Российская политика в регионе является взаимовыгодной и нацелена на оказание содействия странам ЦА в решении задач их дальнейшего социально-экономического и культурно-гуманитарного развития, обеспечения стабильности и безопасности, в том числе с учетом расширения военного сотрудничества, увеличения научно-технического потенциала. За пять лет Россия оказала помощь развитию региона в размере 6,7 млрд. долл. США (4 млрд. – на двусторонней основе, более 2,6 млрд – по линии международных организаций). Россия остается крупнейшим донором региона по линии ООН. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве представляют собой обоюдную выгоду. Зона свободной торговли СНГ и ЕАЭС дают возможность упрощенного выхода на ближние рынки емкостью более 182 млн. потребителей. Развитие отношений России с государствами Центральной Азии сопровождает солидная договорно-правовая база. На сегодня между Россией и странами ЦА действует более 890 двусторонних договоров и межправсоглашений. Удельный вес торговли с Россией в общем товарообороте стран ЦА равен 30%, его объем – 35 млрд долл. Наша торговля отличается структурированностью: не только сырье, но и промтовары, сельхозпродукция, товары химии, нефтехимии, металлургии автомобиле- и машиностроения. Россия занимает позиции крупнейшего инвестора. Накопленные инвестиции России в регионе составляют 18 млрд. долл. США (в т.ч. 47% - в ТЭК, 22% - цветную металлургию, 15% - телекоммуникации). Активно развиваются контакты с Казахстаном – ведущей экономикой региона, нашим союзником по наиболее продвинутым формам военно-политического и экономического сотрудничества. Особое внимание уделяется расширению прямых связей субъектов Российской Федерации с областями Казахстана. Энергично развиваются отношения с Киргизией. Сложившийся на сегодняшний день механизм двустороннего взаимодействия, включая регулярный диалог на высшем и высоком уровнях, активные контакты между заинтересованными министерствами и ведомствами, парламентами двух стран, деятельность Межправительственной Российско-Киргизской комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и гуманитарному сотрудничеству, позволяли успешно, на системной основе решать текущие и перспективные вопросы российско-киргизских отношений. В рамках процесса вхождения Киргизии в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) Российская Федерация продолжает оказывать республике существенное финансовое и техническое содействие, направленное на обеспечение максимально комфортной адаптации ее экономики к новым реалиям. Сотрудничество с Узбекистаном выстраивается в духе стратегического партнерства и союзнических отношений. Получает дальнейшее развитие политический диалог наших стран на высшем и высоких уровнях. Между Россией и Таджикистаном поддерживаются тесные связи в политической области, в том числе, контакты на высшем уровне. Россия поддерживает ряд крупных проектов, реализуемых в Таджикистане учреждениями системы ООН, такими как ВПП ООН, ЮНИСЕФ, Европейская экономическая комиссия, ВОЗ, ПРООН, а также МОГО (МЧС России доставило в республику груз гуманитарной помощи (сборно-разборные дома) на общую сумму до 3 млн. долл. США). Между Россией и Таджикистаном осуществляется взаимодействие в рамках СНГ и других интеграционных объединений – ОДКБ и ШОС. Поддерживается устойчивый политический диалог с Туркменистаном, в том числе, на высшем уровне. Немаловажную роль в снижении социальной напряженности играют российские подходы к миграционной политике в отношении граждан из ЦА. Прослойка безработной молодежи, ставшей в свое время движущей силой арабских революций, сегодня мигрирует из ЦА, прежде всего, в Россию, поглощающую излишек центральноазиатских трудовых ресурсов. Россия открыта к взаимовыгодному сотрудничеству по миграционным вопросам. Здесь предпринимаются усилия как в рамках двусторонних отношений, так и в многостороннем формате. Сохраняется общее гуманитарное пространство с ЦА. Русский язык и культурное влияние способствуют поддержанию традиций светской власти в регионе, соединяют государства Центральной Азии с европейской христианской цивилизацией. Это является важным инструментом профилактики религиозного экстремизма. Развивается взаимодействие с центральноазиатскими партнерами в сфере гуманитарного сотрудничества. Сегодня в России обучается по государственным стипендиям около 25 тыс. и в частном порядке более 50 тыс. студентов из Центральной Азии. Россия заинтересована в стабильном и безопасном развитии государств Центральной Азии и их окружения. Проводится работа по максимальному расширению потенциала двустороннего и многостороннего сотрудничества со странами ЦА в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, в первую очередь, ориентируясь на приоритетное использование потенциала таких международных организаций, как ООН, ШОС и ОДКБ. Ситуация в Центральной Азии в целом стабильна, но не лишена рисков, связанных с процессами в Афганистане. Вызывает обеспокоенность развитие ситуации на севере Афганистана, особенно рост в последнее время численности и активизация международных террористических группировок исламских экстремистов и фундаменталистов в этом регионе, прежде всего состоящих из этнических представителей стран ЦА. Все большее влияние в регионе захватывают группировки «Исламского государства» (ИГ), не скрывающие, что главной их целью является дестабилизация обстановки в ЦА и свержение светских властей в этих странах. В связи с усиливающимся влиянием новых вызовов необходим скоординированный подход. В данной сфере важно опираться на опыт уже действующих в регионе механизмов противодействия этим угрозам в рамках СНГ, ОДКБ и ШОС. Одной из причин порой возникающих трений между государствами в Центральной Азии остается неурегулированность проблемы водопользования. Россия последовательно проводит в диалоге с партнерами тезисы о том, что в регионе должна быть выстроена взаимовыгодная и справедливая система водораспределения с соблюдением норм международного права и экологической безопасности. Необходим учет интересов всех стран региона, в т.ч. в обеспечении доступа к водным ресурсам. Здесь также не обойтись без регионального подхода. Водопользование в регионе тесно связано с проблематикой развития гидроэнергетики и орошаемого сельского хозяйства. Сбалансировать соответствующие потребности стран верхнего и нижнего течения трансграничных рек в ЦА является первоочередной задачей. Россия вносит свой вклад в развитие гидроэнергетического потенциала ЦА. В качестве примера можно привести Сангтудинскую ГЭС-1 в Таджикистане, крупнейшее российско-таджикское совместное предприятие. Россия исходит из того, что открытые для равноправного участия региональные энергетические проекты представляют новые перспективы для развития экономик стран региона, а также способствует расширению взаимовыгодного экономического сотрудничества. В Ферганской долине сходятся границы Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. В данном районе проживает порядка 20% населения Центральной Азии с плотностью до 500 чел на 1 кв. км (на площади менее чем 5% от общей территории всего региона). В регионе имеются анклавы Ворух и Кайрагач (расположены внутри Киргизии, но территориально относятся к Таджикистану), Сарвак (таджикский анклав на территории Узбекистана), Джани-айыл, Сох, Таш-Добе, Чок-Кара, Шахимардан (расположены внутри Киргизии, но в административном плане относятся к Узбекистану), Барак (киргизский анклав в Узбекистане). В этой связи актуальными по-прежнему остаются вопросы пограничного размежевания. Сохранение своей ключевой роли в Центральной Азии и на постсоветском пространстве в целом один из приоритетов современной политики Российской Федерации (РФ). Решение этой стратегической задачи напрямую связано с развитием сотрудничества в сфере безопасности, что в условиях сложной региональной и международной обстановки (наряду с бесспорной актуальностью) имеет и значительный политико-пропагандистский эффект. Несмотря на множество разобщающих факторов, сопровождавших после распада Советского Союза суверенное развитие каждой постсоветской республики, общее историческое прошлое, экономические, культурные, языковые и другие традиционные связи все же обусловили определенное стремление и РФ, и республик ЦА к взаимодействию в сфере обеспечения как коллективной, так и национальной безопасности. При этом двусторонним отношениям до сих пор отдается большее предпочтение, поскольку именно такой формат подразумевает более конкретные и практические формы военного сотрудничества, является самым доверительным, позволяя избежать негативного налета амбиций и взаимонепонимания, что зачастую проявляется в многостороннем формате.
Автор: (smyrf74) Союзбек Мырсалиев
Полный текст статьи: http://operline.ru/content/v-mire/vygoda-ot-sotrudnichestva-tsentralnoy-azii-i-rossii.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий