вторник, 21 августа 2018 г.

Россиян ожидают новые налоги

Правительство РФ продолжает подготовку проекта федерального бюджета на 2019 г. и на плановый период до 2021 г. Главной особенностью бюджетного планирования на этот период становится необходимость изыскать дополнительные средства для выполнения «майского указа» Президента и предложенной главой государства программы прорывного развития.
По части источников решения уже приняты:
повышение НДС с 18% до 20% должно дать не менее 620 млрд. руб. в год;
пенсионная реформа – направлена в том числе на сокращение федерального трансферта на покрытие дефицита Пенсионного фонда (ПФР) и, соответственно, на перераспределение этих средств в будущем;
завершение налогового маневра в нефтяной отрасли (гарантированный суммарный доход к 2024 г. – не менее 1-1,5 трлн. руб.).

Одновременно обсуждается еще целый ряд дополнительных инициатив, также направленных на пополнение доходной части. Большинство инициатив носит ужесточающе-фискальный характер, что в сочетании с другими непопулярными мерами может создавать серьезные социальные и политические риски для власти. Тем более, что подход правительства РФ «люди – новая нефть» в целом носит крайне конфликтный характер и создает крайне серьезные имиджевые и политические риски.

1. Часть инициатив лежит в плоскости повышения эффективности налогового администрирования. Так, Федеральная налоговая служба (ФНС) уже получила право блокировать операции физлиц, которые являются налогоплательщиками НДФЛ и страховых взносов, по всем его счетам в банках и переводам, если в налоговую не был предоставлен расчет сумм налога на доходы физлиц в течение 10 дней после окончания срока сдачи декларации (т.е. с 10 мая очередного года). Мера должна заставить граждан превентивно и более активно регистрировать «неучтенные» доходы из опасений жестких мер со стороны налоговой. При этом в ФНС обсуждают возможность перевести уплату транспортного и земельного налогов и налога на имущество на авансовый принцип (потенциально тоже крайне конфликтная мера).

В то же время, для смягчения социальных рисков уже принят закон, по которому при исчислении налога на недвижимость и землю по кадастровой стоимости будет зафиксирован максимальный коэффициент 0,6 (ранее – планировалось поэтапно увеличить его до 1).

На этом фоне руководство ФНС уже анонсировало ряд мер, которые должны «смягчить» образ службы и выстроить более дружественную систему взаимодействия с добросовестными налогоплательщиками. В частности, ФНС намерена активизировать работу в социальных сетях, запустить цифровую систему ЗАГС в онлайн-режиме в едином «облаке» по единым правилам (это должно сократить время получения услуг до 15 минут), упростить и расширить функционал личного кабинета налогоплательщика.

В свою очередь, Минфин подготовил пакет документов, направленных на корректировку Налогового кодекса и введение с 2020 г. экологического налога вместо платы за негативное воздействие на окружающую среду. Инициатива аргументируется в том числе необходимостью повысить собираемость сборов за экологию (сейчас плата за негативное воздействие взымается Росприроднадзором, а не ФНС).
 
Кроме того, Минфин допускает возможность введения дополнительных ужесточающих мер на табачном рынке в целях пополнения бюджета («плата за вредные привычки»).

2. Еще ряд инициатив направлен на вывод «из тени» самозанятых граждан. Минфин уже подготовил предложения по патентам для самозанятых, по которым налоги будут взиматься по максимально упрощенной системе через электронное приложение. В свою очередь, Счетная палата предлагает дополнительно снизить стоимость патента и «зашить» в него страховые платежи и возможность «покупки» пенсионных баллов.

3. Большой ресурс в повышении доходов бюджета Минфин и особенно Счетная палата (СП) РФ видят в оптимизации налоговых льгот. Минфин уже подготовил проект постановления правительства РФ, предусматривающий ревизию всех выпадающих доходов бюджета, которые обусловлены налоговыми льготами и иными преференциями по сборам и платежам, предусмотренными в качестве мер господдержки (срок общественного обсуждения – истекает 21 августа). Счетная палата РФ ранее неоднократно указывала на неэффективность налоговых льгот. А дополнительное развитие в повестке СП РФ тема ревизии налоговых льгот может получить осенью – на фоне предстоящей защиты докторской диссертации А. Кудрина. Тема диссертации – «Теоретические и методологические подходы к реализации сбалансированной и эффективной бюджетной политики». Один из ключевых выводов – социальные и налоговые льготы в «непроизводственных» секторах сдерживают экономический рост и увеличение производства.

4. На этом фоне помощник Президента А. Белоусов выступил с инициативой разработать механизм изъятия сверхдоходов у металлургической и химической отраслей (в объеме 500-600 млрд. руб. ежегодно). В перспективе механизм может быть распространен на другие сектора экономики. Мера будет преподноситься населению в том числе в логике «выстраивания социальной справедливости» и «равного распределения нагрузки на граждан и бизнес» (т.е. в том числе как «встречная мера» для граждан на фоне повышения пенсионного возраста).

Предложения А. Белоусова уже вызвали крайне острую реакцию со стороны крупного бизнеса и правительства РФ. Первый вице-премьер А. Силуанов уже заявил, что «следует отличать сверхдоходы в виде дивидендов акционерам и инвестиции крупных компаний в создание новых рабочих мест в регионах». В результате тема будет активно обсуждаться в конце августа и начале сентября – при этом в дискуссию уже намерено активно вступать правительство РФ (вероятно участие А. Силуанова в запланированной встрече с владельцами металлургических и химических компаний, которая изначально подавалась как «встреча только с А. Белоусовым»).

Конкретные предложения А. Белоусова могут не получить федеральную поддержку или, как минимум, их реализация может быть отложена на 2019-2020 гг. Однако здесь более значим сам факт начала дискуссии по теме «изъятия сверхдоходов у крупного бизнеса», «социальной справедливости» и «нового общественного договора». Который в этом случае предполагает соразмерное увеличение нагрузки на граждан и бизнес, а не только на граждан – в этом случае отклонение инициатив А. Белоусова еще и создает дополнительные социально-политические риски в контексте пенсионной реформы.

5. В свою очередь, Минэкономразвития выступило с инициативой компенсировать жилищно-коммунальной отрасли негативные эффекты от повышения НДС. Ведомство уже предложило индексировать тарифы ЖКХ в 2019 г. два раза – с 1 января на 1,7% и с 1 июля – еще на 2,4%. Однако резко против уже выступил Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП).

6. В бюджетно-налоговых дискуссиях пока что не прозвучали позиции обеих палат парламента и федеральной «Единой России». Основное заявление главы бюджетного комитета Госдумы РФ А. Макарова на прошедших в июле слушаниях по основным направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политике – «ограничить силовое давление на бизнес».

При этом Совет Федерации уже заявил о своем намерении сохранить статус основного защитника интересов регионов. На парламентских слушаниях по основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики в Совете Федерации глава комитета по бюджету С. Рябухин заявил о необходимости компенсировать регионам выпадающие в процессе налоговых корректировок доходы.

Бюджетно-налоговые дискуссии с участием правительства РФ и других институтов задают новую рамку социально-политических интерпретаций.

В целом подтверждается гипотеза-прогноз о том, что «новый срок Президента В. Путина будет более “левым” по своему характеру». Однако подтверждается она не в буквальной интерпретации. Основной пункт связан с тем, что «влево» смещается ось экономического планирования, а представления о том, что именно государство управляет экономикой и перераспределяет ресурсы, концентрируя их на перспективных и прорывных направлениях, разделяются большинством экономических властей. 

При этом формируются как бы два основных полюса. Один из полюсов – правительство РФ, которое выступает как более умеренный центр, готовый использовать инструменты государственного вмешательства в экономику, но в целом не отказывающийся от рыночных механизмов. Вторым полюсом выступает экономический блок Администрации Президента РФ, неформальным лидером выступает помощник Президента А. Белоусов – сторонник более сильного вмешательства государства в экономику и использование дирижистских подходов в управлении экономикой.

Несколько в стороне (и в явном меньшинстве) находится А. Кудрин, выступающий апологетом уменьшения государственного влияния на экономику. Показательно, что в его подготовленной к защите диссертации большое внимание уделяется не только оптимизации социальных и налоговых льгот, но и вопросам дерегулирования, приватизации госимущества и госкомпаний и т.д. (притом, что тема приватизации вообще практически ушла из публичной повестки правительства РФ даже в качестве «ритуальной» или «дежурной»).

В то же время, в вопросах социальных гарантий и прав наблюдает консенсус практически всех центров влияния на экономические решения по поводу того, что существующий механизм всеобщей (массовой) социальной помощи неоптимален и нуждается в корректировке. То есть при общей установке на увеличение роли государства в экономике (в том числе для осуществления «экономического рывка», заявленного в программе Президента) одновременно подчеркивается необходимость оптимизации социальных и налоговых льгот (а в крайнем приближении – и вовсе увеличения прямой и скрытой налоговой нагрузки на граждан). 




Автор: (sholban) Шолбан-оол Советович Полный текст статьи: http://operline.ru/content/ekonomika-i-finansy/rossiyan-ozhidayut-novye-nalogi.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий