В завершающую фазу вошел процесс принятия бюджета на 2018 год - 27 октября Госдума в первом чтении его одобрила.. И хотя в последние годы прохождение этого документа через Госдуму во многом является техническим процессом, он сопровождается борьбой различных групп влияния за финансовые потоки. Кроме того, руководство Госдумы пытается использовать этот процесс для расширения собственного влияния на региональный актив «Единой России».
Проект закона о бюджете на 2018 год и плановый период 2019—2020 годов сформирован в логике, характерной для подобных документов последних лет. Его ключевая задача — достижение в максимально короткие сроки сбалансированности бюджетной системы, а не содействие экономическому росту. В номинальном выражении расходы федерального бюджета в 2018 году снижаются на 352 млрд рублей от прогнозируемого уровня расходов текущего года. В 2019 году госрасходы снизятся еще на 155 млрд. Только в 2020 году предполагается рост расходов на 353 млрд рублей и еще 428 млрд условно утвержденных расходов.
Всего за период 2018—2020 годов расходы бюджета в реальном выражении снизятся не менее чем на 9,5%. В наибольшей степени в бюджете предполагается снижение уровня расходов на национальную оборону — с 3,1% ВВП в 2017 году, до 2,5% в 2020 году, национальную экономику — с 2,8% ВВП в 2017 году до 2,2% в 2020-м, соцполитику — с 5,5% ВВП в 2017 году до 4,4% в 2020-м.
Большинство экономических экспертов не верит в столь резкое сокращение расходов в 2018—2020 годах. Оно выглядит искусственным и заведомо нереалистичным, поскольку не только не позволяет обеспечить необходимого объема расходов для экономического развития, но и препятствует справедливому выполнению социальных обязательств (в условиях сохранения текущего законодательства в социальной сфере). В прошлые годы эффективность бюджетной консолидации была довольно низкой. Долгосрочный прогноз Минфина по сокращению расходов до 2035 года тоже выглядит политически нереализуемым, создает риски отмены норм Бюджетного кодекса и может окончательно подорвать доверие к бюджетным правилам как таковым.
Силовики и «короли госзаказа» усилят давление на бюджет
Снижение расходов затронет не только социальную сферу и направления, связанные с развитием человеческого капитала, — с этим столкнутся и военные с силовиками. Раздел «Национальная оборона», на который в этом году направят 3,3% ВВП, в 2020 году получит лишь 2,5% ВВП, а «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» — 1,9% ВВП в 2020 году против 2,1% в 2017-м.
Однако если смотреть на долю оборонных расходов в бюджете, она все равно выше показателей 2013 года. Кроме того, расходы на военных могут вырасти благодаря последующим поправкам в бюджет. Такая ситуация уже сложилась в этом году: в октябре правительство увеличило ассигнования на оборону на 180 млрд рублей, деньги пойдут на выплату кредитов оборонных предприятий (поправки в бюджет 2017 года приняты во втором чтении). Расходы на оборону, как и на безопасность, относятся к непроизводительным (то есть не способствуют экономическому росту), но эти два направления по-прежнему входят в число ключевых приоритетов бюджета, что является его негативной особенностью.
Риски для расходной части бюджета в предстоящие годы связаны с давлением со стороны военных и правоохранителей в отношении их жалованья. Денежное довольствие военнослужащих и силовиков не индексировалось пять лет, и правительство в 2018 году возвращается к индексации, но скромной — по 4% в год. Минобороны уже предлагало Минфину два варианта повышения довольствия военнослужащих, но Минфин пока сумел отказать. Дополнительных ассигнований на днях потребовал глава Росгвардии Виктор Золотов.
Проект бюджета предусматривает сокращение расходов на инфраструктуру (водное хозяйство, дорожные фонды, транспорт, связь и информатика) с 1,1% ВВП в 2016—2017 годах до 0,8% в 2020 г. Резкое снижение расходов на транспорт и заморозка номинальных трат на дороги затруднят реализацию инфраструктурных проектов и развитие транспортной отрасли, и это не совпадает с планами Минтранса ускорить строительство и реконструкцию федеральных дорог.
Министр экономического развития Максим Орешкин, впрочем, неоднократно заявлял, что инвестировать в инфраструктуру вместо государства может частный бизнес. Для этого ведомство разработало программу по инфраструктурной ипотеке.
При этом бизнес недоволен. Государство провозгласило принцип фискальной нейтральности, означающий неповышение нагрузки на добросовестный бизнес. Однако он не соблюдается, что отмечают бизнес-объединения — фискальная нагрузка увеличивается. Многие меры по увеличению нагрузки с бизнесом не обсуждались или не поддерживаются им, власти не учитывают риски снижения прибыльности компаний, которое в конечном итоге сократит поступления от налога на прибыль в федеральный и региональные бюджеты.
Среди таких мер, заложенных в бюджете начиная с 2018 года, — индексация ставок утилизационного сбора на колесный и самоходный транспорт на 15% (плюс 23,9 млрд рублей к нагрузке на бизнес в 2018 году) и введение аналогичного сбора на средства производства тяжелого машиностроения (по ставке 7% от таможенной стоимости, плюс 28,5 млрд), а также введение ставки ввозных таможенных пошлин на продукцию инвестиционного машиностроения (плюс 10 млрд). Все это уменьшает желание инвесторов участвовать в новых проектах в России.
Очевидно, что основной риск экономической политики власти вообще и бюджетного процесса в частности — фискализация экономики. Этот подход предусматривает заметное повышение налогов, что негативно скажется на доходах населения. Чисто теоретически это может генерировать серьезные риски социальной нестабильности, однако власть рассчитывает их купировать за счет использования политтехнологических инструментов.
Полный текст статьи: http://operline.ru/content/ekonomika-i-finansy/siloviki-i-koroli-goszakaza-usilyat-davlenie-na-byudzhet.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий