В последнее время сводки новостей так и пестрят по газопроводной тематике.
12 июня в турецком городе Эскишехир состоялась церемония ввода в эксплуатацию Трансанатолийского трубопровода (TANAP), входящего в «Южный газовый коридор» (ЮГК) и предназначенного для транспортировки азербайджанского газа в Европу.
«Южный газовый коридор», частью которого является TANAP, предусматривает поставки газа с азербайджанского месторождения Шах-Дениз в Каспийском море по Южнокавказскому трубопроводу, TANAP и TAP через Грузию в Турцию, а затем в страны Европы, обходя тем самым Россию. По газопроводу TAP, газ планируется доставлять до Италии через Грецию, Болгарию и Албанию. Кроме того, предполагается расширение газопровода Баку — Тбилиси — Эрзерум.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в ходе церемонии подчеркнул важность проекта TANAP и назвал его «энергетическим Шёлковым путём». Турецкий президент заявил: «Энергетика является сферой сотрудничества, а не противостояния. TANAP - наглядное тому свидетельство. Ожидается, что первоначальная пропускная способность газопровода составит 16 млрд кубометров газа в год, 10 из которых пойдут в Европу. Первые поставки газа по TANAP к границе Греции планируется осуществить уже к июню 2019 года».
Буквально накануне намеченного официального открытия азербайджанского газопровода TANAP, новое правительство Италии заявило о намерении пересмотреть проект строительства составной части «Южного газового коридора» — Трансадриатического трубопровода (ТАР). Планировалось, что по нему газ из Азербайджана будет качаться в Италию.
«Учитывая нашу энергетическую политику и потребность в газе, мы считаем проект ТАР в настоящее время абсолютно бессмысленным», — заявил министр окружающей среды Италии Серджо Коста, представляющий «Движение пяти звезд», которое выступает против прокладки азербайджанской трубы.
Он также сообщил, что «этот вопрос уже внесен в повестку дня и будет рассмотрен в приоритетном порядке». Reuters отмечает, что решение итальянского правительства в отношении проекта TAP, стоимость которого оценивается в 4,5 млрд евро, может вызвать значительную напряженность между Римом и консорциумом, которым руководит British Petroleum.
По мнению политического обозревателя ИА REGNUM Станислава Тарасова, если говорить о TANAP и ТАР как составных частях инициированного Азербайджаном «Южного газового коридора», то этот проект усилиями иных американских, европейских и бакинских политиков противопоставлялся российскому «Турецкому потоку», подавался в качестве чуть ли не единственной альтернативы российскому газу, гарантирующей «энергетическую безопасность Европы».
Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявлял, что Баку является «единственным новым источником для европейских стран, так как все остальные источники уже много лет питают Европу природным газом», - сообщали СМИ.
Однако ЮГК не может быть конкурентом для российского «Турецкого потока» по объективным причинам. Согласно данным американского издания Oil Price, в настоящее время более половины потребляемой в Евросоюзе энергии импортируется. Россия поставляет 37,4% природного газа, который получают страны-члены ЕС, из общего ежегодного объема в 600 млрд кубометров. По TANAP планируют отправлять около 13 млрд кубометров газа. Исходя из этого, азербайджанского газа самого по себе явно недостаточно, чтобы быть конкурентоспособным с российским для большого европейского рынка.
Эксперты не исключают, что одним из участников проекта «Южный газовый коридор» в будущем может стать российский «Газпром». Напомним, что в прошлом году российская госкомпания и Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР) подписали контракт, по условиям которого Россия будет поставлять в республику 1,6 млрд куб. м газа в год, — на фоне развития экспортных проектов Баку обратился к импортным поставкам газа для внутреннего потребления.
С точки зрения заместителя генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, прежде всего, российский газ может быть задействован в скрытом реэкспорте топлива в Европу и Турцию. Дело в том, что спрос на газ растёт и на внутреннем азербайджанском рынке, поэтому Баку и начал импорт газа из России.
«Такая практика существует, но для покупателей азербайджанского газа это определённый сигнал о том, что выполнение всех обязательств со стороны Баку не гарантировано без дополнительных схем. Это не будет прямым реэкспортом, но покрытие собственных потребностей за счёт импорта в этой ситуации можно отнести к скрытому реэкспорту. Что же касается второй ветки ЮГК — TAP, то газопровод пока не достроен. Если после запуска этой ветки выяснится, что азербайджанского газа не хватает для её заполнения, не исключено, что газ из «Турецкого потока» может быть доставлен европейским потребителям по этой магистрали, чтобы она не простаивала», — заключил Гривач.
В настоящее время Москва в сотрудничестве с Анкарой строит трубопровод «Турецкий поток», обходя Украину и другие транзитные страны. Он состоит из двух ниток, мощность каждой из них — 15 млрд кубометров, одна нитка предназначена для турецкого рынка, а другая для европейского. Потребление природного газа в Турции составляет 50 млрд кубометров в год. 24−25 млрд обеспечивает Россия. Азербайджанские 16 млрд кубометров газа несопоставимы с российскими 193 млрд. Поэтому утверждать, что действия нового итальянского правительства в отношении отказа от TAP инициируются Москвой, нет оснований.
Очевидно, что TANAP и TAP не решают проблемы энергетической безопасности Европы и у неё нет серьезной альтернативы российскому газу, тем более, что Норвегия сокращает добычу на своих месторождениях, которые истощаются. А у Италии газовый рынок и без того уже давно диверсифицирован: она закупает топливо из большого числа источников — Алжира, Катара, Ливии, Голландии, Норвегии и России.
Автор: (Lesya) Леся Марченко Полный текст статьи: http://operline.ru/content/v-mire/povliyaet-li-transanatoliyskiy-truboprovod-na-eksport-rossiyskogo-gaza.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий