США решили ужесточить санкции против Ирана, выдвинув в качестве предлога невыполнимые требования
Можно утверждать, что в противостоянии Ирана и США произошёл новый поворот, который закончится ужесточением антииранских санкций. Об этом говорит анонсированная 20 мая госсекретарём США Майклом Помпео «новая всеобъемлющая стратегия США в отношении Ирана» в ходе его выступления в офисе аналитического центра «Heritage Founfation» в Вашингтоне.
Майкл Помпео предъявил Ирану лист требований из 12 пунктов, «чтобы сохранить Совместный всеобъемлющий план действий» (СВПД), подписанный республикой и «шестеркой» международных посредников (РФ, КНР, США, Великобритания, Франция и ФРГ) в 2015 году.
Очевидно, что Иран не станет выполнять данный список требований, поскольку в нём тема ядерного оружия увязана с рядом новых претензий.
Так, Иран должен не только «раскрыть информацию о ядерной программе», «прекратить обогащение урана», «остановить работу тяжеловодного ядерного реактора», «прекратить разработку баллистических ракет», но также «освободить всех граждан США и их партнёров, задержанных в Иране», прекратить поддержки «ближневосточных террористических организаций», «соблюдать суверенитет Ирака» (перестать помогать шиитам Ирака и хуситам в Йемене), «вывести свои войска из Сирии», «прекратить поддерживать «Талибан», перестать давать убежище «террористам «Аль-Каиды» и «прекратить угрожать своим соседям» (очевидно, Израилю, Саудовской Аравии и Объединённым Арабским Эмиратам), в том числе, посредством «деструктивных кибератак».
Если «арбитрами» по СВПД и «ядерной программе» являлись инспектора МАГАТЭ страны-гаранты «сделки», то объективных «контролеров» по столь обширному списку невозможно. Кроме того, Ирану пришлось бы распрощаться с проектом обретения статуса регионального лидера.
Между США и ЕС углубляется раскол по «иранскому вопросу»
С момента, когда 8 мая Дональд Трамп заявил, что США выходят из «ядерной сделки» с Ираном, Вашингтон начал склонять на свою сторону европейских союзников.
Однако позиция Ирана оказалась похожа на ультиматум: 19 мая на встрече в Тегеране комиссара ЕС по вопросам энергетики Мигеля Ариаса Каньете и главы МИД Ирана Мохаммад Джавада Зарифа последний заявил, что для сохранения «ядерной сделки» Евросоюзу необходимо компенсировать Ирану ущерб от американских санкций.
Следует напомнить, после введения «антииранских санкций» со стороны США и ЕС в 2011–2012 годах товарооборот между Европой и Ираном резко упал. После отключения иранских банков от SWIFT Иран сосредоточился в торговле нефтью и нефтепродуктами на Индии, Турции, Японии, Южной Корее и некоторых арабских странах, перейдя с ними на бартер, их валюты, а также на использование подставных фирм и мелких торговых и финансовых посредников. Тайное сотрудничество с ЕС иногда «вылезало наружу», как в скандале 2012 года с английским банком «Standard Chartered», который провёл более 60 тыс. транзакций в пользу Ирана.После снятия санкций 1 января 2016 года ЕС начал быстро расширять бизнес в Иране: взаимный товарооборот в 2016 году достиг $5 млрд, а в 2017 году – более $10.
На данный момент французские («Total», «Airbus»), немецкие («BASF», «Siemens») и итальянские («Eni») компании подписали сделки по освоению иранских нефтегазовых месторождений, поставкам энергоносителей в Европу, развитию транспорта и иной инфраструктуры в Иране.
Общий объем всех заключенных и подготовленных к подписанию сделок измеряется десятками миллиардов долларов. Так, компания «Saipem» (дочерняя структура нефтяного гиганта «Eni») заключила с Национальной иранской нефтяной компанией (NIOC) договор на сумму $5 млрд, «Airbus» должен поставить в Иран около 200 самолетов на сумму около $20 млрд.
Таким образом, Европа имеет серьёзные основания для «бунта» против США.
Вместе с тем, официальная статистика Евросоюза показывает большое положительное сальдо торговли Европы с США (порядка €100 млрд), что многократно больше, чем при торговле с Ираном.
Таким образом, возмущение Европы в полноценный бунт против США вряд ли перерастёт.
Следует также отметить, что ЕС имеет доступ на рынок инвестиций США, а также имеется множество взаимных обязательств.
По всей вероятности, европейцы будут идти к ограниченному сотрудничеству с США. Ускорится создание единой армии Евросоюза – «PESCO» («Постоянное структурное сотрудничество» - «Permanent Structured Cooperation»).
Опрометчивые действия Дональда Трампа по введению импортных пошлин и другими протекционистскими мерами будет постепенно сокращать положительно сальдо торговли Европы с США. Если через 5-10 лет это сальдо станет «нулевым», то Европе станет нечего терять, то она действительно сможет начать переориентировать свои торгово-экономические отношения на другие регионы, в том числе, Иран.
Россия будет оставаться на стороне Ирана как союзника в «сирийском вопросе»
Для России конфликт США и Европы по поводу Ирана важен потому, что затрагивает два российских проекта – строительство «Северного потока-2» и удержание своих позиций в Сирии.
Позитивным для России фактором оказалось то, что покупатели американского сжиженного природного газа (СПГ) в Евросоюза всё чаще стали выступать против него, поскольку это сланцевый газ этан, (а не метан, который посталяет Россия). Этан считается худшим из углеводородов и используется только в химической промышленности, например, для производства пластика. Метан же подходит для электростанций, генерации тепла и т.п.
Таким образом, для Германии с её промышленностью поставки именно российского газа особенно важны, (в отличие от Франции), поэтому Берлин будет сопротивляться американскому давлению сильнее Парижа. Об этом же говорит визит канцлера ФРГ Ангелы Меркель в Китай (24-25 мая): Германия намерена всерьёз сопротивляться и спешит также заручиться поддержкой Пекина.
Россия в конфликте Ирана с США и Израилем будет оставаться, несмотря на множество разногласий, на «иранской стороне». Во многом это обусловлено сильными связями Израиля и США и наличием там мощного «еврейского лобби».
В отечественной публицистике часто утверждается, что проводником «еврейского влияния» в администрации Дональда Трампа является зять и советник Трампа Джаред Кушнер, имеющий еврейское происхождение. Вместе с тем, множество источников указывает на другого «еврейского лоббиста» - на советника президента США по национальной безопасности Джона Болтона (работает в этой должности с 9 апреля 2018 года). Этот человек основал в 2010 году и возглавляет международную общественную организацию «Инициатива друзей Израиля». Он также характеризуется как на редкость жёсткий «ястреб» и известен обвинениями Кубы и лично Фиделя Кастро в экспорте биологического оружия, инициативами по вводу войск в Ирак и т.д.
Это объясняет, почему Израиль сейчас «чувствует силу и поддержку» с американской стороны и почему Израиль (опрометчиво на наш взгляд) подтолкнул США выйти из «иранской ядерной сделки» вместо того, чтобы настаивать на договорённостях с Россией (например, о разделении с США сфер ответственности в Сирии). Сегодня идёт ощутимый обмен ударами между Ираном и Израилем на территории Сирии, однако пока размах невелик и Россия может позволить себе оставаться в тени.
Израиль также допустил ошибку, попытавшись сместить президента САР Башара Асада и поддержав поддерживая соответствующие вооруженные группировки. Израильское руководство хотело разрушить формирующуюся шиитскую ось между Тегераном и Дамаском (вместо того, чтобы занять гибкую позицию и остановить агрессию Запада против Башара Асада и поддержать последнего в борьбе с международным терроризмом).
Если Россия допустит разгром иранского контингента в Сирии, то самостоятельно она не сможет одними бомбовыми ударами бороться с террористами. Если же Москва самоустранится от решения «иранского вопроса», то ей придётся уходить из Сирии.
На нынешней стадии войны Россия не может препятствовать ударам Ирана по Израилю и наоборот. Однако в критической ситуации Россия, очевидно, сможет поставить комплексы С-300 сирийским ПВО, что вероятно прекратит атаки Израиля.
Следует также отметить, что на встрече президентов России и Франции Владимира Путина и Эмманюэля Макрона (24 мая) последний выступил за политическое урегулирование в Сирии и пообещал предоставить республике гуманитарную помощь в размере €50 млн.Это яркое свидетельство охлаждения отношений между США и Францией, хотя о дальнейших шагах в этом направлении – например, о выводе французских войск из «международной коалиции» речи пока не идёт.
Ужесточение санкций США против Ирана и попытки американских стратегов заставить Евросоюз поддержать эти меры будут упираться в саботаж с «европейской стороны». Безусловно, на откровенный «бунт против США» Европа не пойдёт (в силу куда бόльших объёмов торговли с США, нежели с Ираном, а также из-за наличия ряда европейско-американских обязательств), однако быстро Евросоюз «на попятную» также не пойдёт. Кроме того, ЕС ускорит укрепление свою европейской независимости, в частности, создание единой армии Евросоюза – «PESCO», которая послужит не альтернативой НАТО, а дополнением.
США и Израиль, усиливая прессинг на Иран, будут сталкиваться с всё возрастающим сопротивлением. Вероятнее всего, Дональд Трамп не выдержит «конфликта против всех» и начнёт отыгрывать назад. Так, ведущиеся сегодня переговоры с Китаем о мерах по сокращения дефицита торгового баланса, вероятно, завершатся смягчением санкций против Китая.
Интенсивность ирано-израильских обменов ударами в ближайшее время не вырастет в силу запутанности ситуации для Израиля, в том числе, из-за враждебности Турции. В перспективе же, если Израиль договорится о нейтралитете Турции и России, интенсивный ирано-израильский военный конфликт вполне возможен.
Россия сохранит своё присутствие в регионе, продолжит защиту суверенитета Сирии и охрану своих военных баз в Тартусе и Хмеймиме. Россия также продолжит помогать своим союзникам, в том числе, Ирану, и будет бороться за сохранение «иранской сделки», как об этом заявил 25 мая Владимир Путин.
Автор: (sholban) Шолбан-оол Советович
Полный текст статьи: http://operline.ru/content/v-mire/rossiya-podderzhit-es-i-iran-v-protivostoyanii-s-ssha.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий