ЧАСТНАЯ КОСМОНАВТИКА В РОССИИ, ИЛИ ГДЕ НАЧАЛО ТОГО КОНЦА, КОТОРЫМ ОКАНЧИВАЕТСЯ НАЧАЛО?
15 января подписано соглашение по «дорожной карте» «Перспективные космические системы и сервисы». Соглашение между Правительством РФ и ГК Роскосмос, компаниями БАРЛ, СИТРОНИКС, Газпром, Космическая связь, МФТИ, «Бюро 1440» и другими.
Так сложилось, что меня не приглашали на многие обсуждения документа. Посему скажу здесь – максимально тезисно – как вижу развитие частной космонавтики в России и её взаимодействие с ГК Роскосмос.
1. Частная космонавтика – это, в первую очередь, частные инвестиции + частная инициатива, а не про частный канал получения бюджетных денег вместе или вместо ГК Роскосмос.
2. Разный опыт развития частной космонавтики в США, Китае и ЕС должен был изучен и осмыслен (sic!) – про дело, а не про хайп и иллюзии – а потом не скопирован, а адаптирован под российские реалии!
3. Главное в поддержке государством частной космонавтики в России не бюджетные деньги (гранты Сколково и НТИ лишь развращают) и даже не новое регулирование (сейчас для этого есть «регуляторные песочницы»). Главное тут доступ к испытательной базе, производственной базе (при необходимости), космодромам или запускам по льготным тарифам. Но самое главное – доступ к госкладовой с готовыми советскими и российскими технологиями и системами, теми же двигателями.
4. Аксиома. В российских реалиях государство НИКОГДА не даст требуемого в п.3 абы кому, тем более стартапам. ТОЛЬКО СПИНОФАМ госкомпаний, включая предприятия ГК Роскосмос, или крупных частных холдингов, которым государство доверяет на все 100%, например: АФК Система, Газпром, а в будущем, надеюсь, Сбер, Яндекс…
5. Разрешить (на определённых государством условиях) доступ в эти спинофы стратегических инвесторов из дружественных стран, а также кооперацию космических компаний из России и дружественных стран. Помимо денег, это облегчит выход на рынки стран-партнеров (возможно, без этого доступ будет вовсе закрыт).
6. Прямой запрет предприятиям ГК Роскосмос заниматься теми услугами, которые могут оказать частные российские космические компании. Исключение одно, если ГК Роскосмос ДОКАЖЕТ, что частные компании этого сделать не могут,
7. В структуре ГК Роскосмос у Руководителя должно быть 4 заместителя: по военным программам (это понятно), по технологическому развитию (тут ядерный буксир, лунный проект…), по инфраструктуре (ракето-носители, спутники, космодромы) и по кооперации с частными и зарубежными (из дружественных стран) космическими компаниями. НИКАКОГО ЗАМА ПО КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ – ибо такой заместитель станет главным врагом внутри Роскосмоса всех частных компаний – объективно, кого на это место не назначь.
8. По пунктам 3 (доступ к инфраструктуре и кладовой Роскосмоса), 5 (иностранные инвесторы и кооперация с иностранцами) и 6 (не лезть без необходимости на рынок) у ГК Роскосмос объективный конкурентный конфликт с частными компаниями. Роскосмос кратно больше, у него в руках госзаказ и регулирование – победитель предопределён. Решение одно – создать механизм разрешения неизбежных рыночных конфликтов. Выше Роскосмоса! Если же к этому механизму добавить определение национальной космической стратегии, межотраслевое управление на направлениях технологического прорыва (ядерный буксир, освоение Дальнего космоса) и межгосударственную кооперацию в космосе (со странами БРИКС+), то получаем тот самый Совет по космосу при Президенте (Совбезе).
Вишенка к шоту. Всего 8 пунктов в программе развития частной космонавтики в России. Но ничего из этого в официальных сообщениях о соглашении между правительством и ГК Роскосмос, частными компаниями не было (надеюсь, что было в обсуждениях). Из этого понятно, почему меня не приглашали на обсуждения. Немейнстрим.
Вторая вишенка к шоту. Опыт Маска показывает, если частная космическая компания хочет добиться успеха (как Space X), она должна смотреть далеко (на 20 лет, минимум) и широко (космос, как часть бизнес-экосистемы). Учиться надо не только государству и ГК Роскосмос, но и самим частным компаниям.
By: via Оперативная линия
Комментариев нет:
Отправить комментарий