понедельник, 14 мая 2018 г.

Минкомсвязи рефлексирует под влиянием спецслужб

Наиболее тяжелым фронтом работы Минкомсвязи под руководством Николая Никифорова стало выполнение все возрастающих требований спецслужб по контролю за электронными коммуникациями граждан.

По традиции каждый министр связи вносит свою лепту в укрепление безопасности страны и обеспечению возможностей спецслужб по перехвату электронных коммуникаций граждан.  Не обошла эта участь и нынешнего главу Минкомсвязи Николая Никифорова. 

В 2013 г. он расширил действие СОРМ-2. К тому моменту правоохранительные органы, и, в частности, ФСБ, хотели получать сведения об абонентах не только по их традиционным идентификаторам: паспортным данным, адресам проживания, IP-адресам и т.д.

Кроме этого провайдеров обязали идентифицировать абонентов по никам в ICQ и адресам в популярных бесплатных службах электронной почты. Кроме того, по команде с пульта управления СОРМ-2 провайдер стал обязан записывать интернет-трафик определенного абонента в течение 12 часов. Провайдеры протестовали, так как для них изменения означали для них новые затраты, исчисляющиеся сотнями миллионов долларов. Но их голос снова проигнорировали.

Если абонентов фиксированного и мобильного интернета формально идентифицировали по их паспортным данным, то пользователей пунктов коллективного доступа в интернет (интернет-кафе) и Wi-Fi такое требование не касалось. В 2014 г., в рамках «антитеррористического пакета законопроектов» данный пробел был закрыт.

Впрочем, эти шаги оказались фрагментарными по сравнению с «пакетом Яровой». Финальная версия постановления Правительства появилась буквально на прошлой неделе. Согласно документу, как сотовые, так и фиксированные телефонные операторы с даты вступления в силу соответствующей нормы - 1 июля 2018 г - должны будут хранить запись телефонных переговоров в течение полугода.

Интернет-провайдеры также должны будут хранить трафик за период до полугода, но лишь с 1 октября 2018 г., и для них будут ограничения по используемой емкости. Оператор должен будет задействовать емкость, необходимую для хранения трафика абонента за период в течение одного месяца до даты, как оператор согласует с ФСБ и Роскомнадзором запуску соответствующего оборудования.

Каждый год в течение пяти лет данная емкость должна увеличиваться на 15%. В 2022 г. правительству предстоит пересмотреть требования к хранению содержимого сообщений. В таком виде реализация требований Пакета Яровой обойдется крупным сотовым операторов в 30-40 млрд руб. на каждого. 
Если вопрос о том, как заставить телекоммуникационных операторов выполнять требования «пакета Яровой», не стоит, поскольку в случае отказа они просто лишатся лицензий и прекратят работу, то с ОРИ (организаторы распространения информации в интернете)  все гораздо сложнее. 

Российское антитеррористическое законодательство предполагает блокировку доступа к ОРИ их отказа от выполнения требований закона. Реестр ОРИ Роскомнадзор завел осенью 2014 г., но первые два года в него входили только российские сервисы, а Роскомнадзор нарушителей не наказывал.

С начала 2017 г. Рсокомнадзор начал наступление на ОРИ. За отказ в регистрации в соответствующем реестре была заблокирована разработанная в России онлайн-рация Zello. За этим прецедентом последовала блокировка еще ряда второстепенных иностранных интернет-мессенджеров.

В то же время крупнейшие площадки: WhatsApp, Viber, Facebook - в реестре ОРИ так и не зарегистрировались, но и санкций к ним не применяли. А вот с Telegram вышло иначе.

Осенью 2017 г. ФСБ потребовала от Telegram ключи для дешифровки трафика его пользователей. В связи с отказом сделать это Роскомнадзор через суд добился блокировки Telegram.

Блокировка Telegram началась в апреле 2018 г. и привела к тяжелым для всего российского интернета последствиям. Telegram и его пользователи стали активно искать методы обхода блокировки. Рсокомнадзор стал блокировать все подсети, через которые может работать Telegram и сервисы для обхода блокировок.

В итоге к концу апреля 2018 г. в России было заблокировано около 18 млн IP-адресов (до начала блокировки Telegram общее число заблокированных в России IP-адиресов составляло лишь 30 тыс.). В числе прочих оказались заблокированы миллионы IP-адресов, принадлежащих «облачным» сервисам Amazon Web Services, Google, Microsoft Azure и т.д.

В результате перебои стали испытывать пользователи самых разных сервисов. В том числе неполадки начались у различных сервисов Google и мессенджера Viber. Но сам Telegram большей частью продолжал быть доступен, причем без использования различного рода средств обхода блокировок. 

Финал данной ситуации пока неочевиден. Глава Минкомсвязи Николай Никифоров выразил удивление тем, что претензии предъявляются к Telegram, а не к Viber, WhatsApp и Facebook.

Будущему составу кабинета министров будет непросто. Желание спецслужб все больше контролировать действия пользователей электронных коммуникаций и их переписку все чаще создает проблемы телекоммуникационной и интернет-отрасли. Гигантские расходы, которые операторы должны будут понести на хранение содержимого переписки пользователей, могут отодвинуть запуски в России новых технологий, в частности, сетей пятого поколения сотовой связи (5G).


Автор: (admin) Администратор Полный текст статьи: http://operline.ru/content/v-rossii/minkomsvyazi-refleksiruet-pod-vliyaniem-spetssluzhb.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий