Просьба правительства Афганистана к российскому руководству о продаже боевых вертолетов для борьбы с наступающим по всем фронтам «Талибаном» почему-то вызвала нездоровое бурление среди доморощенных экспертов всех мастей, призывающих отказать в ней Афганистану. Дескать, велики риски: во-первых, на Россию могут обидеться талибы за то, что она поставляет ударную авиацию, а, во-вторых, эта техника может попасть в руки талибов.
Хочется спросить этих экспертов – ну и что? Неужели уровень компетентности экспертного сообщества настолько низок и прямолинеен, что не позволяет разглядеть буквально золотые перспективы согласия на это предложения?
Начнем с текущего состояния: сейчас в распоряжении афганских сил национальной безопасности и армии находятся 204 самолета, способных к нанесению ударов по наземным целям; из них технически исправны 167, но это число постоянно сокращается, поскольку афганские инженеры и техники в силу слабой технической подготовки не способны проводить ремонт авиатехники без участия американских специалистов, ранее тянувших основную лямку по поддержанию боевой и технической готовности авиации.
Самые рабочие и ремонтопригодные лошадки - 22 винтовых A-29 Super Tucano с поршневыми двигателями, так называемые «самолеты поля боя», легкие штурмовики, призванные осуществлять непосредственную огневую поддержку наземным войскам в ходе боестолкновения с применением пушек, управляемых бомб и ракет, а также свободнопадающих бомб.
Кроме того, афганские ВВС располагают 50 легкими ударными вертолетами американского производства MD-530, транспортными вертолетами UH-60 Black Hawk и Ми-17 российского производства, а также транспортной авиацией в виде C-130 и Cessna.
До последнего времени полеты на задания самолетов проводились в основном с двух площадок – Кабул и Кандагар, но с захватом талибами Кандагара и его аэропорта, за правительственной авиацией остался только кабульский аэропорт. Недавнее видео, на котором талибы демонстрируют вертолет Ми-35, поставленный Афганистану Индией, более всего впечатлило экспертов – несмотря на отсутствие у вертолета лопастей несущего винта, в нем усмотрели угрозу миру с воздуха, которую теперь несет Талибан.
Не соглашаясь ни с доморощенными, ни с западными экспертами, Контора напоминает: даже если талибы захватят полностью исправные и готовые к боевому применению самолеты, как до этого им в руки попали и оружие, и техника, в том числе танки, ими без надлежащей подготовки управлять невозможно. Помимо этого, талибам надо знать, как и чем вооружать эти самолеты, и, самое главное, без чего не смогут долго летать даже опытные пилоты – как их обслуживать и чем заправлять.
Следует отметить, что Талибан – это не цунамическая орда варваров с юга, всеми 75 тысячами боевиков набежавшими из Пакистана и успешно громящая 300-тысячную группировку афганских войск: это в основной своей массе те же люди и тот же «кадровый резерв», что и для правительственных сил – местное население. Кто-то пошел в армию, чтобы свести концы с концами, кто-то пошел к талибам с той же целью, приправленной идеологическими соображениями. Именно поэтому афганская армия демонстрирует столь низкую боеспособность – фактически в Афганистане уже давно идет гражданская война со всеми ее прелестями, сын на отца, отец на сына, брат на брата и т.д.
Поставляя боевую авиацию в Афганистан, Россия ничем не рискует, кроме утяжеления государственного кошелька: даже если техника попадет в руки талибов, им все равно потребуется российская помощь в ее обслуживании и ремонте, а это дополнительный доход. Боевой радиус запрашиваемой афганским правительством авиации не позволит ни при каких обстоятельствах дотянуть до территории РФ с целью нанесения удара, разве что талибы не закупят самостоятельно воздушные танкеры. Обидятся ли на Россию талибы – даже если и обидятся, то что с того? – где Россия и где Афганистан, а рассчитывать на долговременное расположение или ненависть талибов, быстро меняющуюся в зависимости от политической коньюнктуры, нелепо.
By: via Оперативная линия ★
Комментариев нет:
Отправить комментарий