Пожалуй, самой обсуждаемой новостью недели, касающейся Украины, стало предложение президента РФ Владимира Путина ввести миротворцев ООН в зону противостояния республик ДНР и ЛНР Украине.
При этом российский президент подчеркнул, что для введения миротворцев должны быть выполнены три условия: отвод тяжелых вооружений, прямой диалог между руководством Украины и ДНР/ЛНР, размещение «голубых касок» на линии соприкосновения, но не на российско-донбасской границе.
Данное заявление вызвало шквал комментариев с обеих сторон противостояния. Со стороны республик многие участники указали, что «Минские соглашения», о «безальтернативности» которых постоянно говорила официальная Москва, «не предполагают миротворцев ООН».
Действительно, сторонником такого решения уже долгое время является украинский президент Петр Порошенко. Впервые он высказал эту мысль еще весной 2015 года, после обострения боевых действий, приведших к «Минску-2». Причем эта инициатива была настолько хорошо проработана, что в июне того же года на Украине был принят и вступил в силу закон, регулирующий условия допуска на территорию страны иностранных войск для «поддержания мира и безопасности».
Также эту идею украинский президент намеревался представить на Генассамблее ООН 20 сентября.Очевидно, отчаявшись восстановить контроль над населением республик, киевские власти хотели бы сделать это руками «голубых касок» — наводнить территорию республик и взять под контроль границу ДНР и ЛНР с Россией.
Украинская сторона уже отреагировала, поддержав, понятное дело, свою же собственную идею, но выдвинув свои прежние условия: вывод «оккупационных войск» (которых в Донбассе нет) и «наемников» (т. е. местного ополчения, которое свои дома покидать не собирается). Еще одно условие — неучастие в предполагаемой операции войск «страны-агрессора».
Москва вряд ли рассчитывала получить от Киева согласие на ввод ограниченного российского контингента, но и против участия дружественных нам стран (таких как Китай) украинские власти, вполне возможно, тоже будут возражать.
Допуск «миротворцев ООН» в зону конфликта таит в себе ряд серьёзных рисков для республик и РоссииВ сегодняшней ситуации, когда Украине удалось восстановить армию, перспектива получения этой армией «летального» оружия из США выглядит все реальнее. Для России «запечатывание» линии соприкосновения «голубыми касками» прежде всего означало бы окончательный отказ от идеологии «русской весны». Впрочем, в официальной российской пропаганде эта идеология уже не доминирует.
В любом случае, стабилизация сложившегося положения при помощи «голубых касок» при нерешённости вопросов переформатирования власти в Киеве, ликвидации русофобского режима, прекращения террористических атак против России и т. д. лишь загонит проблемы вглубь.
Примечательно, что отношение к данному конфликту как к «войне между украинцами и русскими» начинает постепенно доминировать над другими точками зрения («это гражданская война между украинцами», «это война олигархов» и т. п.). Это означает, что если конфликт не закончить, то затухая или разгораясь, конфликт будет развиваться именно по данному «разлому», приводя к потерям среди самых активных русских и украинцев.
Опыт использования «голубых касок» показывает, что они, к сожалению, не гарантируют даже прекращения обстрелов и постоянных военных стычек.
Отвод тяжелых вооружений и прекращение огня были изначальными требованиями «минских соглашений», однако за три года эти требования выполнены и не были.
Кроме того, введение «миротворцев» чревато опаснейшим «хорватским казусом», когда присутствие войск ООН ничуть не помешало хорватской правительственной армии провести молниеносный штурм сербских позиций, для чего они прошли сквозь «миротворцев», не встретив никакого сопротивления.
Впрочем, «согласие Владимира Путина на миротворцев» было позитивно встречено зарубежными комментаторами. Так, глава МИД Германии заявил, что размещение миротворцев ООН на Донбассе «может быть шагом к снятию санкций с России».
Из событий недели следует отметить ежегодное выступление Петра Порошенко в Верховной Раде, в котором он признал, что «Россия сама Крым не отдаст» и что «отбить Крым силой мы не можем». И хотя сама украинская власть полагает, что используя «все инструменты международного права, санкции, международные суды», она сможет через некоторое время «вернуть полуостров», объективно это означает постепенное признание украинским истеблишментом сложившихся реалий.
«Миротворцы ООН» принесут с собой ряд рисков для ДНР и ЛНР: они будут способствовать разоружению всех жителей республик, но после они не станут мешать репрессиям против мирного населения. Кроме того, они могут в процессе своего появления на Донбассе изменить первоначальную задачу, например, сориентировавшись на местности, могут попытаться занять границу республик с Россией. Впрочем, все эти аспекты представляются очевидными, а потому инициативы, скорее всего, будут быстро забыты, поскольку по ним не будет найден консенсус.
Обещания снять санкции для России, как представляется, являются уловкой, поскольку данные заявления даже по форме являются ни к чему не обязывающими заявлениями. В частности, министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль лишь намекнул, что «ввод миротворцев мог бы стать первым значительным шагом».
Никакого разведения сторон и уж тем более прямого контакта украинцев с властями ДНР и ЛНР также невозможно ожидать. Впрочем, представители ЛДНР будут одобрять «идею с миротворцами», поскольку она в данном случае «озвучена Москвой».
Полный текст статьи: http://operline.ru/content/v-mire/vvod-mirotvortsev-oon-v-zonu-ukraino-donbasskogo-konflikta-tait-v-sebe-ryad-seryeznykh-riskov.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий