Сегодня в официозной риторике принято замалчивать факт, что множество стран Европы возникло вследствие сепаратизма. Так, Швейцария в 1291 г. выделилась из Священной Римской империи, Швеция в 1523 г. — из Дании, Греция в 1827 г. — из Османской империи и др.
Каталония как и Страна Басков — два из 17 «автономных сообществ» (регионов) Испании, которые проникнуты национализмом и сепаратистскими тенденциями.
У Каталонии для этого есть свои серьёзные основания.
Во-первых, в регионе используется свой — каталонский язык, а общегосударственный испанский язык («кастильский диалект»), напротив, даже ущемляется. На общегосударственном испанском нельзя получить бесплатное образование (!). В школах есть уроки испанского языка (изучающегося как английский), но физика, химия и т. п. преподаётся только по-каталонски. В некоторых школах в провинции Жирона испанский вообще не изучают. И это при том, что больше половины жителей Каталонии декларируют себя как испаноязычные. Одновременно использование каталонского языка запрещено в общегосударственном парламенте.
Во-вторых, Каталония является регионом-донором для всей остальной Испании, обеспечивая около 19% ВВП страны и опережая по этому показателю следующий за ней с небольшим отрывом Мадрид.
Всплески каталонского сепаратизма имеют давнюю историю. Так, 10 мая 2006 года на улицы Барселоны вышло полтора миллиона человек, чтобы потребовать независимости Каталонии от Испании.
Пик таких демонстраций пришелся на 2009—2010 годы, когда прошли неофициальные опросы-референдумы о независимости Каталонии, на которых более 90% высказалось за независимость. А в ходе «Марша к независимости» в сентябре 2012 г. по всей Каталонии прошла массовая манифестация с участием более полутора миллионов человек под лозунгом «Каталония — новое государство Европы».
Новый всплеск каталонского национализма случился, когда на Испанию обрушился экономический кризис, и северо-восточный регион оказался в положении донора, вытаскивающего из финансовой ямы соседей по королевству. Тогда же демонстрации на национальный день 11 сентября начали становиться массовыми. Сегодня правящие националисты в этом регионе с населением 7 миллионов человек и глава местного правительства Карлес Пучдемонт настаивают на проведении референдума о независимости.
Правда, в отличие от Британии, где подобный референдум для Шотландии правительство всё же санкционировало, в Испании и парламент, и король против референдума для Каталонии.
Однако даже в случае успешного проведения референдума силового актива, в отличие от басков, у каталонцев нет.
Нынешняя активизация каталонских сепаратистов стала возможной потому, что 27 сентября 2015 года сторонники независимости победили на местных выборах. Коалиция сепаратистов, представленная либеральной партией «Демократическая конвергенция Каталонии», Левыми республиканцами, а также рядом националистических движений и групп, получила 62 из 135 депутатских мест в региональном парламенте.
Ранее, 9 ноября 2014 года, в Каталонии состоялся «опрос о политическом будущем Каталонии», ставший альтернативой полномасштабному референдуму о независимости Каталонии (проведение которого было также намечено на 9 ноября 2014 года, но Конституционный суд Испании запретил его).
В результате него почти 80% голосовавших сказали «Да!» созданию независимого государства.
6 сентября 2017 года парламент Каталонии принял решение провести референдум о самоопределении и назначил его на 1 октября текущего года. Вопрос звучит так: «Хотите ли вы, чтобы Каталония была независимым государством в форме республики?»
В ответ на это премьер Испании Мариано Рахой обратился в Конституционный суд с иском о неправомерных действиях Барселоны, и судьи его поддержали. Выяснилось, что в Испании нельзя провести региональный референдум о самоопределении (как в Квебеке или Шотландии), и возможен только один вид референдума: консультативный референдум на федеральном уровне, предложенный главой правительства, поддержанный большинством в палатах парламента и имеющий важное политическое значение. Обычно речь идет об изменениях в Конституцию.
Наличие собственного каталонского языка, экономические успехи и массовая поддержка идей независимости, казалось бы, могут стать серьёзной базой для сепаратизма.
Тем не менее, Мадрид сегодня имеет достаточно механизмов противодействия Барселоне. Ряд обстоятельств говорит о том, что выход Каталонии маловероятен.
Так, «опрос о политическом будущем Каталонии» получил 80% голосов «за» при явке 1,8 млн из 5,6 имеющих голос. По-видимому, на референдум пришли дисциплинированные сторонники отсоединения, но низкая явка никак не позволяет считать проголосовавших «большинством». На по-настоящему массовом референдуме расклады были бы совсем другие. Примечательно, что примерно 10% избирателей — за большую автономию в составе Испании — наверняка были испанцы, для которых плюсы жизни в Каталонии перевешивают минусы каталонского национализма.
Кроме того, Испания показала намерение жёстко противодействовать. Испанский министр юстиции Рафаэль Катала назвал референдум «бессмысленным и недемократичным», и у него есть некоторые причины так говорить.
Что может сделать Мадрид, если каталонцы попытаются устроить настоящий референдум и попытаются заставить центр признать независимость Каталонии? Ввести прямое управление из столицы, назначить новые выборы, и многочисленный «происпанский» перевес даст совсем другой состав парламента Каталонии.
Впрочем, он так проголосует и на настоящем референдуме, а низкая явка на опрос 9 ноября это результат того, что подавляющее большинство жителей Каталонии считают его не имеющим силы и, в принципе, бессмысленным.
Ситуация осложняется тем, что в период кризиса в Каталонию приехало множество мигрантов из других областей страны, которые не «превращаются» в каталонцев и не хотят учить каталонский язык. Каталонцев же в Каталонии не так много (всего треть из 7,2 млн человек), и доля «потенциальных сепаратистов» продолжает снижаться.
Наличие монарха в Испании играет важную стабилизирующую роль для страны. В противном случае часть из 17 регионов продвинулись бы по пути к независимости гораздо дальше. Другим фактором единства стала решительность и жёсткость центрального правительства, которое сразу заявило, что не допустит выхода Каталонии из состава государства. Закон дает возможность Конституционному суду по иску правительства «аннулировать провозглашение независимости и привлечь к ответственности любое лицо, обвиненное в сепаратизме, включая тех, кто имеет депутатскую неприкосновенность».
В крайнем случае региональное самоуправление будет отменено и состоится введение прямого правления из Мадрида на основании 155-й статьи конституции страны. Параллельно с таким правлением в сепаратистском регионе может быть объявлено чрезвычайное положение. В этом случае поддержание порядка будет возложено на армию и другие силовые структуры.
Скорее всего, правительство попытается урегулировать проблему политическим путем, поскольку силовые меры могут спровоцировать недовольство в каталонском обществе и привести к вспышке насилия со стороны радикальных сторонников независимости.
Полный текст статьи: http://operline.ru/content/v-mire/barselona-protiv-madrida-otdelitsya-li-kataloniya-ot-ispanii.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий