужно. Вместо этого есть два варианта: увеличить дефицит бюджета на 0,5% ВВП или смягчить бюджетное правило. Сейчас в резервы идут все доходы, которые Россия получает от нефти выше 40 долларов за баррель. Кудрин предлагает поднять уровень до 45 долларов.
Также Кудрин заявил, что самый главный риск российской экономики — это сокращение трудоспособного населения. Его, по словам Кудрина, в ближайшие 13 лет станет меньше на 10 млн человек, поэтому повышение пенсионного возраста выглядит оправданным.
Как заявил первый заместитель главы экономического комитета Совета Федерации Сергей Калашников, увеличение НДС негативно повлияет на производство и покупательскую способность граждан. По его словам, идти на этот шаг «никоим образом не стоит». «НДС — это форма кредитования по всей цепочке от производителей до покупателя, государства», — напомнил парламентарий. Он добавил, что это станет дополнительным налогом для бизнеса и населения, а также приведет к удорожанию товаров.
Для пополнения казны нужно не повышать НДС, а отменять возмещение этого налога экспортерам сырья из России, уверен первый заместитель председателя комитета Государственной думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Валерий Гартунг. Депутат подчеркнул, что повышать налог «ни в коем случае нельзя». «Мало того, если нужны государству деньги, нужно отказывать в возмещении НДС экспортерам сырья», — заявил он. Гартунг напомнил, что те, кто просто «качает сырье», во-первых, платят меньше НДС, а во-вторых, сумма еще и возвращается, просто потому, что сырье перегоняют за рубеж.
Таким образом, Россия путем повышения НДС может решить некоторые свои бюджетные проблемы, но повышает риски того, что ситуация с ростом национальной экономики и частного предпринимательства продолжит сохраняться на текущем уровне. Повышение налога автоматически приведет к подорожанию всех товаров и услуг. Это уже рост инфляции примерно на один дополнительный процент. Кроме того, могут пострадать многие отрасли экономики. В ситуации, когда все вокруг дорожает, а расходы не растут, люди меняют структуру своего потребления. Однако если выбирать менее болезненную меру, увеличение НДС лучше, чем рассматриваемый вариант с введением налога с продаж.
Автор: (sholban) Шолбан-оол Советович Полный текст статьи: http://operline.ru/content/v-rossii/pravitelstvo-planiruet-povysit-nds-do-20.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий