воскресенье, 18 марта 2018 г.

ВПК —драйвер экономического роста?

Современное состояние и тенденции развития отечественного оборонно-промышленного комплекса (ОПК) не только характеризуют степень национальной безопасности и обороноспособности Российской Федерации, но и во многом определяют экономический потенциал страны. Оружие, как правило, является продуктом высокотехнологичным и наукоемким. В этой связи развитие производства для обеспечения собственной обороноспособности сил ведёт и к увеличению продаж на мировом рынке высокотехнологичной продукции. 

Руководство России придаёт данному факту особое значение, так как вооружения и военная техника (ВВТ) — один из немногих продуктов, с которым наша страна как экспортер является конкурентоспособной на мировом рынке высокотехнологичной продукции. При этом следует отметить заявление президента РФ Владимира Путина о том, что «способности экономики быстро увеличивать объемы оборонной продукции услуг в нужное время — одно из важнейших условий обеспечения военной безопасности государства. К этому должны быть готовы все стратегические и просто крупные предприятия независимо от формы собственности». В связи с этим рассмотрение вопросов участия России в международной торговле ВВТ представляется весьма актуальным.

Напомним, блестящие результаты показал военно-промышленный комплекс: по последним данным, в минувшем году Россия продала на иностранных рынках вооружения на сумму 14 млрд долл., что более чем на 100% превосходит показатель 2016-го. Основной сенсацией года на этом рынке стали контракты на покупку вооружений с Турцией и Саудовской Аравией, традиционными союзниками США, на сумму около 6 млрд долл. 

Так, по расчетам специалистов Стокгольмского института исследования проблем мира (далее — SIPRI), лидерами экспорта в данном сегменте международной торговли остаются США, Россия и Китай. На США приходится треть всего мирового экспорта вооружений. С 2012 года доля Вашингтона в торговле оружием выросла на 21%. Доля России в 2012—2016 годах составила 23% от общего объема. Доля России постепенно уменьшается: в прошлую «пятилетку» она составляла 24,2%, а в 2002—2006 годах — 26,2% от всех мировых поставок оружия.


В последнее время Россия активно демонстрирует и экспортирует высокотехнологичное вооружение, а это не может не привлекать большое внимание. На учениях военно-воздушных сил Китая был продемонстрирован импортированный из России многоцелевой истребитель Су-35С. Благодаря его высокому боевому радиусу действия и мощной разрушительной силе Су-35С стал основной силой военно-воздушных сил КНР. Также многие страны заказали зенитную ракетную систему большой и средней дальности С-400 с возможностью поражения боеголовок баллистических ракет. На полигоне «Сары-Шаган» в Казахстане прошли успешные испытания новой российской системы противоракетной обороны А-235 и ракет-перехватчиков 53T6M. В США Россию рассматривают как «стратегического противника». На фоне усиления военного давления на Россию странами Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона демонстрация нового высокотехнологичного оружия лишь помогает России реагировать на такие вызовы.

Отличной демонстрацией качества российских ВВТ стала операция Вооруженных сил России в Сирии. По факту, эскалация конфликта и успехи Вооруженных сил России действительно вызывают повышенный интерес у иностранных заказчиков. К примеру, Россия и Саудовская Аравия после визита короля Салмана в Москву заключили договор по С-400 — зенитной ракетной системы большой дальности, предназначенной для уничтожения авиации, крылатых и баллистических ракет, в том числе среднего радиуса действия стоимостью свыше 2 млрд долл. 

Однако, судя по последним сообщениям военных ведомств и СМИ России, в 2017 году достижения российской военной промышленности имели колоссальный прорыв не только в исследованиях, разработках и продаже передовых вооружений, но также были достигнуты успехи и в модернизации всего вооружения российской армии и был выполнен план по экспорту вооружения. В нынешних условиях, когда Россия сталкивается с ежедневным увеличением военного присутствия США и стран НАТО, которые имеют на вооружении более высокотехнологичное оружие, а также в условиях возможной эскалации конфликтов в таких горячих точках, как на Кавказе, Украине и в районе Балтийского моря, российская военная промышленность путем модернизации вооружения увеличила боевые возможности и повысила устрашающий эффект вооруженных сил РФ. Более того, Россия создала технологическую и промышленную базу, которая позволяет ей соперничать с США в крупномасштабных военных операциях.

Для российской оборонной промышленности 2017 год был довольно плодотворным. На выполнение государственного оборонного заказа на 2017 год будет выделено более 1,4 триллиона рублей. А основную долю средств, более 65%, планировалось направить на серийные закупки современных видов вооружений и военной техники. За последние пять лет такие большие инвестиции увеличили долю современной техники в вооруженных силах РФ в четыре раза. В настоящее время идет планомерный процесс перевооружения российской армии. В конце 2017 года доля такого оружия в войсках составила 60%, а к 2020 году планируется модернизировать 70% военной техники. Вооружения советской эпохи затрудняет процесс модернизации современной российской армии, которая получила это вооружение в «наследство» после распада СССР. 


Перевооружение, которое было еще начато в 2013 году, а также проведение реформ в вооруженных силах оказали положительное влияние на боеспособность российской армии, что и было продемонстрировано в ходе военных действий в Сирии. Более того, в последние годы российская военная промышленность также продемонстрировала высокие результаты в исследованиях, разработках и производстве военной техники. По сообщениям российских СМИ, вице-премьер России Дмитрий Рогозин заявил о том, что государственный оборонный заказ в 2017 году был выполнен на 97—98%. Он отметил, что по цифрам результат не хуже показателей 2016 года. Эти цифры говорят о том, что масштабная государственная программа вооружений в серьезной мере стимулировала развитие российского оборонно-промышленного комплекса. Все это создает возможность для «долгосрочной конкуренции» в области военных научных исследований.

Конечно, в условиях всестороннего перевооружения вооруженных сил России закупки вооружения для российской армии являются важным инвестиционным направлением. Если смотреть на соотношение доли современной техники в различных родах войск армии России, то можно увидеть, что Стратегические ядерные силы и Воздушно-космические силы, несомненно, являются ключевыми сферами, куда инвестируют больше всего. По заявлениям российских СМИ, планируется, что в 2018 году доля современной техники в армии России достигнет в Стратегических ядерных силах — 82%, а в Воздушно-космических силах — 74%. 

Одновременно с этим вполне возможно, что в ближайшие несколько лет эта доля будет увеличиваться еще больше. Ракетные войска стратегического назначения очень важны, так как они предназначены для стратегического сдерживания противника. Именно поэтому в этой сфере, даже в 1990-е годы, когда экономика России находилась в труднейшем положении, продолжалась модернизация и научно-исследовательская работа. В новом «Обзоре состава и количества ядерного оружия» США подчеркнули, что в условиях, когда России угрожает потеря превосходства в сфере ядерного оружия, в России отдается приоритет развитию стратегических ракетных войск. Это один из способов реакции России на военное давление со стороны Западных стран и обеспечения стратегической безопасности страны.


Решение о том, что российскому ОПК хватит прохлаждаться, выпуская конверсионные сковородки, было принято в 2008 году, после грузино-осетинского конфликта. Тогда операция по принуждению к миру, проведенная российской армией, вскрыла немало черных дыр и серых пятен в обороноспособности страны. Реформа армии начала проводиться по всем фронтам: в боеподготовке личного состава, наведении порядка в управлении, создании нормальных условий для жизни и службы офицеров и солдат.

Серьезные деньги в оборонку пошли после относительно небольшого подготовительного периода — с 2012 года. К этому времени предприятиям ОПК рекомендовали не только подтянуть свои производственные мощности, но и представить новые разработки. В подробности вдаваться в этой области не принято, оборонка любит тишину, но эксперты кулуарно говорят, что Челябинская область в решении задач, поставленных перед ОПК страны, считается чуть ли не круглой отличницей. А значит, есть смысл надеяться, что за первым триллионом в нашу экономику подтянется и следующий. Однако во многом это будет зависеть от того, какой позиции в отношении ОПК будет придерживаться будущий президент страны. 

В настоящее время планы самовыдвиженца Владимира Путина в вопросе оборонки, пожалуй, наиболее понятны. Именно с его подачи в 2012 году были запущены реальные деньги в российский ОПК. Из официальных заявлений ясно, какой программы будет придерживаться Путин в дальнейшем. В частности, он заявлял, что к 2020 году в соответствии с планами масштабное перевооружение армии и флота завершится. «Да, конечно, мы и дальше будем совершенствовать нашу армию и флот, но пик будет пройден, и такого объема заказов для оборонки не будет, — говорит Владимир Путин. — В дальнейшем предстоит выйти на плановое, ритмичное оснащение Вооруженных сил, пополнять их арсеналы по мере необходимости и износа действующей техники и, конечно, работать над вооружением новых поколений».

При этом, судя по всему, Путин не собирает бросать оборонные предприятия после того, как основная масса заказов будет ими выполнена. «Нужно по максимуму использовать потенциал оборонно-промышленного комплекса, который мы создали, создаем и укрепляем сегодня, — говорит Владимир Путин. — Нужно будет обеспечить предельную загрузку уже имеющихся мощностей, поэтому сейчас необходимо сосредоточиться на диверсификации оборонных производств. Нужно уже сегодня думать об увеличении выпуска продукции гражданского и двойного назначения на предприятиях оборонного комплекса».

Что интересно, о возвращении ОПК к «сковородкам» речи не идет. «При выпуске гражданской продукции нельзя ориентироваться на так называемый ширпотреб, — считает Путин. — Работу нужно вести, ориентируясь на потребности передовых наукоемких отраслей. Почему? Потому что деньги мы вкладываем в очень сложное оборудование сегодня, дорогостоящее. Выпускать на этом оборудовании сковородки недопустимо. Нужно ориентироваться на потребности медицины, энергетики, авиа- и судостроения, на космос, информационные технологии и связь».

Россия, благодаря государственному оборонному заказу и экспорту, в течение последних лет продолжала развиваться. Но уже отсутствуют в большом количестве возможности для исследований и разработок, а, следовательно, качество вооружения постепенно снижается. В обозримом будущем указанные проблемы могут оказать негативное влияние на развитие оборонно-промышленного комплекса. От производственной базы организаций оборонно-промышленного комплекса будет зависить состояние национальной безопасности, а также комплексное и системное развитие субъектов Российской Федерации, расширение и укрепление хозяйственных связей между ними.


Автор: (admin) Редактор Полный текст статьи: http://operline.ru/content/ekonomika-i-finansy/vpk-drayver-ekonomicheskogo-rosta.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий