вторник, 17 июля 2018 г.

РОССИЙСКО-АЗИАТСКАЯ АРКТИКА

В последние годы проблемы освоения Арктики включаются в орбиту интересов все большего числа держав, в том числе и тех, которые располагаются вне этого региона. Страны Азии не стали исключением – они постепенно вовлекаются в добывающие, логистические и исследовательские проекты, реализуемые в Арктике. Индикатором этого процесса выступает предоставление Китаю, Японии, Индии, Республике Корее и Сингапуру статуса наблюдателей в Арктическом совете в мае 2013 г. В связи с этим у России, чьи моря покрывают большую часть шельфа Арктического бассейна, появляется возможность ускорить освоение полярных территорий в рамках сотрудничества со странами Азии. Для того чтобы определить основные направления этого процесса, необходимо проанализировать основные группы интересов России и стран Азии в регионе, а затем перейти к рассмотрению конкретных приоритетов наших восточных партнеров и прецедентов их деятельности в регионе.

К ключевым интересам России в Арктике, относится, прежде всего, освоение ее ресурсного потенциала, в первую очередь – углеводородных богатств. Однако запуск новых проектов в этой сфере сопряжен с большими расходами и овладением передовыми технологиями, поэтому устойчивое развитие в этой сфере невозможно без тесного взаимодействия с иностранными инвесторами. На фоне начавшегося в 2014 г. кризиса в отношениях России и Запада сотрудничество в Арктике было подорвано: ряд компаний, попавших под санкции, лишились доступа к долгосрочному кредитованию, были приостановлены поставки высокотехнологичного бурового оборудования, реализация многих проектов была поставлена под вопрос: так, из совместного с Роснефтью проекта по геологоразведке в Карском море вышла американская ExxonMobil, в Российской Арктике приостановили деятельность итальянская Eni, норвежская Statoil. Все это заставляет обратить взор на Восток в поисках новых партнеров. Кроме того, в связи с запуском новых месторождений полезных ископаемых в Арктике возникает необходимость поиска потенциальных покупателей, и динамично развивающиеся экономики стран Азии могли бы выступить в этой роли, стать драйверами устойчивого развития региона. Другим приоритетным направлением для России является развитие СМП, который призван стать как коммерческим проектом по транзиту грузов, так и локомотивом развития северных территорий. Наращивание связей с восточными соседями является, по сути, единственным способом реализовать транзитный потенциал СМП. Кроме того, Россия заинтересована в поддержании мира и стабильности в Арктике, а с учетом того, что иные государства арктического бассейна находятся в конфронтации с нашей страной, привлечение азиатских партнеров в регион представляется вполне обоснованным. Также для нашей страны приоритетным является поддержание экологической безопасности в Арктике и ее научное исследование. В свою очередь, можно выделить четыре группы интересов, привлекающих страны Азии в Арктику. Во-первых, практически полное отсутствие месторождений ископаемого топлива у Японии и их ограниченное количество у Китая делают их зависимыми от импорта (в основном, из Ближнего Востока, ЮВА, Австралии). В связи с этим возникает необходимость диверсификации поставок, и Арктика, обладающая 13% мировых неразведанных ресурсов нефти, 30% природного газа и 20% газоконденсата, рассматривается как вариант подобной диверсификации, особенно в долгосрочной перспективе. Во-вторых, во многом экспортоориентированные экономики стран Азии нуждаются в создании альтернативных транспортных артерий, связывающих регион с Европой, и СМП, будучи кратчайшим морским путем на этом направлении, мог бы взять на себя часть грузооборота. В-третьих, климатические процессы в полярных областях определяют глобальные изменения климата, и страны Азии как крайне уязвимые перед подобными изменениями заинтересованы в интенсификации собственных исследований в полярных областях. В-четвертых, рост значимости Арктики в международных отношениях и мировой экономике влечет рост присутствия в регионе азиатских стран, поскольку они стремятся укрепить свое присутствие на международной арене в глобальном масштабе. В свете этого Арктический совет может стать площадкой для продвижения позиции стран Азии по Арктике, хотя такие возможности в рамках Совета весьма ограничены. Теперь обратимся к рассмотрению «арктических» интересов отдельных стран региона и прецедентов их реализации.

Китай

Главная причина заинтересованности Китая в Арктике лежит в сфере освоения ее природных ископаемых: быстро растущей экономике необходимы бесперебойные поставки ресурсов, особенно с учетом отдаленной перспективы их исчерпания в традиционных районах добычи. В январе 2011 г. между «Роснефтью» и китайской CNPC был подписан меморандум о совместной геологоразведке и разработке полезных ископаемых в Арктике. В 2013 г. CNPC приобрела 20% акций проекта «Ямал СПГ» компании «Новатэк», в марте 2016 г. Фонд Шелкового пути приобрел 9,9% акций. В октябре 2013 г. ОАО «Ямал СПГ» и китайская PetroChina подписали базовые условия соглашения по купле-продаже СПГ. Китайские компании также ведут разработку ресурсов в Гренландии (в основном, железной руды). Особую значимость для страны приобретает добыча редкоземельных металлов, которые имеются, например, на Кольском полуострове, Таймыре, севере Якутии. Китай также проявляет интерес к эксплуатации СМП, так его использование, с одной стороны, может существенно сократить стоимость и сроки доставки грузов в сообщении между Восточной Азией, Европой и восточным побережьем Северной Америки, с другой – позволяет преодолеть зависимость от режима Малаккского пролива и нестабильной обстановки в Южно-Китайском море. Китай уже предпринял ряд шагов на данном направлении. Так, интенсифицировалось сотрудничество с Исландией – с целью превращения его в ключевой логистический центр СМП: в 2013 г. Исландия первая из стран Европы подписала с Китаем договор о свободной торговле, реализуются совместные проекты по освоению исландского нефтегазоносного шельфа. В октябре 2014 г. китайский Poly International Holding и АО «Арктический транспортно-промышленный узел «Архангельск» подписали соглашение о намерениях для реализации проекта постройки нового глубоководного порта в Архангельске. В августе-сентябре 2013 г. китайское судно YongSheng стало первым иностранным контейнеровозом, прошедшем по СМП. Еще несколько лет назад в Китае бытовали оценки, согласно которым к 2020 г. от 5 до 15% внешнеторгового грузооборота будет проходить через СМП. Однако сейчас наблюдается стагнация перевозок по этому направлению: если в 2013 г. по СМП прошло 71 транзитное судно, то в 2014 – 53, а в 2015 – только 18. Тем не менее, с учетом зависимости от наличия стабильного морского сообщения, увеличение присутствия Китая на трассах СМП вполне возможно. Как уже упоминалось, отражением активизации Китая в регионе стало его принятие в Арктический совет. Однако не следует полагать, что вступление в эту организацию дает стране рычаги для влияния на ситуацию в Арктике. По сути, эта организация представляет собой международный форум в сфере охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития арктических районов. В рамках Совета нет механизмов для вовлечения неарктических государств (имеющих статус наблюдателя) в процесс решения региональных проблем. Вступив в Арктический совет, Китай обязался уважать интересы арктических государств, тем самым в известной степени нивелируя собственную роль. Можно сказать, что в рамках данного органа задачи Китая заключаются в доведении до арктических государств своей позиции по тем или иным вопросам, а также содействие реформированию Совета с тем, чтобы неарктические государства получили больший объем прав в нем. Можно прийти к выводу, что энергетическое, транзитное и дипломатическое направления присутствия Китая в регионе приобретут значимость лишь в долгосрочной перспективе. Однако в настоящий момент страна осуществляет интенсивную научную деятельность широкого профиля в Арктике. С 2003 г. на Шпицбергене функционирует научная станция «Хуанхэ», проводятся регулярные (раз в 2 года) экспедиции на ледоколе «Сюэлун», в настоящий момент готовится к вводу в эксплуатацию второй ледокол. Заметим, что ключевые интересы Китая в регионе в той или иной степени присущи и остальным странам, о которых будет сказано далее, поэтому далее будут выделяться в основном специфические интересы потенциальных игроков в регионе.

Япония

Япония раньше других стран Азии обратилась к изучению процессов, происходящих в Арктике. В 1990 г. она присоединилась к Международному комитету арктических исследований, в стране был создан Центр арктических исследований. Большое внимание уделялось перспективам использования СМП, действовала Японская программа СМП, которая установила, что в случае перехода на СМП японские компании понесут убытки.  В то же время активно изучались экологические проблемы региона, так как потенциальные изменения климата могут изменить циркуляцию вод на севере Тихого океана; функционируют две исследовательские станции на Шпицбергене. Однако политика Японии в Арктике достаточно пассивна (ведь Япония, наращивавшая присутствие в регионе дольше всех, вступила в Арктический совет одновременно с соседями). Тем не менее, «арктическая» активность  Японии существует. Страна, несмотря на первоначальный скепсис к СМП, проявляет заинтересованность в его использовании – ведь маршрут Йокогама – Роттердам по СМП на 43% короче, чем через Суэцкий канал. В апреле 2013 г. был принят новый «Морской генеральный план», который подчеркивает важность принятия практических шагов по СМП. В июле 2014 г. компания Mitsui OSK Lines заявила о проекте организации регулярных перевозок СПГ по СМП к 2018 г. Помимо этого, в связи с использованием СМП возникает ряд перспектив экономического развития отдельных регионов страны. Так, принятая в марте 2014 г. программа регионального развития промышленности Хоккайдо подчеркивает необходимость переоснащения портов префектуры, которые в будущем могут стать отправной точкой восточного плеча СМП. Добавим, что впервые японское судно совершило сквозной проход по СМП (с Кольского полуострова в Китай) в 2011 г. Интересы Японии к СМП могут быть охарактеризованы как аналогичные китайским, однако Японии в большей степени ориентирована на получение доступа и доставку ресурсов Арктики, чем на организацию транзита собственных грузов. Важную роль играет то, что страна является крупнейшим в мире потребителем СПГ, под добычу которого в основном запускаются новые проекты. В 2013 г. японская корпорация JOGMEC получила права на освоение нефтяного месторождения на шельфе Гренландии совместно с американскими Chevron и Shell. Ряд японских организаций (например, Японский центр нефтегазовой энергетики) ведут исследования по разработке энергетических ресурсов Арктики. Тем не менее, больший интерес для Японии представляют совместные проекты на Дальнем Востоке России (например, «Сахалин-2» и «Владивосток СПГ»). Фактически, экономическая деятельность Японии в Арктике приостановлена – как из-за санкционного режима со стороны стран Запада, так и из-за снижения цен на углеводороды. В рамках Арктического совета Япония  в основном вовлечена в вопросы климатических исследований. Таким образом, имеется большой потенциал сотрудничества России и стран Азии в деле освоения Арктики, который основан на совпадении ряда интересов. Тем не менее, прецеденты реализации этих интересов на современном этапе носят единичный характер, но с учетом нарастания нестабильности в МО и исчерпания углеводородов в будущем взаимодействие с азиатскими державами в Арктике может приобрести качественно иные масштабы. Интересы стран Азии в регионе характеризуются относительной общностью (диверсификация поставок ресурсов, использование трасс СМП, полярные исследования, вовлеченность в деятельность Арктического совета), однако представляется, что Китай и Япония будут задавать тон в процессе продвижения Азии в Арктику, а РК и Сингапур более заинтересованы в обслуживании потребностей азиатских гигантов и России в рамках строительства необходимой инфраструктуры и обеспечения логистических процессов. Интересы Индии стоят особняком, так как они во многом основаны на соперничестве с Китаем.

Автор: (AleexGreen) Полный текст статьи: http://operline.ru/content/v-mire/rossiysko-aziatskaya-arktika.html

1 комментарий:

  1. Я не могу достаточно отблагодарить мистера Бенджамина за его обслуживание и рассказать людям, как я благодарен за всю помощь, которую вы и сотрудники вашей команды оказали, и я с нетерпением жду возможности порекомендовать друзьям и родственникам, если им понадобится финансовый совет или помощь @ 2% ставка для бизнес-кредита .Через контакт:. 247officedept@gmail.com. WhatsApp ... + 19893943740. Продолжайте в том же духе.
    Спасибо, Бусарахам.

    ОтветитьУдалить