Коронавирус, Беларусь, Навальный, Ефремов – эти и другие популярные темы, заполонившие ленту русскоязычного сегмента Telegram, изрядно надоели. Они вытеснили из повестки дня куда более важные и интересные для размышления вопросы, в частности о том, говоря словами Ю.Шевчука, «что же будет с Родиной и с нами?» на исходе столетия, когда упомянутые темы будут напрочь забыты в преддверии климатических изменений.
А они довольно впечатляющи. Так, книга «Необитаемая Земля» американского журналиста Дэвида Уоллеса-Уэллса, много лет изучающего изменения климата на основе научных данных, описывает, что потепление климата на два градуса в среднем за год приведет к масштабным наводнениям и затоплениям прибрежных городов, к непрерывным тайфунам и ураганам, гигантским природным пожарам, частым цунами и, самое главное – к запустению огромных пространств суши.
Из-за высоких температур большинство стран Африки, Центральной и Юго-Восточной Азии станут непригодными для проживания, экономика и промышленность перестанут развиваться из-за слишком высоких издержек, а пресная вода и пища станут предметами острейшей конкуренции между целыми регионами.
Россия, располагающаяся в основном в субарктическом и арктическом поясах, имеет наиболее радужные, хотя и не слишком длительные, перспективы. Развивая сухопутную и морскую инфраструктуру северных районов, наша страна имеет все основания встретить глобальные катаклизмы в мягком кресле-качалке, имея возможность защитить себя от внешних посягательств. Иной земли на севере почти нет. А потому взоры тех государств, которые окажутся на пороге климатического коллапса, уже сейчас обращены к будущему санаторию на другом конце планеты – к Антарктиде.
Колоссальный материк, быстро оттаивающий и хранящий в себе неисчислимые запасы пресной воды, полезных ископаемых и природных ресурсов, подобен огромному куску мраморной говядины перед стаей голодных доберманов, пока сдерживаемых строгими ограничениями бессрочного Договора об Антарктике 1959 года. Но не бывает в истории человечества бессрочных договоров, что все прекрасно понимают, а потому все потихоньку наращивают свое присутствие на Южном континенте, пока в виде полярных научно-исследовательских станций и баз, число которых уже превысило сотню, и на первом месте по количеству баз находится Китай.
Антарктические базы – это не те занесенные снегом избушки, как раньше, с бородатыми полярниками, старательно подавляющими чистым спиртом нереализованное либидо. Это целые высокотехнологичные поселки, взаимосвязанные между собой, с быстровозводимыми модульными (а кое-где уже и капитальными) жилыми и складскими конструкциями, дорогами, аэродромами, радиолокационными постами и станциями спутникового мониторинга и слежения, портово-причальными сооружениями, контрольно-измерительными комплексами, транспортной сетью и т.д. Обслуживанием баз занимаются преимущественно вооруженные силы, организующие логистику, снабжение и содержание объектов. На большинстве баз постоянно присутствуют военные специалисты, сменяющиеся по ротации.
В итоге тот, кто к моменту «когда припрёт» окажется наиболее многочисленным, подготовленным и сильным, получит шанс доминирования на пока ещё ничьём континенте. И, скорее всего, этим кем-то будет пытаться стать Китай, обладающий не только перечисленными характеристиками, но и тревожным знанием, что его нынешняя территория грозит стать выжженным пространством, малодоступным для человеческого обитания уже через несколько десятков лет. Лихорадочное строительство военного и гражданского флота, избыточного для зоны китайских жизненных интересов, показывает, что уже в скором будущем эта зона значительно расширится.
Как бы ни хотелось думать, что грядущее противостояние за Антарктиду и великое переселение является больше присущим апокалиптическому сюжету фантастического фильма, приходится считаться с проступающей новой реальностью.
By: via Оперативная линия ★
Комментариев нет:
Отправить комментарий