В Сирии на сегодняшний день ещё ведутся упорные бои (главным образом, в Дейр-эз-Зоре), однако судя по темпам продвижения сирийских войск, боевые действия могут закончиться до конца 2017 года.
В боях в основном принимают участие именно сирийцы (известные подразделения «Тигры» и иностранцы из «Хезболла» и «Фатимиюн»). «ИГ» между тем не просто обороняет городские кварталы, но и само атакует.
На этом фоне курды неспешно продвигаются на юг, причем ряд признаков указывает на то, что они вполне могут попытаться пересечь Евфрат и первыми (вместо сирийцев) выйти к городу Абу-Камалю. В это же время боевики-исламисты выходят из Сирии, бросая склады с оружием, боеприпасами и техникой.
В этих условиях обостряются противоречия между США и РФ по поводу Сирии. Так, 25 октября в Вашингтоне прошёл брифинг с участием генерал-лейтенанта Пола Фрэнка, командующего международной коалицией, воюющей с «ИГ» в Ираке и Сирии. На брифинге американский генерал-лейтенант подтвердил, что «ИГ» сейчас контролирует примерно 5% территории от площади, захваченной им два года назад в Сирии и Ираке. Он также подчеркнул, что исламисты больше не в состоянии удерживать занимаемые ими территории и города и обречены на поражение.
Впрочем, Пол Фрэнк признал, что «победа над «ИГ» в открытом вооруженном противостоянии не будет окончательной» и командование США уверено в продолжении партизанской войны «с глубоко законспирированными ячейками боевиков».
Судя по материалам брифинга, можно сделать вывод, что Пентагон уже озабочен подготовкой общественного мнения в США к возможной конфронтации в Сирии с официальным Дамаском и, следовательно, с Россией.
Другую сложность для России вызывает поведение Турции, которая уже приступила к оккупации части Сирии. Анкара готовится зачистить курдские анклавы, что может поставить под угрозу жизни российских военнослужащих. Москва готовится противодействовать турецким атакам на курдов кантона Африн.
Турция не выполняет ранее принятые в Астане договоренности по межсирийскому урегулированию. Войска, которые Анкара недавно ввела в сирийскую провинцию Идлиб «для создания зоны деэскалации», на деле сосредоточились вокруг курдского кантона Африн. Полицейских функций, связанных с миротворческим процессом, они не выполняют, но поддерживают протурецкие вооруженные формирования, которые уже начали вялотекущие боевые действия не только в Африне, но и на северо-востоке провинции Алеппо в районе Манбиджа.
Можно ожидать, что в ближайшее время Турция заявит о возобновлении операции «Щит Евфрата», целью которой является ликвидация курдских автономий на севере Сирии. Ситуация осложняется тем, что в Африн, расположенный на севере провинции Алеппо, по договоренности с Дамаском в начале сентября 2017 года были введены подразделения российской военной полиции. Они развернули в этом курдском районе наблюдательные пункты и обеспечивают соблюдение режима прекращения боевых действий в «зоне деконфликтации». Военные действия, которые разворачивают там сейчас турецкие войска и лояльные им вооруженные формирования, могут затронуть и российских военнослужащих.
То, что Анкара вынашивает планы по дальнейшей оккупации северной части Сирии, подтверждает и сделанное накануне заявление президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, что «турецкие вооруженные силы выполнили поставленные задачи в сирийском Идлибе и готовы в любой момент нанести удар по курдскому анклаву Африн».
Дамаск на днях в очередной раз обвинил Анкару в оккупации страны и потребовал вывести турецкие войска с территории Сирии. Российское военно-политическое руководство пока не сделало никаких официальных заявлений в связи с действиями Анкары.
США также молчат, «закрывая глаза» на турецкие действия, и с другой стороны — поддерживают курдов. Курдские вооруженные отряды в настоящий момент, опережая правительственные войска Сирии, пытаются захватить нефтяные месторождения в провинции Дейр-эз-Зор на востоке страны. По сообщениям сирийских СМИ, уже сейчас под контроль курдских формирований перешли все нефтяные поля, расположенные между месторождениями Аль-Омар и Аль-Танак.
Для Сирии, России и Ирана складывается крайне невыгодная ситуация. Начав войну на севере страны против курдов, Турция оттянет сюда значительную часть сирийской армии. Это может затормозить освобождение Дейр-эз-Зора от террористов, а также дать дополнительные возможности США создать еще одну военную базу в районе Абу-Кемаля на границе с Ираком.
Хотя и российская и американская стороны отмечают, что терроризм является всеобщей угрозой, Россия не достигла приемлемого уровня сотрудничества с Западом. До недавнего иракская правительственная армия (шииты) и ополчение курдов «Пешмерга» (курды преимущественно сунниты) были союзниками и участниками антиигиловской коалиции и одновременно получали военную помощь от Вашингтона. Нынешнее противостояние отвлечёт их от борьбы с «ИГ», что ударит по интересам всех крупных игроков.
Ситуация вокруг Турции (которая готова атаковать курдов) осложняется зависимостью Москвы от Анкары из-за того, что для России очень важно строительство «Турецкого потока». Уже сегодня турецкая армия окопалась в крепости Семан и ведёт атаку на деревню Иска в районе Шерава. Одновременно протурецкие боевики начали разведку боем в населенном пункте Манбидж, расположенном в северо-восточной части Алеппо.
Как представляется, у Москвы есть возможности исправить ситуацию, если руководство РФ по дипломатическим и иным каналам повлияет на Реджепа Тайипа Эрдогана с тем, чтобы он отказался от своих планов и возобновил в Идлибе миротворческий процесс.
Полный текст статьи: http://operline.ru/content/v-mire/blizost-pobedy-nad-igil-v-sirii-uvelichivaet-raznoglasiya-mezhdu-prezhnimi-soyuznikami.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий